Как в Барнауле дрессируют и готовят к соревнованиям собак
На стадионе «Рубин» прошли соревнования по национальным видам дрессировки собак. В них приняли участие хозяева и их питомцы из городов Алтайского края, Кемеровской и Новосибирской областей.
Культура собаководства
Есть люди, для которых собаки — это часть работы. Полицейские, спасатели, сотрудники УФСИН их дрессируют, вместе служат, выступают на ведомственных соревнованиях. Недавно, например, мы рассказывали о победе сотрудников Алтайского УФСИН на чемпионате России.
А что делать простым собаководам-любителям, которые тоже хотят заниматься с собаками? Тренировки, например, в рамках грантового проекта проводит Федерация кинологического спорта Алтайского края. И она же устраивает соревнования, в которых любители могут принимать участие.
— Мы сегодня проводим квалификационные соревнования по национальным видам дрессировки. В нее входят общий курс дрессировки, то есть программа послушания, а также защитно-караульная служба, — рассказывает Виктория Троянова, руководитель краевой федерации кинологического спорта. — Участвуют обычные любители, которые просто начали заниматься со своими питомцами, увлеклись и стали заниматься спортивно-прикладным собаководством.
Определять лучших на соревнованиях приехал наш земляк, ныне работающий в Москве, судья Российской кинологической федерации Юрий Широнин.
— Такие мероприятия — это повышение культуры собаководства, ответственного отношения к питомцу, что особенно важно, когда человек владеет представителем крупной служебной породы. Кто-то посмотрит, заинтересуется, расскажет друзьям-собаководам, а это решит много проблем, — считает Юрий Борисович.
Профильные и непрофильные
Соревнования по общему курсу дрессировки — это, по сути, проверка того, как питомец слушается хозяина. Его, хозяина то бишь, тут называют тренер или проводник. Но выступают они вместе, и тандему требуется продемонстрировать, как собака умеет ходить рядом без поводка, преодолевает барьеры, выполняет классические команды «сидеть», «лежать»
В защитно-караульной службе собаке требуется продемонстрировать умение охранять вещь, задерживать нарушителя и конвоировать его. К этим испытаниям, по правилам, допускается ограниченный список пород.
— Но все новички без исключения перед выходом на такие соревнования сдают квалификационный экзамен, подтверждая, что собака умеет работать, только после этого их допускают, — объясняет Виктория Троянова.
В этот раз на стадионе «Рубин» собралось около 30 участников во всех категориях. Породы допускаются все без исключения, но на этот раз преобладали служебные — немецкие овчарки и малинуа в подавляющем большинстве. Из «непрофильных» был замечен, например, шарпей.
Михаил Соколов со своей пятилетней Айзой тренируются уже два с половиной года.
— Мы просто пришли в федерацию позаниматься. Там сказали, что отличная собака, способная. Я растаял, решил продолжать. И вот с тех пор тренируемся минут по 15−20, — улыбается Михаил. — Шарпей — порода не служебная, поэтому ей не всё легко дается. Легче всего барьеры и фигуры — она любит куда-то залезть. С командами на расстоянии уже сложнее. Вообще, она много чего может выполнить на тренировках, просто сегодня я в рабочее состояние её привести не смог.
Глаза в глаза
Кстати, как говорит Юрий Широнин, невыполнение заданий — зачастую ошибка проводника, им не хватает соревновательного опыта. Собаки-то ведь перед выходом на соревнования проходят квалификацию, то есть они все умеют, главное — задать правильный вектор.
И именно за опытом приезжают на такие соревнования люди. Наталья Фесик и малинуа Гард добиралась до Барнаула из Бердска на электричке. Наталья — организатор цирковых шоу, поэтому и своего напарника называет не служебной, а защитно-цирковой собакой. Профильную команду может не выполнить, зато позу «зайка» примет — только попроси.
— Сегодня все соревнования она лаяла — а это запрещено, и за каждое упражнение снимали баллы. Но ничего, тоже опыт, — говорит Наталья.
Кто-то свои испытания так и не проходил. Тася, кане-корсо Сергея Кислицына, упорно отказывалась подниматься на одно из препятствий — бум, так оно и осталось не пройдённым.
— Порода интересная, сложная, — признаётся Сергей. — Я ещё одновременно занимаюсь с немецкой овчаркой — за четыре месяца она освоила больше, чем кане-корсо в четыре года. Но и без обучения нельзя. Стали заниматься, когда дочь в девятилетнем возрасте перестала справляться с четырехмесячным щенком.
А некоторые дуэты так шикарно проходили все испытания, что оставалось только восхищаться их взаимодействием. Немецкая овчарка Стеша так преданно заглядывала в глаза приехавшей из Новосибирска Людмиле Плотниковой, что, казалось, выполнит любую, самую невероятную команду. И для многих осталось удивительным, что с неё сняли баллы.
— При выполнении команды «ко мне!» она проявила слишком много эмоций — радуется, но правила это не приветствуют, — объясняет Людмила. Собаками она занимается более 50 лет, и исключительно немецкими овчарками. Сейчас в её доме живут три поколения питомцев: кроме самой Стеши, ее мама и бабушка.
Рекорд же соревнований, набрав 99 баллов из ста, установила Алёна Воеводская и её малинуа Дарти, они приехали из Кемерова.
— Я профессионально занимаюсь дрессировкой. У меня инвалидность, и в своё время собаки меня и подняли на ноги. Конечно, хотелось бы 100 баллов, но мы и 99 ни разу не набирали. В этом году хорошо идем, меньше 96 очков нигде не было. Хотим на чемпионат России, который будет осенью в Липецке, нужно, чтобы собака работала на любых площадках, не только дома, — объясняет Алёна.
Дарти — собака послушная, но, как говорит Алёна, с синдромом отличника — хочет выполнять всё идеально и очень не любит, когда что-то не получается.