Страницы истории алтайского хоккея. Октябрь 1969 года. «Мотор» на старте нового сезона
Конец 60-х годов - время, когда не только в Москве, но и в регионах стали появляться добротные молодые хоккеисты, будущие звезды советского хоккея, а также хоккеисты, которые усилят почти все команды первой группы или попробуют в ней свои силы. Советский хоккей вышел на более качественный уровень развития. И если раньше в сборную страны попадали в основном игроки из ведущих столичных клубов, уже достаточно зрелые, прошедшие горнило турнирных испытаний, то в 1969 году наша сборная была как никогда молода. Причем в ней появились воспитанники немосковских хоккейных школ.
Так, Евгений Поладьев - попал в московский «Спартак», а из него уже в сборную, из Усть-Каменогорска, Александр Мальцев - до московского «Динамо» играл в Кирово-Чепецке, Борис Михайлов - хотя и москвич, но проявил себя и начал играть по-настоящему только в Саратове, также, как и москвич Валерий Харламов, который стал настоящим хоккеистом, получив хоккейную закалку в Чебаркуле, хотя и являлся воспитанником ЦСКА. Чуть позже в сборной появится и бывший хабаровчанин Геннадий Цыганков. Потом - Александр Гусев, проходивший стажировку вместе с Харламовым в чебаркульской «Звезде». Еще в 1968 году олимпийским чемпионом станет омский самородок Виктор Блинов, выступавший в то время в московском «Спартаке».
Уровень мастерства команд с периферии был достаточно высок ввиду хорошей конкуренции. Провинциалам из 60-х нужен был минимум времени, чтобы адаптироваться в более сильных командах. Поэтому и не удивительно, что не остались без внимания и ведущие игроки барнаульского «Мотора». Вратарь команды Герман Сурков (1945) получил приглашение из команды первой группы горьковского «Торпедо» и занял место дублера знаменитого в то время вратаря советского хоккея, заслуженного мастера спорта Виктора Коноваленко, и в том памятном сезоне Герман сыграл за волжан в первой группе 16 матчей.
Защитник «Мотора» Валерий Евтушенко (1947) перешел в команду второй подгруппы (это второй по силе эшелон советского хоккея, затем будет называться первой лигой) - пермский «Молот», и вместе с командой в том сезоне был удостоен бронзовой медали за третье место. Пермяки тогда только на одно очко отстали от саратовского «Кристалла» и на три - от минского «Торпедо». Валерий Евтушенко отыграет за «Молот» два сезона.
Получили заманчивые приглашения в более сильные команды лучший бомбардир «Мотора» Николай Извеков и хитроумный дриблер Геннадий Куприянов, но всякий раз от них отказывались, довольствуясь меньшим. Было ли это патриотизмом? Вряд ли. К сожалению, это был именно тот случай, когда талантливые спортсмены сами для себя определяли планку мастерства, не желая менять что-либо в своей хоккейной судьбе. Уверен, что они могли бы проявить себя и на более высоком уровне.
Ушел из команды старший тренер Анатолий Сорокин. По разным причинам покинули «Мотор» Борис Гуляев, Николай Игаев, Борис Ушаков, второй вратарь Владимир Баранов. Один из лучших защитников «Мотора» Николай Шебашов (1949) перешел в СКА (Новосибирск). В Горький вернулся нападающий Владимир Курицын, но команда класса «Б» - «Чайка», в которой он хотел дальше играть, была расформирована, и он с опозданием, но все же вернулся в «Мотор».
Возглавил нашу команду бывший второй тренер - Борис Васильевич Кузьминых. Помогать ему стал Владимир Семенович Серегин, бывший горьковчанин. Как раз возникла проблема вратарей, но вскоре она была частично решена: Серегин привез из Москвы воспитанника столичного «Динамо» (тренеры Виктор Тихонов и Олег Толмачев) - вратаря Эдуарда Ганичева (1946). Он уже имел небольшой опыт выступлений в подольском «Торпедо», ангарском «Ермаке» и днепродзержинском «Химике». Дублера ему никак не могли найти и остановили выбор на 15-летнем Володе Блинове, воспитаннике барнаульского «Рубина» (поселок Южный), но играть ему в том сезоне почти не пришлось.
В обороне, с уходом ведущих защитников в более сильные команды, также возникли проблемы. Поэтому Виталий Яковлев (1947) по просьбе тренеров переквалифицировался из нападающего в защитника. Из горьковского «Водника» приехал защитник Борис Андрианов (1947), а из рубцовского «Торпедо» вернулся защитник Владимир Бояркин (1949). Таким образом, в «Моторе» вместе с барнаульцем Виктором Парфеновым (1948) стало пять защитников. Самым же опытным в обороне был Валерий Яхно (1944).
В линии атаки у «Мотора» были скомплектованы три звена. Первое, ударное, Куприянов - Извеков - Мурашкин. Второе: Курицын - Курзенев - Киселев. Третье: Спирин - Титов - Сухов. Однако так было только на начало сезона. Потому как в команду приехали еще молодые нападающие. Воспитанник горьковского «Торпедо» Сергей Котов (1951), московский спартаковец Владимир Петров (1949), которого не надо путать с его полным тезкой из ЦСКА и воспитанником «Крылья Советов» - многократным чемпионом мира - Владимиром Петровым (1947), и вернувшийся из молодежной команды новосибирской «Сибири» - Сергей Столяров (1952). Все трое претендовали на места в основном составе, но Кузьминых поначалу доверял более опытным игрокам.
«Мотор» начал подготовку к сезону 35-дневным сбором в Горно-Алтайске Команда занималась по пять часов в день легкой атлетикой и штангой, футболом и другими подвижными играми. А 5 сентября «Мотор» начал свои тренировки на льду барнаульского Дворца спорта. Задачу на сезон команда сама себе выбрала достаточно сложную - быть в середине турнирной таблицы, то есть занять шестое или седьмое место. Учитывая, что вторая группа класса «А», как и в предыдущем сезоне, была несколько расширена, «Мотор» намеревался обойти, как и в прошлый раз, двух неудачников, а также новичков класса «А».
В Восточной зоне стало 12 команд, как и в Западной. Победитель на Востоке - алма-атинский «Автомобилист», перешел в первую группу (вторую подгруппу), а вместо него пришла армейская команда Новосибирска - неудачник прошлого сезона. Кемеровский «Строитель» Федерацией хоккея СССР был помилован и оставлен в нашей зоне. «Таганай» из Златоуста перекочевал в Западную зону. Добавились также и два победителя из класса «Б» - омский «Локомотив» и армейцы Хабаровска, что было по-спортивному принципу весьма справедливо. Сезон предстоял интересный и трудный.