Командная работа: кинологи-полицейские Алтайского края привезли бронзу с чемпионата России
В Вологде завершился ежегодный чемпионат МВД России по многоборью среди специалистов-кинологов. В личном зачёте каждый из трех участников, представлявших ГУ МВД РФ по Алтайскому краю, вошёл в десятку, а в командном зачете наша команда в первой группе (в ней выступали сборные, представляющие Главные управления МВД России) завоевала бронзу.
Испытания по профилю
Для старшего инспектора-кинолога ГУ МВД РФ по Алтайскому краю Александра Лисина и его коллег, инспекторов-кинологов Николая Самосадного и Александра Воронкова, поездка на чемпионат России была не первой. Один только Лисин за 12 лет работы в органах трижды с командой занимал призовые места, а Воронков был призёром соревнований еще в ту пору, когда полиция была милицией.
Как рассказывают участники, соревнования проходят в несколько этапов. Сначала общие испытания для всех: проверка ОФП, где требуется пробежать с собакой километровый кросс, и защитная работа - проверяется, как пёс задерживает нарушителя, защищает хозяина. А потом начинается профильное тестирование. Александр Лисин и его немецкая овчарка Калаш, например, разыскники, работают по следу.
— У нас было два направления следовой работы: первая в поселковой местности, вторая, так называемая «след 2», — в городских условиях, заводы, склады, дома, — рассказывает Лисин. — От собаки требуется обнаружить заданную вещь на определенной территории.
Александр Воронков и Николай Самосадный работают с бельгийскими овчарками малинуа. Их профиль тоже схож. Напарник Воронкова Аслан ищет взрывчатые вещества, а Джойс, партнер Самосадного, — наркотики.
— Нам было необходимо обыскать автотранспорт на наличие взрывчатки, обследовать минное поле, отдельно стоящие предметы и помещение, — поясняет Воронков.
Самосадный отмечает, что для его тандема профильные задания были схожи, только искали наркотические вещества.
Без сомнений
Подготовка к таким соревнованиям начинается примерно за полгода до их начала, как только приходит положение, в котором обозначается суть испытаний. А перед этим в подразделении проходили внутренние соревнования, на которых определили лучших, причем не только тройку, которая будет представлять региональное ГУ МВД на соревнованиях, но и их дублеров — на всякий случай. И после этого стартует целенаправленная работа с учетом особенностей предстоящих соревнований, причем без отрыва от основной работы.
— Конечно, собаки у нас подготовленные, и большинство испытаний — те, с которыми мы сталкиваемся в ежедневной работе, — рассказывает Александр Лисин. — Но есть нюансы. Например, от нас требовалось «занюхать» вещь и потом идентифицировать ее на местности. В обычной работе это не используем, так как злоумышленники на месте происшествия своих вещей обычно не оставляют. Выборку предмета я в своей практике тоже лишь раз применял.
Для специалистов по поиску взрывчатки тоже в этом году было новшество — искали не только имитатор запаха, но и настоящий тротил. Так что при подготовке в тандеме с Росгвардией на полигоне тоже пришлось поработать с реальными взрывчатыми веществами.
— И тем не менее все это похоже на настоящую работу, когда мы, к примеру, вместе с сотрудниками Госавтоинспекции проводим досмотр транспортных средств, — рассказывает Александр Воронков. — Только здесь все на оценку. На обследование трех транспортных средств, в двух из которых заложены взрывчатые вещества, дается четыре минуты. Обнаружила собака искомое, обозначила его, выполнила пятисекундную выдержку — упражнение засчитано, можно двигаться дальше.
Учитываются все нюансы: с какой попытки собака находит вещество, как это обозначает, уверенно или с сомнением. При этом внимание судей направлено на тандем участников, оценивается, как работает кинолог-инструктор, как подает команды, как их воспринимает собака.
— В некоторых упражнениях мы можем помочь собаке, а где-то надо полностью положиться на нее, довериться её умениям, — говорит Александр Лисин. — Главное, быть уверенным. Для наших напарников такие соревнования — стресс, они понимают, что это не тренировка и не обычная работа. Если начнешь волноваться, это передастся и ей.
Учитывая итоговый результат, можно сказать, что с волнением наши кинологи справились, показав мастерство высокого уровня.
Одно целое
Все наши участники чемпионата МВД России — опытные сотрудники. И это касается не только инструкторов, но и собак. У Калаша, напарника Лисина, скоро предельный восьмилетний возраст службы, предстоит тестирование — или на пенсию, или дальше можно продолжать работу. Пёс, названный так, судя по всему, в честь нашего великого земляка-оружейника, приехал на службу в краевое ГУ МВД в шестимесячном возрасте. Александр — его третий напарник, и хозяин не скрывает, что притирка была непростой.
— Конечно, когда ты готовишь собаку под себя с щенячьего возраста или берёшь уже взрослой — большая разница, — говорит Лисин. — Так получилось, что его первая хозяйка уволилась, второй перевёлся на другое место работы. База у Калаша была хорошая, но контакт установили не сразу. И я личность, и он — пришлось искать компромисс, объяснять, что всё-таки я в паре главный. Это не механическое воздействие ни в коем случае, есть масса мирных способов, чтобы установить контакт. Наша повседневная работа — выезды на места происшествий: кражи, угоны автомобилей, поджоги, розыск без вести пропавших.
Сейчас в силу специфики работы хозяина Калаш на передовой оказывается нечасто. А до этого у него были одни из лучших показателей в подразделении.
Джойс, напарник Николая Самосадного, за свои шесть лет тоже нашёл немало запрещенных веществ. А Аслан, верный помощник Александра Воронкова, уже успел отличиться после соревнований. Наверняка вы видели в новостях, что в одном из районов Барнаула обнаружили мину 82 мм. Вот как раз Аслан её и отыскал, указав, что она боевая.
— Аслану скоро семь, мы с ним тоже немало по командировкам проехали. Он очень добрый, контактный, домой его беру, дочка с ним играет. А мы с ним уже одно целое, — говорит кинолог.
Кинологическое подразделения регионального ГУ МВД работает не только в Алтайском крае, но и выезжает в командировки в Кемерово, Новосибирск, сотрудники даже летали на вертолете на Белуху — искали там людей. А еще они работали на чемпионате мира по футболу в 2018 году, на универсиаде в Красноярске. В общем, на все руки. И на все носы.
Кстати
В кинологической службе ГУ МВД России по Алтайскому краю содержится около 90 собак — это немецкие овчарки, малинуа, лабрадоры, спаниели и бордер-колли.
Ярослав МАХНАЧЁВ, «Вечерний Барнаул»