В тисках Барлыка. 40 лет назад алтайские мототуристы открыли новый географический район для путешествий высших категорий сложности
О том, как это было, написал в «АС» спустя четыре десятилетия руководитель группы Виктор Пантыкин:
…Петляет, цепляясь за сопки ухабистая дорога. Справа - белки Тигирекского хребта, слева - причудливое нагромождение скал. Это Горная Колывань - край богатый минералами, ценными породами камней. Именно на Колыванском камнерезном заводе, который существует с 1802 года, была изготовлена, хранящаяся в Эрмитаже «Царица ваз» - образец искусства колыванских мастеров.
Наша группа состоит из шестерых спортсменов: четверо - это мототуристы Барнаульского котельного завода: сварщики цеха № 9 Анатолий Филатов и Яков Грефенштейн, мастер цеха № 8 Виктор Пантыкин и контролер ОТК Наталья Пантыкина, усиливают заводскую команду барнаулец Раис Хабибулин и Хабиб Агишев из узбекского города Навои. С Хабибом мы познакомились в 1978-м году в песках Туркменистана. Позже он участвовал с нами в мотоэкспедиции «По местам бояев отряда Петра Сухова». Интересен был момент знакомства Хабиба с Раисом. Один протягивает руку и представляется: «Хабибулин», а другой отвечает: «Хабиб!!!». Веселое знакомство получилось!
Мы идем на мотоциклах «Ява» из Алтая в Саяны через Шапшальский хребет по маршруту высшей категории сложности, заявленному на чемпионат СССР по туризму.
…Дорога упирается в разрушенный мост через реку Черная. Мощный поток воды, шириной в двадцать метров, не позволяет переправиться даже пешком. Удержим ли мы на таком валу мотоцикл? Расчет на успех сомнителен. А возвращаться еще тяжелее: ведь позади многокилометровые заболоченные участки, трудные броды через реки Белую, Перекоп, перевал Осиновый…
Выручает двойной блок, который мы везем для штурма перевала Узун-Хем. Натягиваем две веревки между березами, растущими на противоположных берегах, пускаем по ним блок. Закрепляем первый мотоцикл и с обрыва - в воду! Упругая струя ударила в машину, накрыла ее. Канаты зазвенели. Облепив со всех сторон мотоцикл, удачно переправляемся.
А впереди нас ждет еще более серьезная преграда - река Иня. Там разбушевавшаяся стихия не так давно снесла мост, утонул местный пастух. Чем ближе к реке, тем сильнее ее пугающий гул.
Подъехав, видим на противоположном берегу редкие домики полузаброшенного села Усть-Ионыш. Ширина реки здесь более сотни метров. Нашего запаса веревок не хватает для переправы.
Переправиться на другой берег помог водитель гусеничной машины базирующей неподалеку геологической партии. Он согласился сделать несколько рейсов через бушующую реку. С берега хорошо было видно, как вода приподнимает тяжелую машину и несет вниз, но опытные руки водителя всякий раз вырывали ее из этой круговерти.
Поблагодарив своего спасителя, идем на штурм перевала Киржацкого. Протяжно воют на подъеме моторы. Очень пригодилась здесь кроссовая резина, которой снабдил группу заводской комитет ДОСААФ. Черный дымящийся след остается за нами.
Когда вершина была уже рядом, у мотоцикла Хабиба что-то угрожающе хрустнуло… Заклинило коробку передач. Все, «приехали»… Нужно разбивать лагерь. В груди заныло от предчувствия, что завтрашний день не принесет нам облегчения.
Как выяснилось при разборке двигателя, сломалась ось вилок переключения передач, сгорела одна из вилок. Запасные вилки у нас были, а вот ось… Придется искать мастерскую с токарным станком. Усть-Ионыш близко, но там нет ремонтной базы - это мы заметили, когда проезжали село. Решаем отправить пару человек в крупное село Тулата, где наверняка есть станок. Это шестьдесят километров по горам и бездорожью.
Лишь к вечеру вернулись усталые, но обрадованные удачей ребята. Местный умелец сумел выточить нужную деталь из клапана двигателя от какого-то грузовика. Снова звенит у костра смех, снова все полны решимости продолжать нелегкий путь. Сегодня мы «в ударе». И на предостережения жителей Сентелека, что на Усть-Кан нам не пройти, отвечаем шутками.
Час за часом отвоевываем километры. И снова самое страшное - вода. Разлившийся Чарыш затопил дорогу. На ощупь крадемся по подводным камням навстречу неизвестности, мостим дно.
В Верхний Уймон прибыли, отставая от задуманного графика движения на два дня. … В 1926 году Алтай заливали дожди. Экспедиция, возглавляемая русским художником Николаем Константиновичем Рерихом двигалась через Кырлык и Абай к Усть-Коксе, оттуда на пароме переправилась на правый берег Катуни, в село Верхний Уймон. Путешественники остановились в двухэтажном рубленом доме Вахрамея Атаманова, ставшем на целый месяц штаб-квартирой экспедиции. Ныне здесь музей Николая Рериха - единственный в стране.
…Коварная тропа от Тюнгура на Иню уже знакома нам по походу 1981 года «По местам боев отряда Петра Сухова». Более 2000 километров прошел этот отряд по тылам колчаковских войск летом 1918 года. В восемнадцати тяжелых боях красногвардейцы под командованием молодого шахтера из села Кольчугино (ныне город Ленинск-Кузнецкий) одержали победы. Но силы отряда таяли. Узнав, что Омск занят Колчаком, Петр Сухов принимает смелое решение - идти через Монголию и соединиться с частями Советского Туркестана. Отряд уже подходил к границе с Монголией, но был предан провокаторами-эсерами и у села Тюнгур попал под огонь вражеской засады. На высоком берегу Катуни похоронены 144 красногвардейца вместе со своим командиром. Как и в прошлый раз, мы возложили скромные полевые цветы на могилу героев.
…Высоко над Катунью вьется чуть приметная тропинка. Руки напряженно сжимают руль. Пот заливает глаза, немеют мышцы рук и шеи. Страшно глянуть вниз - там, в глубине, мчит свои быстрые воды река. Осторожно, страхуя друг друга, продвигаемся вперед. Напряжение достигает предела. Чуть расслабишься и переднее колесо зависнет над пропастью.
Начался дождь, а мы все еще боремся с каменными уступами, прижимами, головокружительными подъемами и спусками. Колеса и обувь скользят по камням, отчего путь становится во много раз опаснее. Словно в награду за перенесенные тяготы, в селе Инегень попали на свадьбу. Алтайцы славятся своим гостеприимством, но в такую погоду надо поторопиться, чтобы быстрее выбраться на хорошую дорогу.
Вот и Чуйский тракт. Наконец-то долгожданная передышка. Набираем высоту. В Кош-Агаче совсем холодно - минус один. Далее начинается участок пути на Туву, через Мугур-Аксы и Шапшальский хребет, который по нашим данным, еще не посещали мототуристы.
28 июня. Перевал Бугузун - граница Алтайского края с Тувинской АССР. Склоны и дорога еще под снегом. Попытка пробить в нем тоннель тяжестью разогнавшегося мотоцикла не увенчалась успехом. С трудом извлекаем машину из снежного плена. Идем в обход снежника болотом. Снова поминаем добрым словом замечательную кроссовую резину. Сколько сил она нам сохранила!
… Высота 2500 метров над уровнем моря. Любуемся огромным ледяным панцирем озера Хиндиктиг-Холь. Сюда только-только пришла весна. Несколько километров по высокогорной тундре вокруг озера дались нам очень тяжело. С трудом нашли сухое место для установки палатки. Ночью выпал снег… А утром всех удивил Раис. Перекинув через плечо полотенце, он смело двинулся к воде. Раздвигая льдины, начал купаться. Нам от этого стало еще холоднее…
Перевал Узун-Хем встретил нас грозным белым молчанием. Крутые склоны покрыты толстым слоем снега, где тропа - угадать невозможно. Дальше выходим на разведку. Высота 3000 метров. Здесь настоящая зима. Бушует пурга. Видимость 50 метров. Вдруг проваливается под снег Раис. «Не подходите - подо мной пустота!», - успел крикнуть он. Осторожно вытаскиваем его из трещины.
Контрольную записку взять не удалось - снежная пелена наглухо закрыла седло перевала. Спускаемся вниз. Быстро темнеет. Движемся при свете фар от тура к туру, которые мы предусмотрительно выложили из камней при подъезде к перевалу. Прибыв к уютному костру, с радостью оставляем седла своих мотоциклов.
За ужином единодушно решили воспользоваться запасным вариантом маршрута - через перевал Коге-Дава по каньону реки Барлык. В селе Мугур-Аксы нас недоуменно встретили местные жители: как же мы сумели пройти по не открывшимся еще перевалам? Вообще-то этот район Тувы наглухо закрыт от цивилилзации. Сообщение с центром республики только через Монголию! За это СССР платил МНР звонкой монетой.
Сразу за бродом через реку Каргы начался десятикилометровый подъем на Коге-Дава, сплошь усыпанный крупными камнями. Руль выбивает из рук, переднее колесо подпрыгивая на камнях, то и дело зависает в воздухе. Мотоцикл от этого становится почти неуправляемым. Не хватает мощности двигателям, хотя используем силовые ведущие звездочки. Провели разведку - дальше еще хуже. Между тем стемнело. Откатываемся назад - к Каргы.
Тянет дымком костра. Всех сморила усталость, а я, превозмогая боль в опухших от напряжения руках, думаю об отступлении. У всех невысказанная мысль: неужели нет выхода, неужели Коге-Дава не по зубам нашим «Явам»?
Ночь вернула силы. Вновь мы на склонах перевала, сменили тактику подъема, помаленьку двигаемся вверх. И опять незадача: на мотоцикле Анатолия полностью сгорело сцепление, а запасной комплект дисков мы уже использовали. На этот раз выручила туристская запасливость: пригодились подобранные на всякий случай еще в Тулате (валялись возле мастерской) диски тракторного фрикциона. Удаляем из металлической оправы сгоревшие накладки, а на их место с помощью клея или просто, подгоняя вплотную, вставляем материал дисков фрикциона, предварительно подогнав по размеру окон оправы. Через пару часов ремонт завершен.
И вот перевал взят! Спускаемся в русло Барлыка. Озеро, из которого берет начало река, еще во льду. Но это нас уже не пугает. Окрыленые успехом, стараемся уйти за световой день как можно дальше. Лихо преодолеваем препятствия, уготованные нам бездорожьем.
А денек то выдался отличный! Пожалуй, это первый по-настоящему жаркий день в высокогорной части маршрута. Со всех сторон потянулись к Барлыку веселые ручейки - притоки. С каждым километром река становится все полноводней. Вода настолько холодна, что не выдерживаешь в ней и полминуты. Тропа, прыгая по камням, петляет с одного берега на другой, прижимаясь к скалам. Броды следуют один за другим. На очередном перетаскиваем четыре мотоцикла. На последний сил уже нет, ноги совсем окоченели от ледяной воды и мы просим Раиса подождать немного.
Видя как нам нелегко, он молча сел за руль. Мы в это время согревали ноги и ничего не увидели. К действительности нас вернул рев двигателя. Поднимая столб брызг, мотоцикл пытался с разгона пройти брод. Не успели мы и глазом моргнуть, как «Ява» начала стремительно удаляться, кувыркаясь на порогах реки.
- Снимай! — кричу я нашему кинооператору Наталье. Так оказался в фильме этот знаковый эпизод - бегущие по острым камням босоногие туристы и удаляющаяся в бурунах «Ява». Более сотни метров промчала на себе бешеная река нашего незадачливого водителя…
Пока члены команды приводят в порядок перенесший купание мотоцикл, идем с Яшей на разведку. Всего шесть километров оставалось нам до автомобильного следа, который уходил по реке Арзайты на одноименный перевал к селу Саглы. Но что это были за километры? Река сжимает тропу, то и дело сталкивая ее прямо в порожистое русло Барлыка. Мы же, как горные козлы, крадемся узенькими тропками на головокружительной высоте над рекой.
«За сутки не пройти», прибросили мы. Именно столько осталось нам, чтобы дать весточку двум контрольно-спасательным службам, пристально следившими за нашим продвижением от самого Змеиногорска.
Очень заманчиво было построить плот и преодолеть опасный каньон, но где-то на середине пути фарватер перегородила упавшая лиственница в обхват толщиной. С тяжелым сердцем вернулись мы в лагерь. Сообщаем результаты разведки, и видим отчаяние в глазах ребят - пройти столько трудных километров, чтобы отступить перед какими-то шестью!
А к вечеру вода сильно поднялась, недобрую шутку сыграла с нами жаркая погода, началось обильное таяние снегов. К тому времени наш отряд изрядно вымотался. От постоянного «моржевания» в ледяной воде, начались простуды. В условиях высокогорья у Яши обострилась язвенная болезнь. У нас уже не оставалось сомнения - необходимо отступить.
Но сколько сил потребовалось на это! Вода преследовала нас на каждом шагу. Броды, которые мы проходили двумя-тремя днями раньше легко, не замочив ног, теперь требовали от нас полной отдачи сил, энергии, мастерства и находчивости. Глубина бродов зачастую оказывалась по бак. И здесь главной задачей было не допустить попадания воды в карбюратор, воздухофильтр. Для этого многие броды преодолевали с заглушенными двигателями,
…Пожалуй в каждом разумном отступлении есть доля будущей победы. Главное - первый шаг сделан. Пройдено 3000 километров в тяжелейших дорожных условиях, вызванных неслыханно затянувшейся весной 1983 года. Начато изучение нового географического района для автомотопутешествий.
Спустя пару лет нам все же удалось пройти из Алтая в Саяны. А потом было головокружительное восхождение на высочайшую вершину Восточной Сибири - гору Монгун - Тайга, первопрохождение перевала Шапшал и много других маршрутов, отмеченных медалями чемпионатов и кубков России по туризму.