Теория и практика Николая Гладских. О тренере, подготовившем чемпионку России
В День физкультурника герой нашей публикации - один из сильнейших волейбольных специалистов региона
Николаю Гладских, тренеру по волейболу барнаульской СШОР-2, ни за что не дашь 76 - высокий, статный, подтянутый. Если не отпуск, он в игре все семь дней в неделю - тренировки сменяют соревнования, за ними снова тренировки, а любимое дело не старит.
Чемпионский маршрут
…Спортзал 76-й школы в посёлке Южном в Барнауле. Лето, жара. Редкий случай - старшая и младшая группы Гладских занимаются вместе, обычно старшие тренируются в зале СШОР-2. Но в первый месяц лета при 76-й школе работает летний лагерь - куда ходят и те, и другие. Младшая группа - это вообще все ученицы 76-й школы.
Скоро обед, поэтому часть волейболисток отправляется в столовую накрывать столы. Остальные остаются в зале. Идёт работа с мячами. Николай Иванович выдаёт девочкам утяжелённые. Для меня поясняет: «Пальцы волейболистки должна быть жёсткими, а тяжёлый мяч укрепляет кисть».
В этих координатах - спортзал 76-й школы на Южном и спортзал СШОР-2 в нагорной части города - уложилась, считай, вся тренерская жизнь Николая Гладских. Во время учебного года распорядок у него такой: день - здесь, день - там. В СШОР-2 работает с девочками 2010 года, а на Южном в группе Николая Ивановича дети 2012−2015 годов рождения. Родители младших школьников пока не готовы отправлять своих кровиночек в спортшколу за несколько автобусных остановок от дома.
- На Южном я детей набираю. В 76-й школе, спасибо директору, который выделяет нам спортзал, пару лет с ними позанимаюсь, а как подрастут - перехожу в зал спортивной школы, - поясняет Николай Иванович.
Маршрут «поселок Южный - остановка „Школьная“ отлично знаком и одной из самых первых ярких учениц Николая Гладских Елене Петреневой, выступавшей в высшей лиге СССР за новосибирский „Кировец“, и чемпионке России этого года в составе московского „Динамо“, игроку сборной страны Екатерине Пипуныровой. С разрывом в десятилетия свои первые шаги в волейболе они сделали под началом Николая Ивановича.
А вот Ларису Казанцеву (в девичестве Мошкину. — Прим. „АС“), ныне директора волейбольной краевой спортшколы олимпийского резерва „Заря Алтая“, Николай Гладских сагитировал заниматься волейболом в посёлке Кирова (Булыгино).
- Когда я училась в шестом классе, - вспоминает Лариса Борисовна, - в школе появился Николай Гладских. Молодой, красивый, он пригласил девочек в волейбольную секцию. Отбора не было, записались все, кто хотел, - человек тридцать. Но в середине семидесятых транспорт работал неважно: чтобы доехать с Булыгино в нагорную часть Барнаула, уходило не меньше часа. Через полгода нас, с Булыгино, осталось у Гладских трое. А через год я только одна тренировалась.
- Лариса девчонкой два раза уходила из волейбола, - вспоминает в свою очередь Николай Иванович. — Бросает заниматься, я иду к родителям, выдергиваю её обратно. Мы и сейчас поддерживаем с ней отношения, иногда ругаемся, - улыбается тренер. — Но это больше споры на волейбольную тему.
Перекрёстки судьбы
В барнаульский посёлок Южный, который стал пристанью на всю жизнь, Николай Гладских приехал молодым специалистом в 1970 году, окончив Омский институт физкультуры. Надо сказать, что в то время тренеров с высшим спортивным образованием можно было пересчитать в регионе по пальцам.
- Сам я деревенский, из Егорьевки, райцентра недалеко от Рубцовска, - рассказывает Николай Иванович. — Поехав в Омск, я впервые в жизни оторвался так далеко от дома один. Мы - абитуриенты - жили в старом корпусе института. Полный зал! Сижу, готовлюсь к экзаменам, а мысли: поеду я лучше домой в деревню, зачем мне это надо? Экзамен проходит - части жильцов нет. Но я поступил. Конечно, ни о каком тренерстве я тогда не мечтал. Просто хотел научиться хорошо играть в волейбол.
В сельской школе у нас подобралась отличная команда. Парни все высокие (рост Николая Гладских 187 см, для 1960-х годов это примерно как два метра сейчас. - Прим. „АС“). Но тренера в деревне не было, а зимой нашим спортзалом была классная комната: если мяч ударится ниже панели по стенке - он в площадке, выше - за площадкой. К моменту поступления в институт особых волейбольных качеств, кроме физических данных и сообразительности, у меня не было, время для постановки и утверждения техники было уже безвозвратно упущено. Конечно, я мог бы на каком-то уровне играть, но ещё в вузе женился. Надо было кормить семью. На отделении волейбола мы учились вместе с покойным ныне Владимиром Гавриловичем Дурудой, жили с ним четыре года в одной комнате. После вуза он поехал в Барнаул тренером в медицинский институт, а я на Южный - в спортклуб „Рубин“ от завода „Ротор“. Предлагали остаться в Омске, но я решил: лучше домой, поближе к деревне.
- Приходишь на тренировку, готовишься, - вспоминает Николай Иванович, - а ребята с завода придут и говорят: „Николай, да кончай ты своё ученье, дай нам мячик поиграть“. Так я годик поработал - и набрал в школе детей в волейбольную секцию. Продолжал заниматься инструкторской работой со взрослыми и подрабатывал вот в этой 76-й школе учителем физкультуры, инструкторская зарплата была маленькой - 70 рублей (сейчас это было бы примерно тысяч 15−20. — Прим. „АС“). А ещё через полгода меня призвали в армию.
Год супруга Николая Ивановича, тоже выпускница Омского института физкультуры, приехавшая в Барнаул вслед за мужем, оставалась на Южном одна, тренировала вместе со знаменитой Антониной Илотовской в заводском спортклубе гимнасток.
Через несколько лет Николай Иванович переманил её в волейбол. Именно Татьяна Ивановна приметила для волейбола в 5-й барнаульской гимназии в посёлке Южном Екатерину Пипунырову, ныне игрока сборной России, порекомендовала родителям показать её мужу. Николай Иванович очень ценит умение супруги верно оценить возможности воспитанников и дать им основательную физическую подготовку.
Судьбу Николая Гладских окончательно определил 1972 год, когда он вернулся из армии. О его будущем похлопотал Василий Герасименко, легенда женского волейбола Алтая, дальновидно полагавший, что для дальнейшего развития волейбола в регионе такие кадры, как Николай Гладских, нужны как воздух.
Двойной юбилей
- Встречает меня Василий Иосифович Герасименко и говорит: „Николай, на Горе спортивная школа открывается. Давай, туда“. Мы вместе поехали поговорить с директором, - вспоминает Николай Гладских. — Директором был Романов Василий Павлович. С 72-го года я в этой спортшколе. Вместе со спортшколой отметили в прошлом году два юбилея: ей исполнилось - 50 лет, а мне - 75.
В СШОР-2 Николай Гладских прошёл все ступеньки карьерой лестницы - работал тренером, завучем, директором. После ухода Романова на пенсию директорскую должность предложил ему председатель исполкома Центрального района Барнаула Александр Кочетов, человек очень любивший и ценивший спорт. Он здорово спортивным организациям на своей территории помогал. Сейчас в СШОР-2 проводят турнир его памяти.
- Вообще, директором спортшколы работать было непросто, - рассказывает Николай Гладских. — Не знаю, как сейчас будет, когда из спортивной системы снова всех переводят в образование, а тогда в образовании нас финансировали по остаточному принципу. Едем на соревнования, шапку перед заврайоно снимаем. Помню, один из руководителей мне говорит: „Вот, смотри, Николай, за деньги, которые ты просишь у меня на соревнования, я в школе могу химкабинет оборудовать. Ты предлагаешь мне от них отказаться?“.
Своя голова должна быть
Из всех, с кем сводила судьба Николая Гладских в женском волейболе, он выделяет четырех тренеров - Василия Герасименко, Юрия Братухина, Валентина Просекова и Петра Дугниста: „Это были корифеи!“.
- Кто из них повлиял на вас больше? — спрашиваю.
- Я человек самолюбивый. Когда приехал сюда, думал: „Ну чему меня Братухин может научить? Я же в Омске в институте учился!“. Но вижу, что отставать начинаю. Так-так, думаю, надо разобраться: в чём причина? А вообще, все главные знания мне, действительно, дал институт, на лекциях я не спал: старался всё впитывать. Учился хорошо. Даже сейчас, когда кажется, что в рабочей суете что-то из теории начал забывать, открою учебник: нет - всё верно делаю. Я всегда старался держаться самостоятельной линии, думать своей головой. Непререкаемых авторитетов для меня не было и нет.
Если мэтр алтайского футбола Василий Фомичёв был убеждён, что главный человек в футболе - это форвард, умеющий забивать, то в волейболе, считает Николай Гладских, такой же бриллиант - это сильный связующий.
- Пока дети совсем маленькие, им надо просто прививать любовь к игре. А дальше уже присматриваться, какая позиция лучше подойдёт ребёнку на площадке, исходя из этого строить индивидуальную работу. Если девочка высокая, стараюсь развивать в ней качества нападающего, - говорит Гладских. — Если ростом ребёнок не удался - то нападающего из него точно не выйдет, надо больше работать над приёмом на задней линии. А если у девочки нестандартное мышление и всё у неё ладится с первых шагов с пасом - отдаст куда надо и как надо, да ещё и спорит с тобой, то, понятно, её надо воспитывать как связующую. Если спорит, значит, у человека свою голова.
О тактике и технике
Нынешнюю сильную общую игру лучших волейбольных команд мира Николай Иванович связывает с тактической грамотностью тренеров и волейболистов, а ещё с большим штабом аналитиков.
Николай Гладских говорит: «Меня девочки однажды спрашивают: „Как это Гамова (двукратная чемпионка мира и серебряный призер Олимпийских игр, рост 202 см. — Прим. „АС“) атакует, атакует, а её мячи принимают?“. А я отвечаю: „Девочки, вот мы на скамейке сидим - вы и я. А там, где играет Гамова, в командах куча тренеров, каждый во время игры действия соперников записывает, а потом идёт разбор: так что соперницы уже знают, куда какой мяч Гамова будет бить. И, соответственно, выбирают позицию“.
- Мы тоже на своих занятиях тактику учим, - продолжает Гладских. — Но это же дети - увлекаются, всё в игре забывают.
Приходит моя очередь удивляться: „Но ведь задача детского тренера - не тактике обучить, а технике. Разве не так?“.
Николай Иванович соглашается. „Я скажу больше: только при хорошей технике и можно рассуждать о тактике. А о какой тактике говорить, если ты пас нормально отдать не можешь?“.
Несостоявшийся проект
Всю жизнь Гладских тренирует девочек. Почему не мальчишек или взрослых спортсменов?
- Когда я делал первый набор в школьную секцию волейбола, то пригласил и девочек, и мальчиков, - рассказывает Николай Гладских. — Но мальчишек моё объявление не заинтересовало, они на Южном всегда предпочитали футбол и хоккей. А вот девочки пришли. С мальчишками я всё-таки позанимался немного - это были дети моих товарищей, у меня ведь самого двое сыновей. Хорошая была команда, я с ней на Россию ездил. А потом увидел, что за ребятами упускаю девочек. И когда выпустил парней из спортшколы, больше к ним уже не возвращался. С девочками работать было перспективнее.
С профессиональным волейболом отношения у Николая Гладских просто не сложились.
- Когда в 2008 году возрождалась женская команда „Алтай“, - вспоминает он, - у меня был шанс в ней поработать. На должность старшего тренера прочили Владимира Гавриловича Дуруду - моего студенческого товарища, а меня рассматривали как второго тренера. Мы уже с ним настроились на эту работу, почти все волейболистки в первом составе „Алтая“ были мои воспитанницы. Но руководство отдало предпочтение Ирине Койновой, которая имела большой опыт выступления в профессиональном волейболе. Мы с Дурудой остались при своих прежних интересах.
Без надёжной переправы
Я ни разу не видел Николая Ивановича на домашних турах нашей женской профессиональной команды „Алтай-АГАУ“. В женском клубе „Алтай“ мне рассказывали, что даже сотрудничество со СШОР-2 по передаче молодых игроков в главную команду края идёт со скрипом.
Дело тут не в давней обиде, если она вообще есть. Самых сильных воспитанниц Николай Гладских предпочитает передавать в волейбольные клубы, играющие на более высоком уровне, где есть молодёжные команды.
По его мнению, молодым волейболисткам негде в регионе набираться опыта. Оставаясь дома, они к профессиональной команде „Алтай-АГАУ“ в нынешней ситуации подходят ещё незрелыми. Девчонок бросают в „мясорубку“, они теряют веру в свои силы и, не имея мотивации, пропадают для большого волейбола.
В регионе нет ни сильного чемпионата края, который бы служил мостиком в профессиональную команду, ни сильного студенческого волейбола, ни какой-то иной молодёжной лиги. В молодёжных командах Суперлиги, считает Николай Гладских, у его воспитанниц больше шансов состояться в волейболе. И это понимает не только он, но и родители юных волейболисток.
Кстати, как и в других игровых видах спорта, где на высшем профессиональном уровне можно получить немало материальных выгод, в волейболе нынешним детским тренерам непросто совладать с родительскими амбициями. Звёздная болезнь у некоторых проявляется гораздо раньше и сильнее, чем у их детей. В итоге подававшие надежды юноши и девушки нередко остаются у разбитого корыта. Николай Гладских может привести множество примеров, когда дети становились заложниками родительских фантазий.
А талантливые дети есть всегда. Николай Иванович не называет фамилии, но говорит, что в его группе сейчас тренируется хорошая девочка ростом 185 сантиметров. В ближайшее время она должна не только подрасти физически, но и в игровом плане. И, возможно, мы будем гордиться ещё одной волейболисткой в сборной России родом из Барнаула.
Виталий ДВОРЯНКИН.
Воспитанники Николая Гладских в командах мастеров и сборных России
Елена Петренева - «Кировец» (Новосибирск), «Забайкалка» (Чита), «Алтай» (Барнаул) - команда Шипулина и Дугниста 1980−1990-х годов.
Эльвира Базякина - «Алтай» (Барнаул) - команда Шипулина и Дугниста.
Наталья Тарасова - «Алтай» (Барнаул) - команда Шипулина и Дугниста.
Анастасия Домашова - «Алтай» (Барнаул) - команда Шипулина и Дугниста.
Лариса Мошкина - «Алтай» (Барнаул) - команда Шипулина и Дугниста.
Марина Поспелова - «Алтай» (Барнаул) - команда Шипулина и Дугниста.
Ирина Бояринцева - «Алтай» (Барнаул) - команда Шипулина и Дугниста.
Дарья Нестеренко - «Самородок» (Хабаровск), «Алтай» (Барнаул) - возрожденный клуб.
Любовь Герасименко - «Искра» (Красноярск), «Алтай» (Барнаул) - возрожденный клуб.
Ксения Карюкина - «Алтай» (Барнаул) - возрожденный клуб.
Ксения Ракитина - «Алтай» (Барнаул) - возрожденный клуб.
Анастасия Селютина - «Алтай» (Барнаул) - возрожденный клуб, «Уфимочка» (Уфа), «Олимп» (Куйбышев, Новосибирская область).
Валерий Шавкунов - «Университет» (Барнаул).
Андрей Гладских - «Университет» (Барнаул).
Евгений Гладских - «Университет» (Барнаул).
Екатерина Пипунырова - сборная России, «Динамо» (Краснодар), «Динамо» (Москва).
Юлия Столбова - юношеская сборная России, «Уфимочка» (Уфа).
Алёна Попова - юношеская сборная России, «Алтай» (Барнаул) - возрожденный клуб.
Кристина Попова - «Алтай» (Барнаул) - возрожденный клуб.
По словам директора современного ЖВК «Алтай» Михаила Татаринцева, на самом деле воспитанниц Николая Гладских прошло через клуб гораздо больше, в списке только волейболистки, оставившие заметный след.