Непобедимый: боец MMA из Барнаула Сарвар Хамидов начал подготовку к своему третьему бою в Bellator
На прошлой неделе ведущие бойцы смешанных единоборств из Алтайского края начали ставший уже традиционным подготовительный сбор в Республике Алтай. Его организатором является барнаульский клуб Strela, представитель которого Сарвар Хамидов здесь одновременно и тренер, и спортсмен. Осенью Сарвар проведет третий бой в одной из самых престижных мировых лиг Bellator. Подготовиться надо серьёзно, чтобы продолжить победную серию - в профессиональных поединках Сарвар ещё не проигрывал.
Снова Европа
- Сарвар, представители MMA часто готовятся к поединкам в Таиланде. Сборы в Республике Алтай с ними сравнимы?
- Да, у нас тоже хорошо. Только погода другая. В Таиланде жара, океаны, пляж, а у нас холодная Катунь. Когда в нее после тренировки зайдешь - другие ощущения. Но атмосфера у нас отличная, участвуют опытные бойцы, в прошлом году, например, приезжал Петр Ян (боец UFC - Прим. авт.).
- В мае во втором бою в Bellator в Париже ты победил француза Кевина Петши. Что дальше?
- Следующий соперник ещё не ясен, но прояснилась дата очередного боя, он будет в октябре. На этот раз также не в США, скорее всего, не успею оформить визу, а в Европе, возможно, в Милане.
- Тебе уже однажды отказали в визе в США. Из-за чего?
- Точно не знаю, может быть, не всю информацию указали в документах или что-то не понравилось. Сейчас более тщательно к этому подхожу, указываем все, чтобы поняли, что я туда собираюсь без злых намерений.
- Как вообще в MMA организуются бои? Все определяют менеджеры или твое мнение тоже учитывается?
- Менеджер подыскивает подходящих соперников, турниры, в которых можно принять участие. Потом говорит: «Готовься». Конечно, если у меня травма или какие-то другие обстоятельства, я могу не согласиться. Ну, а если все хорошо, зачем отказываться?
- Четыре месяца - хороший срок для подготовки к бою?
- Очень хороший. Сейчас на сборах в Горном Алтае наберу форму, потом ещё потренируюсь с ребятами, которые приедут в Барнаул на сентябрьский турнир лиги Open FC, а на финальный этап подготовки отправлюсь в Москву или Дагестан, как решим.
Или ты, или тебя
- Где было круче, в Милане, где ты проводил первый бой в Bellator, или в Париже?
- В Париже. В Милане тоже было много народа, но в Париже зал больше. Что удивило, в Европе вообще везде полные залы. В России такая аудитория собирается под титульные бои, а там с первых поединков аншлаг. В Париже я еще и выходил против местного соперника, трибуны свистели против меня, но атмосфера потрясающая.
- Колени не тряслись?
- Нет, опыт же есть. Волнение, конечно, бывает, но стараюсь его контролировать. Когда в клетку заходишь, уже ничего вокруг не замечаешь, или ты, или тебя.
- Пока получается, что только ты. У тебя 15 побед в 15 боях на профринге. Нет страха проиграть?
- Стараюсь на этом не зацикливаться. Я очень верующий человек, и все, что делаю, происходит с помощью свыше. А мое дело готовиться. Тем более, в нашем спорте никогда не предскажешь, что будет. Пропустил один удар - и всё.
- У тебя были когда-нибудь бои, где ты думал, что проиграешь?
- В своем первом бою я раз пять попадал на болевые приемы и постоянно думал: «Неужели всё?». Но как-то удавалось из них выходить, в итоге выиграл.
- Ты вообще свой спортивный путь начинал с вольной борьбы. Как оценишь свою ударную технику?
- Стараюсь ее развивать, много работаю в спаррингах с теми, у кого с ударкой все в порядке, например, с одноклубником Гусейном Халиковым, который пришел из кеокушинкай карате. Но я не нокаутёр, моё преимущество - это борьба.
Нашёл MMA
- С чего вообще начался твой спорт?
- Начинал я с тхэквондо ещё в начальной школе, которым занимался в Таджикистане мой старший брат. Пару лет ходил, даже красный пояс получил. А потом руку сломал и бросил. Когда восстановился, близкий друг нашей семьи привел меня в вольную борьбу.
- Как результаты?
- Я победитель первенства Таджикистана среди молодежи, стал третьим на взрослом чемпионате. Был кандидатом в сборную страны, мог поехать на чемпионат мира в США, если бы чуть лучше выступил. А потом приехал в Барнаул поступать в АлтГУ.
- У нас очень редко спортсмены такого уровня делают выбор в пользу учебы.
- В Таджикистане, если у тебя нет какой-то поддержки, очень трудно. Поэтому мне надо было что-то решать. Если честно, я рассчитывал, что приеду в Барнаул, стану учиться и продолжу тренироваться. Но очень удивился, когда узнал, что тут нет вольной борьбы. Ещё подумал - как так, страна - один из лидеров в этом виде спорта в мире, а в регионе его нет. Но хорошо, что нашёл для себя смешанные единоборства и вот уже восемь лет в них. В прошлом году ездил домой, там вышёл побороться в турнире по вольной борьбе. Очень давно в ней уже не выступал, было приятно вспомнить.
- Ты в итоге задержался в Барнауле дольше, чем на четыре года учебы.
- Да, и не жалею. Тут у меня появились хорошие друзья, настоящие братья. Мне Барнаул очень нравится, всегда хочется сюда возвращаться.
- Даже зимой?
- Да. Я был в Дагестане зимой на сборах - снега нет, слякоть и темнота. Вернулся сюда, все вокруг белое, такая красота. К нам на сборы приезжал мой тренер по ударке, он очень удивился тому, что зимой тут увидел. Да, бывает холодно, но терпимо.
Мечты о поясе
- MMA занимаются много людей, до ведущих лиг доходят единицы. За счет чего до них добрался ты?
- За счет побед в первую очередь. Тем, кто выступает в Америке, пробиваться наверх проще, спортсменам из Европы и азиатских стран тяжелее. Но у меня хорошая подготовка, сильная команда, тренеры и менеджеры. Ну и повезло в чем-то.
- Характерная травма в борьбе - сломанные уши, тебя, как вижу, это тоже коснулось. Что характерно для MMА?
- Всё - и переломы, и рассечения. У нас же почти весь спектр действий, хоть откуда прилететь может.
- На турнире в Новоалтайске бойцу после попадания ниже пояса скорую помощь вызывали.
- Да, это было крайне неприятно. У меня, к счастью, до такого не доходило. Были тяжелые бои, например, с корейцем в Абу-Даби, но без серьёзных травм.
- Люди занимаются MMA, чтобы стать чемпионами, заработать деньги, прославиться. Какова твоя цель?
- В первую очередь - чемпионский пояс. Завоевать его, семье показать, на родину отвезти, вписать имя в историю. Деньги - конечно, это тоже хорошо, спортсмены выступают, чтобы зарабатывать. Тем более, в нашем виде спорта не факт, что следующий бой у тебя будет скоро. Это риск, но мы идем на него не только из-за гонораров.
- Я видел фотографии со взвешивания перед твоим вторым боем в Bellator. Ты так по-доброму смотрел на соперника. Где та ненависть, о которой все говорят в MMA?
- У меня ничего такого нет. Я человека первый раз вижу, за что мне его не любить? Вот если он перейдёт на личности, тогда будет злоба, а так к оппоненту только спортивный интерес.
Справка «ВБ»
По информации портала Asia-Plus, Сарварджон Хамидов родился в 1997 году в Нурабаде, но когда ему было 4 года, семья переехала в Душанбе. В столице Таджикистана он окончил гимназию, занимался борьбой, а в 2016 году стал студентом факультета экономики и менеджмента Алтайского госуниверситета и перебрался в Барнаул, где и увлекся смешанными единоборствами. Отец Сарварджона - бывший учитель русского языка, был директором школы, но потом занялся бизнесом; мама - домохозяйка. У Сарварджона двое старших братьев и младшая сестра.
Ярослав МАХНАЧЁВ, «Вечерний Барнаул»