«Дети не должны приходить к вам как на работу». В Барнауле состоялся семинар детского тренера Александра Кудинова из футбольной Академии «Локомотива»
На прошлой неделе в ДЮСШ «Темп» в Барнауле состоялся тренинг-семинар детского футбольного тренера и куратора младших и средних возрастов Александра Анатольевича Кудинова.
Александр 17 лет проработал в структуре московского «Локомотива» и его футбольной школы, по праву считающейся одной из лучших в стране (в частности, именно там после переезда в Москву получал футбольное образование воспитанник алтайского футбола Артём Карпукас, ныне входящий в пятерку самых талантливых молодых звезд российской Премьер-лиги). И нынешний главный тренер ФК «Темп» Иван Старков лучшие годы карьеры провел именно в «Локо».
Когда Александру Анатольевичу поступило приглашение из Барнаула провести обучающий семинар для тренеров футбольной школы «Темп», он с удовольствием согласился поделиться опытом. В течении пяти дней он проводил теоретические и практические занятия: просмотр, анализ и разбор тренировок и игр школы, общение с тренерами и родителями воспитанников. А опыта у специалиста достаточно, чтобы им поделиться.
В общении с «Алтайским спортом» Александр подвел итоги своего визита на Алтай.
- Александр, у вас за плечами многолетний опыт работы в Академии «Локомотива», вы побывали в десятках городов страны, но в Барнаул приезжали впервые. Что было для вас главной мотивацией посетить наш регион и почему вы выбрали футбольную школу «Темп» как площадку для общения?
- Да, действительно, я в Барнауле в рабочей командировке первый раз. Приглашали меня директор ДЮСШ «Темп» Олег Киушкин, тренер ФК «Темп» Иван Старков.
Мы много лет хорошо знакомы, я был осведомлен о принципах работы футбольной школы «Темпа», и мне они близки и понятны, так что захотелось своими глазами посмотреть, как здесь работают с юными футболистами, ну и передать часть своего опыта.
- Принято считать (и довольно справедливо, на наш взгляд), что Алтайский край, не являясь очевидным флагманом ни в плане инфраструктуры (учитывая климат), ни тем более в финансовом плане регионом все-таки умудряется более-менее постоянно давать большому футболу ярких футболистов уровня сборной России и РПЛ. Что вы думаете об этом?
- Ваших детей хорошо кормят, продукты у вас качественнее! (Смеется.) Я считаю, что дети везде более-менее одинаковые, а делают из них хороших футболистов именно те, кто их готовит, и тут как раз важны тренерская философия и педагогический талант. Не устаю повторять, что ошибка - это мотивация сделать правильно, а многие детские тренеры об этом забывают, «тюкая» детей и загоняя их в психологически дискомфортные условия. В «Темпе», к слову, я за то время, что имел возможность наблюдать за тренировками, ни разу не услышал, что-бы кто-то «спускал на детей собак».
- Какими вам видятся типичные недостатки различных методик, по которым в школах футбола по всей стране проходят занятия?
- Я думаю, что главные проблемы многих школ - форсирование тренировочного процесса и чрезмерные нагрузки. Тренеры не задумываются, сколько лет мальчишке или девчонке, как их организм отреагирует. Ребенок - это копилка. Если его «переполнить» информацией, нагрузкой, тренировками, он вам скоро скажет - «не буду я заниматься!» Не нужно перекармливать детей футболом. Я часто предлагаю тем родителям, которые переживают, что их сын где-то остановился в уровне мастерства, почаще менять вид активности. У пацанов организмы растут, им нужен не только мяч, а упражнения на координацию, плавание, борьба, танцы, в конце концов. Одним футболом сыт не будешь, можно и перегореть. И в этом смысле, опять же, есть за что похвалить школу «Темпа»: здесь составлено гармоничное, на мой взгляд, расписание тренировок, и дети успевают соскучиться, чтобы каждый раз с желанием выходить на поле.
- А что считаете самым главным и отличным от других в своих методах?
- Я бы не назвал эту методику своей. Она зарождалась много лет назад, и я бы сказал, что начало ей в свое время дал Ильшат Файзулин, много поигравший в Испании и передавший затем этот опыт нам, тренерам Академии «Локомотива». Ильшат перевернул нам мировоззрение от слова «совсем», честь и хвала ему за это. Во-первых, мы даем ребятам интересное, активное детство и воспитание. Очевидно, что не каждый станет хорошим футболистом, но человеком наверняка будет хорошим, позитивным. Во-вторых, крайне важна подача информации. Это всегда принципиально позитивная подача, ты должен общаться с ребенком как с младшим братом, например. Считаю, что тренеры младших возрастов больше аниматоры и педагоги. Дети не должны приходить к вам как на работу, Они должны радостно прибегать поиграть в самом общем смысле этого слова. Научиться играть играючи, если хотите.
- Ваши впечатления от проведенного семинара.
- Мне очень понравилось, что детские тренеры «Темпа» обращали внимание на мелочи, подмечали и уточняли какие-то нюансы, из которых и складывается зачастую система подготовки. Очень порадовало наличие обратной связи, где-то мы и коллегиально приходили к правильным ответам.
- А какая была обратная связь от родителей? Мы увидели, что их было очень много на встречах с вами…
- Да, это была немалая часть моей работы. Не секрет, что дети иногда заканчивают заниматься спортом, не только футболом, в совсем юном возрасте именно из-за диктата и категорически неприемлемого поведения родителей. Ну, вы знаете, все эти реплики про Буратино и деревянные ноги, например. А я всегда предлагаю папам и мамам формулу: «Тренер тренирует, а вы подбадриваете, и ничего больше». Рассказал родителям некоторые случаи из тренерской практики - они были шокированы. По глазам видел, что многие меня правильно поняли. Кто-то даже прослезился! Осталось посмотреть, как они это в жизни будут использовать (Смеется.) Я кстати, давно перестал удивляться, что родители такой интерес проявляют. Им просто информации не хватает, как себя вести нужно.
Подготовил Александр Чёрный, «Алтайский спорт»