Плей-офф как искушение. Об итогах выступления БК «Барнаул» в первом круге Суперлиги
В большом перерыве домашнего матча «Барнаула» с «Новосибирском» мне пришлось побыть в роли приглашенного эксперта в прямом эфире «К-24». Конечно, лучше бы хороший парень и толковый тележурналист Артем Тарасов задавал вопросы кому-нибудь из бывших профессиональных баскетболистов или тренеров системы школы «АлтайБаскет», но по разным причинам с этим выходит напряжёнка, поэтому у нас получился диалог двух коллег, междусобойчик. Телевизионный формат таков, что не на все вопросы можно ответить сразу и коротко, некоторые темы нуждаются в более тщательной и всесторонней озвучке и подсветке. Я решил на некоторые вопросы Артема ответить заново. А заодно обсудить с вами пару других тем.
- Как вам «Барнаул» в нынешнем сезоне?
- Ожидаемо. Команда комплектовалась летом по остаточному принципу. Состав набирали из тех, кто по тем или иным причинам оказался не нужен другим командам. Накануне старта турнира Суперлиги я посетовал всем набраться не просто терпения, а долготерпения. Болельщикам, руководству клуба и тренерскому штабу, спортивным чиновникам. Собственно, об этом же говорил в начале осени директор клуба Виталий Мантлер. Главным приоритетом был объявлен спортивный рост и становление молодых игроков, в том числе собственных воспитанников. Место в турнирной таблице? Поближе к восьмому, которое весной даст путевку в плей-офф. Но если «Барнаул» окажется ниже этой ватерлинии, трагедии не будет. У большинства представителей Суперлиги набор исполнителей выглядел заведомо сильнее. Когда на предсезонном турнире в Новосибирске и в первых турах «регулярки» барнаульцам стали «привозить» по нескольку десятков очков вплоть до «полтинника», никого это особо не удивляло. Но огорчало. Кому охота целый баскетбольный год выступать в роли мальчиков для битья?
Само собой, огорчался и Виталий Мантлер. Это не тот человек, который будет изображать веселую мину при кислом результате. Он вообще не тот, кто усядется на берегу реки и станет по буддийски невозмутимо ждать, когда мимо проплывут тушки соперников. И тут-то Виталию Викторовичу пришло большое искушение - в свободном доступе появились игроки солидного для Суперлиги уровня. Сначала 33-летний Алимджан Федюшин, следом - 32-летний Максим Григорьев. Ротация состава еще больше подросла, когда после серьезной травмы и долгого лечения вернулся в строй 27-летний Роман Лагутин. Команда приросла исполнительским мастерством и опытом.
Вероятно, кому-то показалось: вот теперь-то попрем!.. Но в спортивных играх так не бывает. Новые игроки - новая ситуация внутри команды. Иная командная «химия». Перестройка отношений, в том числе между игроками и тренерами. Особенно, если игроки эти матёрые, много где поигравшие и много чего повидавшие. По сути дела в ноябре-декабре «Барнаул» стал выстраиваться заново. Безболезненно такие перезагрузки никогда не проходят. Последовала череда обидных поражений, когда казалось, что «вот этих вот» тамбовских и курских мы можем обыграть даже в гостях. Дальше домашнее фиаско с пацанами из ЦСКА-2 и неспособность сыграть на равных весь матч с соседями из Новосибирска, которых нешуточно трясло на старте регулярного сезона. Эти поединки плюс вымученная победа с питерским «Зенитом-2» показали: сплоченного коллектива в «Барнауле» пока нет. Есть набор исполнителей очень разного уровня. Есть тренерский штаб, который имеет проблемы в управлении игрой. И есть понимание: в перерывах между первым и вторым кругами надо что-то менять. Возможно, даже резать по живому.
Повлияет ли эта «хирургия» принципиально на итоги «регулярки»? Вряд ли. «Барнаул» до начала сезона вовсе не числился в претендентах на плей-офф, к январю в этом пасьянсе мало что поменялось. Прорваться в заветную восьмерку сейчас - что-то прям из области «фэнтези» (между прочим, в интернете утверждается, что мама Максима Григорьева - известная писательница этого жанра). Но от того, как команда соберется и пройдет вторую половину чемпионата будет зависеть ее будущее: или все крушить и снова начинать с нуля, или же зайти в следующий сезон с положительным багажом преодоления кризиса и поисков своих лучших образцов.
- Как оцените игроков, которые пришли по ходу сезона?
- Двояко. Григорьев и Федюшин показали, что они сильные игроки с первых же матчей за «Барнаул». Но они пока не показали, что могут тащить за собой команду на постоянной основе. У нас есть, с кем сравнить Максима и Алимджана. За барнаульский клуб в разные годы играли Василий Гладышев, Сергей Чернов, Линас Лекавичус, Илья Александров, Павел Подкользин, Александр Пушкин и другие сильные мастера. Лидерские качества многих из них не вызывали сомнений. Как можно было светить вполнакала рядом со страстным бойцом Линасом? И кому бы позволил играть вполноги Илья, к которому очень хорошо лепилось прозвище Атаман?
Спору нет - Григорьев и Федюшин показывают отличные индивидуальные навыки и хорошую личную статистику. Но этого мало. Это как зимнее небесное светило в школьных сочинениях: «Солнце светит, но греет». Нужно вести за собой команду. На правах самых мастеровитых и опытных игроков. Кто еще-то на это способен? Агасий Тоноян? Играть умеет, временами очень красиво, но излишне эмоционален, растрачивается на апелляции к судьям, отсюда перепады в игре. Евгений Войтюк? Хороший парень, полезный игрок, но ментально он не капитан команды. И всё. В прошлом сезоне капитанские полномочия Дмитрия Злобина не вызывали сомнений. В нынешнем вожака нет. Быть капитаном - это крест. Тяжелая ноша. Кому-то не дано, а кому-то, создается впечатление, и не надо. А страдает команда. И болельщики.
- Вопрос самому себе: что ты думаешь по поводу слухов о непростых отношениях главного тренера Олега Тена и опытных игроков?
- Думаю, что это так и есть. Ситуация-то классическая, характерная и для футбола, и для хоккея с волейболом. Возрастные игроки, как правило, пытаются диктовать тренерскому штабу как вести игру, как тренироваться и вообще, как дышать воздухом. Все это объяснимо: ветераны уже едут с ярмарки и хотят оставшиеся игроцкое время провести по возможности комфортно. Помните диалог басмача Абдуллы и таможенника Верещагина? «Хороший дом, хорошая жена - что еще нужно человеку на старости лет»? Перекладывая бессмертный тезис из «Белого солнца пустыни» на возрастных игроков (в любых командах и любых видах спорта), можно слегка утрированно говорить о хороших контрактах и покладистых тренерах, которые многого не требуют и всегда смотрят в рот ветерану. Возможно, в отношении Алимджана Игоревича и Максима Сергеевича я ошибаюсь и они приехали в Барнаул рвать на площадке всех подряд и тащить на себе команду в светлое будущее. Концовка сезона все покажет, и, если свершится чудо в виде попадания «Барнаула» в плей-офф, я куплю шляпу и сниму ее перед этими джентльменами.
Проблема в этой истории в том, что для Олега Тена нынешний сезон дебютный в роли главного тренера команды Суперлиги. Мои знакомые баскетбольные специалисты в один голос говорили, узнав, что «Барнаулом» будет руководить Тен. Отмечали, что он специалист очень грамотный, трудолюбивый, педантичный в построении тренировочного процесса. К тому же 10 лет работы в тренерском штабе Сургута, одной из топовых команд Суперлиги, - отличная школа выживания. Но немалый риск в том, что Олег Анатольевич не работал главным тренером в этой лиге. Первый год работы в Барнауле будет самым сложным в плане перестройки его самого. Первый круг все это подтвердил. Олег Тен иногда допускал ошибки в управлении игрой (при этом имел мужество признать это после матча). Иной раз главный не справлялся с эмоциями, заметно нервничает. Но назовите мне главного тренера, который никогда не ошибается и был безмятежен во время матча? Вспомните, как начинали многие великие наставники, какие с ними случались неудачи. Владимир Алекно прежде, чем выиграть Олимпиаду в Лондоне, необъяснимым образом упустил золотые медали на домашнем ЧЕ 2007 года. Не помните, кому сборная России тогда проиграла? А я помню - сборной Испании, которая никогда не была волейбольной державой. Это та профессия, где не научишься на чужих промахах. Все росли на своих ошибках. Тренерский труд, как сказал замечательный баскетбольный комментатор Владимир Гомельский, - это «адовы муки». Тену нужно время, чтобы выработать в себе гибкость и дипломатические навыки. Понять, где проявить жесткость и пойти на принцип, а где наоборот отпустить ситуацию. Где вручить игроку пряник, а где огреть его кнутом. Это всё неизбежные трудности роста. Наставник «Новосибирска» Владимир Певнев поделился со мной историей, как ему приходилось искать ключики к капризному Паше Подкользину. Смешно и поучительно.
Когда я слышу, что игроки не понимают, чего от них хочет Тен, становится неловко. Ребята, те из вас, кто «не догоняет», либо профнепригодны, либо вы лукавите. Просто часть из вас не хочет тянуть из себя все жилы. Вы подписали контракт? Будьте любезны отрабатывать его до копейки. Не понимаете? Попросите объяснить еще раз. Пример из волейбола. Генменеджер новосибирского «Локомотива» Роман Станиславов, рассказывая мне про доигровщика Джона Гордона Перрина, подчеркнул, что с канадцем никогда не было проблем по части выполнения контракта. Надо выйти на тренировку на утреннюю тренировку после тяжелого перелета - нет проблем. Надо выполнять какие-то нудные упражнения - никаких вопросов. Критикует тренер - сделаем выводы, коуч всегда прав. Играть в 33 года в интересах команды без замен и отдыха - пожалуйста. Попросили сниматься в сюжетах для «Локо-ТВ» - сколько угодно. И это - капитан сборной Канады, игрок, прошедший все топовые мировые турниры на уровне сборной и клубов. Перрин всё понимал.
Подумайте еще на досуге над примером Зорана Лукича, главного тренера «Нижнего Новгорода» и сборной России. Серб стал топовым тренером в том числе благодаря безграничному кредиту доверия и терпения со стороны Сергея Панова. Сергей Юрьевич, сделав ставку на Зорана, сказал приблизительно следующее: «Пункт первый: Лукич всегда прав. Кто не согласен, смотрите пункт первый». В ситуации с Теном нужны опять-таки терпение, такт и ясное понимание того, чего мы хотим от нынешнего сезона.
- Кто является главным открытием в команде?
- Да никто по большому счету. Уровень Суперлиги повысился, и молодежи «Барнаула» сразу раскрыться в ней крайне сложно. Сырая она еще по мастерству, не битая и не закаленная. Хотя небольшой прогресс виден почти у всех. В каких-то эпизодах то Никита Шурыгин порадует, то Иван Игнатьев, то Данил Дьяков. В каких-то матчах зажигал Владислав Ильинов (а потом проваливал следующую игру). Нестабильность - естественный спутник молодых игроков, у которых еще нет серьезного фундамента мастерства. Его надо наращивать в тренировочном процессе и очень хорошо, что у парней появилась возможность поработать рядом с Григорьевым и Федюшиным, посмотреть, что они умеют и как это делают. Да и Олег Тен, в прошлом разыгрывающий очень приличного уровня, может много научить и подсказать. Ждать, что кто-то из молодых людей по-настоящему выстрелит, надо не раньше следующего сезона. При условии, если ребята будут пахать на каждой тренировке и отдавать отчет в том, что их игровое время на площадке - это аванс на будущее, не более.
Трижды права краевая федерация баскетбола, которая пытается создать студенческую сборную и заявить ее в лиге АСБ-РЖД. Это необходимая промежуточная ступень между школой «АлтайБаскета» и БК «Барнаула». Чтобы перемахнуть ее одним прыжком, надо обладать талантом знаменитого земляка Сергея Бабкова, который начал феерить на взрослом уровне еще бийским школьником. Кстати! После сибирского дерби Владимир Певнев, один из самых авторитетных главных тренеров Суперлиги, заметил, что из барнаульской молодежи ему понравился Шурыгин. Физическими данными, статью Никита напомнил именно молодого Бабкова: «Из этого парня может вырасти сильный второй номер. Пусть пашет за двоих».
- Что для Барнаула значит баскетбол?
- Хороший вопрос. Баскетбол в нашем городе пустил достаточно глубокие корни. Это видно и по турнирам городского и краевого уровня, и по большому числу молодых болельщиков, приходящих на игры «Барнаула». Далеко не первый год слышу от гостей, что в Барнауле одна из самых живых и активных болельщицких аудиторий. Достаточно сравнить атмосферу на играх «Барнаула» и «Университета». Что при «АлтайБаскете» эпохи незабвенного Михаила Панфилова, что при «горожанах» времен Виталия Мантлера со зрителями любят и умеют работать, их уважают, если уж на то пошло. Зрители в ответ платят эмоциями и преданностью.
Но чтобы баскетбол окончательно прижился в Барнауле, этого мало. Во-первых, нужна системная поддержка со стороны краевого минспорта. Во-вторых, нужен современный игровой зал. Спорткомплекс «Победа» морально и физически устарел, он не подходит по многим параметрам. Несколько раз давние знакомые из других городов спортивной России говорили мне: «Не обижайся, пожалуйста, но вам здесь уже неприлично принимать соревнования - в таком городе и такой зальчик». А чего на правду обижаться?.. «Победа» - зал районного уровня, но никак не краевого центра.
Говорят, в очередной раз в спортивных верхах обсуждают судьбу долгостроя рядом с конькобежным катком школы Клевчени. В первой половине десятых годов там планировали построить Дом хоккея, о чем мечтал харизматичный Вячеслав Бугорский. Мечты не сбылись из-за разных, в том числе далеких от спорта обстоятельств. Зато была построена Карандин-Арена и капитально реконструирован Дворец спорта в центре города. Почему бы теперь на месте долгостроя не возвести универсальный дворец игровых видов спорта? С приличными условиями не только для спортсменов, но и зрителей.
С наступающим Новым годом, земляки и землячки! Я свое желание уже заказал.
Сергей Зюзин, специальный корреспондент «Российской газеты» в Барнауле.