Из истории алтайского хоккея. Август 1967 года. Рождение новой команды «Мотор»
Новый старший тренер барнаульского «Мотора» Анатолий Константинович Сорокин взялся за дело горячо: он привез с собой группу молодых, подающих надежды хоккеистов из Горького - вратаря Германа Суркова (1945), защитников Геннадия Кочеткова (1949) и Юрия Корнилова (1941), нападающих Валентина Киселева (1946), Геннадия Куприянова (1948), Владимира Курицына (1946) и Бориса Спирина (1949).
Сурков, Киселев и Курицын играли сначала в молодежной команде горьковского «Торпедо», затем в горьковских командах класса «Б» - «Динамо» (1965−1966) и «Чайке» (1966−1967). Кочетков играл за молодежную команду горьковского «Торпедо», а Спирин стал чемпионом РСФСР среди команд коллективов физкультуры в Кургане в составе горьковского «Полета». Эта команда в сезоне 1967−1968 получила право играть в классе «Б». Корнилов играл в клубной заводской команде горьковского «Торпедо».
Из молодежной команды московского «Спартака» в «Мотор» был приглашен вратарь Александр Краснов (1948), из армейской команды Новосибирска опытный нападающий Владимир Горелкин (1943), из дивногорского «Гидростроителя» прибыл самый возрастной защитник Александр Соколов (1940), из Миасса - воспитанник челябинского «Восхода» Николай Извеков (1945), который уже в то время был одним из самых результативных и лучших защитников Урала среди команд класса «Б». В Барнауле Сорокин перевел его в линию атаки, и не ошибся.
Интересно, что москвич Анатолий Сорокин родился… в Барнауле в 1930 году. Но затем семья Сорокиных обосновалась в Москве, где и прошло его детство и юность. Как и все пацаны того времени, он все свободное время проводил в дворовых, а затем и в городских состязаниях: летом - в футбол, зимой - в хоккей с мячом (в шайбу тогда еще не играли). Был воспитанником московского «Буревестника». После окончания московской школы № 277 Анатолий немного работал слесарем-лекальщиком на заводе «Калибр», а затем был призван в армию (1950−1953). Но так как неплохо играл в футбол и хоккей, его оставили служить в Москве, где он и продолжал играть в футбол нападающим и полузащитником за «Динамо-2». Зимой становился на коньки.
После службы в армии его пригласили играть в только что созданную футбольную команду мастеров класса «Б» города Ленинабада, в Таджикистан. В том 1954 году она вошла в пятерку лучших команд своей зоны, где играли не только клубы из Средней Азии, но и Урала. Однако на следующий год ленинабадцы в класс «Б» заявлены не были, и Сорокин перешел в «Шахтер-Моссбас», где он играл не только в футбол, но еще и в хоккей с шайбой в классе «Б» (1955). И надо сказать, что его быстро заметили хоккейные тренеры из московских «Крыльев Советов» и сразу же пригласили в свою команду защитником. В ту пору «Крылышки» как раз становятся одной из лучших команд в чемпионате СССР.
Так, с 1955 по 1958 год, три сезона подряд, он играет в ведущей хоккейной команде страны, где едва ли не половина хоккеистов - члены сборной страны. Это были лучшие годы «Крылышек». Весной 1956 года Анатолий Сорокин становится серебряным призером, а в 1957-м - чемпионом СССР, вместе с такими корифеями хоккея, как Алексей Гурышев, Евгений Грошев, Михаил Бычков, Анатолий Кострюков, Альфред Кучевский, Виктор Пряжников, Николай Хлыстов, Юрий Цицинов, Александр Прилепский, Владимир Гребенников. Почти все они в то время входили в сборную СССР. Вскоре Сорокина пригласили в московский «Спартак», где он играл в сезоне 1958−1959 гг. Затем три сезона подряд (1959−1962) - в горьковском «Торпедо», которые были для волжан лучшими в их славной истории. Весной 1961 года они становятся серебряными призерами чемпионата СССР. Это как раз той весной тренер ЦСКА Анатолий Тарасов отказался в Горьком играть с «Торпедо», сославшись на мягкий лед. И разбушевавшиеся, в долгом ожидании матча, переполненные болельщиками трибуны, едва не сожгли стадион. Матч перенесли в Москву, и хоккеисты ЦСКА стали чемпионами.
В то время Сорокин был уже сам легендой хоккея среди таких же легенд «Торпедо», как Виктор Коноваленко, Валерий Кормаков, Александр Прилепский, Роберт Сахаровский, Игорь Чистовский, Лев Халаичев, Владимир Солодов, Дмитрий Богинов и Александр Рогов. «Торпедо» было первой нестоличной командой, выигравшей медали самого сильного европейского чемпионата, к тому же еще и вышедшая в финал Кубка СССР! Последние свои четыре хоккейных сезона (1962−1966) Анатолий Сорокин провел в омском «Аэрофлоте», который тогда выступал в высшей лиге, а затем три сезона во второй группе класса «А». В Омске же он и получил высшее образование в ОГИФК. И когда его пригласили на тренерскую работу в Барнаул, то он, не задумываясь, сразу же согласился. Все-таки Барнаул он всегда считал своей родиной.
Из барнаульцев Сорокин оставил в команде «Мотор» только защитников - Валерия Евтушенко (1947), Виктора Парфенова (1948), Бориса Ушакова (1944) и нападающих - Юрия Курзенева (1942), Владимира Титова (1947), Виталия Яковлева (1947), Олега Мурашкина (1947) и бийчанина Михаила Сухова (1947). Никто из них в классе «А» никогда не играл. Команда начала интенсивную подготовку к новому сезону сначала на земле, а 25 августа вышла на лед барнаульского Дворца спорта. К тому времени в Барнаул на ледовые сборы приехали хоккеисты «Крыльев Советов», усть-каменогорского «Торпедо» и новокузнецкого «Металлурга».
Сейчас это выглядит странно и глупо: Сорокин не решился на товарищеский матч с москвичами. Это удивило даже старшего тренера «Крылышек» заслуженного мастера спорта Владимира Кузьмича Егорова: «…Сам факт включения барнаульцев в класс „А“ говорит о том, что Федерация хоккея страны заботится о расширении географии этого вида спорта. Конечно, было принято во внимание и наличие в Барнауле современного Дворца спорта. Очень жаль, что я не видел в деле команду „Мотор“. Не смогли мои воспитанники встретиться с хозяевами льда в товарищеском матче. Некоторые ваши представители объяснили это тем, что у барнаульцев нет игровой формы, и что ваши ребята могут проиграть с крупным счетом (а разве могло быть по-другому?). Но ведь это не оправдание! Форму можно было достать в коллективах физкультуры города. А игра не обязательно должна была быть команда на команду. Можно было смешать составы, скажем, на одной стороне - нападение „Мотора“, а защита - „Крылышек“. Ведь в нашем коллективе есть опытные хоккеисты - такие, как Грошев, Цицинов, Дмитриев, которые бы смогли что-то посоветовать вашим парням, показать все это на льду».
Былое вспоминал Валерий Лямкин.