Сила Алтая: бодибилдеры края успешно выступили на чемпионате России
В октябре сборная Алтайского края по бодибилдингу заняла седьмое место на чемпионате страны среди 62 команд из различных регионов России. Президент региональной федерации бодибилдинга Денис Капустин рассказал, как наша команда стала одним из лидеров в мускулистом спорте страны, кто им занимается и что для этого нужно.
Больше медалей, меньше денег
— Денис, в этом году сборная края стала седьмой, в прошлом году была третьей. Получается, шаг назад?
— Можно и так сказать, но сезон на сезон не приходится. В прошлом году в нашей команде было 23 участника, в этом — 12. Это, в принципе, стандартное количество. Вот в прошлом году это было из ряда вон выходящим событием, мы заняли третье место в командном зачёте, проиграв лидерам буквально два балла. К этому надо стремиться, но и нынешний результат тоже успешный. Три медали, ещё несколько человек вошли в шестёрку в своих категориях, в том числе колясочник Роман Чернов. Но сезон на сезон не приходится. Один-два лидера берут паузу, и это сказывается. В прошлом сезоне Александр Рябинин принёс нам много баллов, а сейчас он восстанавливается, готовится к весне.
— Кого сейчас в сборной края больше — местных спортсменов или из других регионов?
— 95 процентов местных. Всего у нас около 40 человек, кто регулярно выступает на соревнованиях различного уровня. «Легионеры» к нам приходят не за деньгами, им нравится атмосфера, организация работы. Бюджет федерации, выделяемый из регионального Минспорта, невелик — на 2022 год всего 326 тысяч. А у нас только аренда зала и обустройство сцены для чемпионата края обошлись в 480 тысяч. Так было не всегда, в своё время из бюджета выделялось более 800 тысяч рублей. С тех пор результаты выросли, а финансирование упало. Почему так и что ещё нам надо сделать, объяснить мне никто не может.
— Возможно, потому что бодибилдинг не олимпийский вид.
— Это так, но сколько людей им занимается? Любое занятие в тренажёрном зале — это уже бодибилдинг. Методики восстановления после травм в залах — тоже бодибилдинг. Он сейчас стал доступен всем — и детям, и людям с ограниченными возможностями. Конечно, не все занимаются профессионально, но так и футбол в выходной день — это тоже больше физкультура, а не профессиональный спорт.
— Как вы тогда проводите соревнования, с таким бюджетом?
— Спонсоры помогают. Хотя правильнее было бы сказать — друзья. Вот на последнем чемпионате края. Один человек помог металлом, друзья друзей помогли с лазерной резкой, знакомый художник — покраской. Там получили наградной материал, сэкономили тысяч 70−80. При этом все участники, в том числе из других регионов, отмечали уровень проведения, говорили, что не хуже, чем на чемпионате России.
— Мы когда-нибудь увидим в Барнауле чемпионат России или что-то в духе красноярского SiberianPower Show?
— Сейчас федерация бодибилдинга России выделяет регионам средства, если они берутся за проведение чемпионата округа или страны. Чемпионат СФО у нас должен был пройти в 2024 году. Но его очень просит Томск, там в 2024 году много значимых дат. Пока ещё не решили, но если уступим, то с правом проведения у нас в 2025 году. О чемпионате России ещё не думали — все-таки до нас далеко добираться из центральных регионов, а вопрос логистики немаловажен. Ну, а что-то из разряда Siberian PowerShow — найдётся меценат, мы без проблем организуем.
Внутренняя конкуренция
— Мировая обстановка на бодибилдинге как-то сказалась, помимо того, что закрыта дорога на международные соревнования? Со спортивным питанием и тренажерами сложностей нет?
— Нет. За последние годы ситуация со спортпитом поменялась. Это раньше всё сырьё было американское. Сейчас — китайское, а производство в России. Да, когда сырьё было из Европы и Америки, оно было, может быть, покачественней, сейчас же везде одинаковое. А линейки у наших производителей вообще интереснее зарубежных. Вот, например, наш спортсмен Евгений Константинов запустил в Кемерово производство протеина хорошего уровня. В Барнауле ребята из New Form расширяют ассортимент. Просто упаковки сейчас выглядят так, что все думают, что это всё заграничное. Вот тренажеры профессионального уровня — европейские и американские. Но у поставщиков проблем с ними и запчастями я не вижу, видимо, параллельный импорт налажен.
— В последние годы в бодибилдинге появилось много новых номинаций, особенно для женщин. И иногда есть ощущение, что если у кого-то не получается победить в одной категории, то он просто ее меняет, вместо того, чтобы больше тренироваться для победы в прежней. Конкуренция из-за этого не снижается?
— Категории появляются в соответствии с запросами. Как в своё время появился пляжный бодибилдинг? У некоторых спортсменов есть проблемы с коленями, может быть, старые травмы. И нагружать ноги, как в других мужских категориях, они не могут. И создали категорию, где спортсмены в пляжных шортах, где на ноги такого акцента нет. И так со многими: где-то упор на артистизм, где-то добавляют дефиле в вечернем платье. В России нет проблем с конкуренцией. На чемпионате России в категории бикини-дебютантки было 57 участниц — сцену заняли в два ряда. Быть в тройке на чемпионате России в любой категории — это дорогого стоит. Вот где-нибудь в Чехии или Словакии, где на чемпионате страны всего 60−70 спортсменов, в некоторых категориях вполне может быть по 3−4 участника, человек почти автоматом получает медаль.
— Мы уже говорили про «легионеров», выступающих за Алтайский край. Что нужно, чтобы спортсмен из другого региона стал представителем нашей команды?
— Мы всегда брали спортсменов по любви, по согласию с их федерацией. Если в их регионе сильная и работающая федерация, никто никуда и не уходит. Почему в своё время у нас было несколько кемеровчан? Потому что там тогда федерация была чисто номинальная. А с красноярцами была другая ситуация: спортсмен сказал, что уже дважды выполнял норматив мастера спорта, но оформлением документов там никто не занимался. А он в спорте, по сути, оставался ради этого. И когда он в третий раз выполнил норматив, мы оформили все необходимые документы. А вообще, уровень спортсмена, желающего выступать за Алтай, не так важен, хотя, конечно, талант — это здорово.
Тренерский труд
— Что такое талант в бодибилдинге?
— На мой взгляд — предрасположенность к росту мышечной массы, красивые классические прикрепления мышц, правильные пропорции, это касается и мужских, и женских категорий. У кого всё это есть — при прочих равных условиях они всегда будут в итоговом протоколе выше других. И при хорошей работе прогресс будет очень быстрый.
— Правильно понимаю, что есть и те, кому природой не дано, и что ни делай — чемпионом не будешь?
— Да. Ну если не растут мышцы, что поделать? Ко мне порой приходят люди, говорят: «Хочу на чемпионат мира». Но я вижу, что тут в лучшем случае медаль чемпионата края. Сразу об этом предупреждаю, может, это жёстоко, но зато честно. Когда я в 1998 году готовился к своим первым соревнованиям, мой тренер говорил, что мы выходим просто попробовать, проверить, получится или нет. То есть ожидания были адекватными. Я потому и стал тренером, что не реализовал свои амбиции в качестве спортсмена.
— При этом сейчас появилось много тренеров, которые получают сертификат после коротких курсов. Тренер — это легкая работа?
— Понимаю, о чём вы говорите. В Англии получить тренерские корочки тяжело — я видел их программу, она несложная, но объём гигантский. У нас не так. Курсов на самом деле много. И в тренеры идут люди, которым лень где-нибудь за заводе гайки крутить: в зале-то тепло, чисто, и многим кажется, что легко, они ж сами когда-то занимались. Курсы курсам рознь, хотя людям, которые приходят ради бумажки, вообще никакие не помогут.
— Как в тренажёрном зале понять, кто из тренеров профессионал, а от кого держаться лучше подальше?
— В идеале — индивидуально поработать с каждым. А ещё посмотреть со стороны, как тренеры к клиентам относятся. Если он сидит в телефоне, пока занимающийся выполняет упражнение, — это плохо. По таким деталям можно сделать вывод. Главное — чтобы тренер хотел работать и развиваться. Прямо сейчас он может всеми необходимыми знаниями не обладать, но это со временем придёт. Беспроигрышный вариант — тренироваться у того, кто выступает на соревнованиях. Цена — тоже показатель, в этом случае клиент голосует рублём. Конечно, бывает, что человек умеет себя преподнести, но больших знаний не даёт, но это быстро становится очевидным.
— Денис, вы возглавили краевую федерацию бодибилдинга в конце 2010 года, после гибели Александра Старыгина. Ваш спорт за это время сильно изменился?
— Нет. Я вообще, когда вижу фотографии спортсменов 1980-х годов, понимаю, что форма плюс-минус такая же. Да, массовость, конечно, сейчас выше. А внимания что тогда, что сейчас было немного, если говорить не про соцсети, а про СМИ. Я однажды летел одним самолетом с Лендой Мюррей (восьмикратная победительница «Мисс Олимпии». — Прим. авт.) И к ней подходили за автографами, фотографировались, хотя ей тогда уже было за 50 и она давно не выступает. А кого знают у нас и о ком вспоминают люди, когда слышат про наш спорт? Невского, Курцына и Руки-Базуки. Хотя в российском бодибилдинге тоже много очень интересных людей, образованных, хорошо говорящих, которые вполне могли бы быть лицом этого вида спорта.
Справка «ВБ»
Две медали на чемпионате России в составе сборной Алтайского края завоевал Евгений Константинов: у него золото в категории «бодибилдинг 80 кг» и серебро в категории «атлетик 175 см». Бронза в категории «велнес-фитнес 166 см» у Ирины Красниковой. В квартете сильнейших у мужчин оказались Алексей Аржевикин («бодибилдинг 75 кг») и Антон Попов «классический бодибилдинг 175 см»). Шестое место в соревнованиях спортсменов-колясочников (спорт лиц с ПОДА) у Романа Чернова. На фестивале детского фитнеса успешно выступил барнаулец Павел Капустин, он стал победителем в дисциплине «атлетический мальчик 6−11 лет» и занял второе место в дисциплине «акробатический фитнес, мальчики 6−10 лет».
Ярослав МАХНАЧЁВ, «Вечерний Барнаул»