Первая в истории Алтайского края чемпионка мира по каратэ рассказала о своем успехе
В сентябре прошлого года воспитанница барнаульской спортшколы «Рубин» Кристина Найденова стала первой в истории края победительницей чемпионата страны по всестилевому каратэ. Прошло всего полгода, а Кристина возглавила пьедестал уже мирового уровня: завоевала золото и серебро на чемпионате мира в Суздале. Алтайская каратистка поделилась с «АП» секретами своего стремительного прогресса, и не только.
Мечты сбываются
- В своем дебютном взрослом сезоне ты выигрываешь чемпионат мира по всестилевому каратэ и становишься мастером спорта международного класса. Сама-то хоть веришь в это?
- Я даже сейчас ещё не до конца понимаю, чего добилась. В 2019 году уже выступала на чемпионате мира по каратэ SKIF, но там был юниорский уровень, и я не смогла выиграть финальный поединок. А здесь все получилось, да ещё и среди взрослых. Просто не верится. Я даже не могу отчетливо вспомнить, как билась за золото в Суздале. Просто голова была отключена, а тело работало на автоматизме (улыбается).
- Ещё в прошлом году ты мечтала о чемпионате страны. Как считаешь, за счет чего тебе удалось добиться такого прогресса в столь короткий промежуток времени?
- Да, я сделала огромный шаг вперед в этом сезоне. Переломный момент случился летом, когда я закончила школу и получила больше свободного времени, которое практически целиком потратила на тренировочный процесс. Думаю, что главным итогом летней работы на сборах для меня стала отличная физическая готовность. В этом я заметно прибавила, и результаты не заставили себя ждать. Да и вообще в текущем сезоне гораздо серьезнее подхожу к подготовке: например, перед чемпионатом мира в Суздале я регулярно каталась на лыжах, чтобы улучшить выносливость и дыхание. Это важно, поскольку взрослый уровень требует другой физподготовки. Для примера, среди юниоров мы дрались две минуты, а теперь поединок длится три. Весомая разница.
- Как складывался твой путь до пьедестала в Суздале?
- В «абсолютке» я выступала в первый день. Сетка мне попалась непростая, там были сильные каратистки, члены сборной России. Самым сложным и принципиальным для меня получился бой в полуфинале с моей извечной соперницей, Настей Гурьевой из Самарской области. С ней мы часто встречались на разных всероссийских соревнованиях, там менялись победами, но на чемпионате мира каждая из нас хотела выиграть, как никогда. Благо, я в этот раз оказалась сильнее: у нас был напряженный бой до первой ошибки, и её совершила Настя. А вот в финале с высоченной московской каратисткой я проиграла уже из-за собственной ошибки, ведь вела в счете 1:0, но зачем-то полетела в атаку и сама наткнулась на встречный удар. Зато на следующий день в санбоне я исполнила свою мечту и взяла золото. Путь до него, на удивление, получился не таким тернистым. Я довольно уверенно громила своих соперниц, по пути победила кубинку в четвертьфинале и ещё одну нашу сборницу в полуфинале — это был, наверно, самый сложный в моральном смысле бой. Мне важно было пройти в финал, не оступиться, а моя оппонентка владела хорошей, быстрой техникой. Но я оказалась сильнее — 5:1. А главный поединок мне дался легче, прошел в «одну калитку» — 6:0.
- У тебя уже был серебряный опыт выступления на чемпионате мира в Чехии по каратэ-до. И все же, в Суздале кто-нибудь из зарубежных спортсменок тебя удивил?
- Думаю, что нет. В технике и стратегии мы примерно все похожи. Говорить о разнице школ я бы не стала, ведь в нашем деле зачастую база одинаковая, а остальное — уже индивидуальные элементы. Зарубежные спортсменки в Суздале выступали на высоком уровне, но не выше нас.
На очереди — Европа
- На тебя каким-либо образом влиял тот факт, что ты соревнуешься в свой день рождения? Как вообще провела тот день?
- Конечно, с утра меня все поздравляли, но во время соревнований я вообще забыла, какой сегодня день. Почувствовала какую-то атмосферу праздника только позже вечером, когда мы с девочками сходили в боулинг, а затем пошли на местный фудкорт, поели там торт.
- Статус первой в истории края чемпионки мира по всестилевому каратэ добавил тебе уверенности или самомнения?
- Нет, на самом деле. Я вообще очень скромная и тихая, мне не нужно лишнего внимания, и так далее (улыбается). Поэтому во мне ничего не поменялось, да и в отношении окружающих — тоже.
- Теперь, вдобавок к множеству юниорских наград, у тебя есть медали страны и мира на самом высоком взрослом уровне. Что дальше?
- Я очень расстроилась, что каратэ не вошло в программу Олимпийских Игр в Париже, так бы они стали моим следующим ориентиром и главной мечтой. В текущих же условиях чемпионат мира — высшее достижение, которое только возможно. Но для меня так же важно выиграть ещё и чемпионат Европы.
Спасибо деду
- Кристина, если не секрет, почему вообще выбрала каратэ?
- На этот выбор повлиял мой дедушка. В детстве я часто дурачилась то с ним, то с папой — мы любили бороться. Вот дедушка и решил отдать меня в похожее русло, чтобы я могла за себя постоять. А вообще-то мне никогда не нравилось драться, я бесконфликтная. Первое время, если честно, я не получала удовольствия от каратэ. Хотела даже уйти в биатлон, но дед отговорил, он видел во мне потенциал. Примерно в 12 лет, когда у меня уже были медали всероссийского уровня, я отчетлива поняла, что люблю каратэ. С тех пор больше не сомневалась.
- Ты говоришь про дедушку, а родители как относятся к твоей спортивной карьере?
- Они поначалу без энтузиазма воспринимали это дело, но не противились. Время показало, что это был правильный наш выбор. А теперь они болеют за меня всей душой.
- Какими видами каратэ занимаешься? Планируешь ли попробовать себя в других направлениях?
- SKIF, WKF и всестилевое каратэ. Занимаюсь только этими, а другие даже не рассматриваю. Из этих трех самое любимое, наверно, — всестилевое.
- В чем разница между ними?
- SKIF и всестилевое — это примерно одно и то же. Речь идет об ограниченном контакте, похожем регламенте и так далее. А вот WKF заметно отличается. Например, чтобы победить в этом виде, нужно набрать разницу в восемь баллов, при этом нельзя бить в голову.
- Какие у тебя ближайшие соревнования?
- Сейчас готовлюсь в всероссийскому турниру в Новосибирске «Кубок успеха”, который пройдет в начале апреля, а затем — Кубок России в мае. Примерно в том же диапазоне в Орле пройдет и первенство страны, но юниорский уровень я уже не рассматриваю. Теперь буду выступать только среди взрослых, по крайней мере, во всестилевом каратэ.
Дома — лучше
- Как у тебя дела с учёбой, удаётся ли совмещать с тренировками?
- Я скоро закончу первый курс Института физической культуры и спорта АлтГПУ, пока все нравится, иду без хвостов (улыбается). Есть у меня здесь и любимые предметы: например, теория и методика физической культуры, или её история. А вот биохимия мне трудно дается, но вроде справляюсь.
- Ты уже параллельно ведёшь тренировки с детьми, получается?
- Иногда подменяю тренера, если он увозит группу на соревнования. В основном занимаюсь с детьми. Пока еще не могу сказать, что все идеально выходит. С маленькими тяжеловато проводить тренировки, потому что ждешь от них чего-то большего, что им еще рано делать. Я занимаюсь с ними только по базе. Но это полезный опыт для меня. Не исключаю, что в будущем полноценно перейду на тренерскую должность.
- У тебя загруженный график. Как используешь ту частичку свободного времени, что тебе выпадает?
- Да, каждый день у меня буквально расписан по часам. Чуть посвободнее только воскресенье, потому что в этот день я не тренируюсь, и учебы нет. Вообще я люблю проводить свободное время с семьей, и, в частности, — с 10-летним братом. Мы можем с ним гулять, на лыжах кататься тех же, ну или с горки. Мне этого достаточно, а на другое — времени уже и не хватает.
- В алтайском спорте сохраняется проблема оттока талантов в другие регионы. Ты сверкнула в этом году ярче некуда и наверняка привлекла к себе внимание ведущих спортшкол страны. Если позовут, поедешь?
- Нет, я точно не собираюсь уезжать из Алтайского края. Патриотические чувства и та химия, которая сложилась у меня в СШ «Рубин» с тренером Андреем Пшеницыным, не позволят этого сделать. Мы с Андреем Александровичем (Пшеницыным — прим. ред.) работаем уже около пяти лет, у нас сложились прекрасные взаимоотношения и понимание. Это касается не только тренировочного процесса, но и жизни за пределом зала. Он не раз меня выручал во многих вещах, всегда поддерживал. Я хочу остаться здесь на всю жизнь.
Иван Блаженко, «Алтайская правда»