Страницы истории алтайского хоккея. Февраль 1964 года. «Зуб за зуб, а глаз…»
Первую игру второго круга Первенства РСФСР хоккеисты барнаульского «Мотора» выиграли в Юрге у местного «Темпа» со счетом 5:2, а рубцовчане у себя дома принимали одного из лидеров соревнований - омский «Авангард». В третьем периоде при счете 7:5 в пользу торпедовцев омичи покинули площадку и отказались доигрывать матч. За это им было засчитано поражение.
В Барнауле болельщики «Мотора» тоже рассчитывали на победу в матче с «Авангардом», и тогда бы «Мотор» мог закрепиться на втором месте вслед за дивногорским «Гидростроителем». Ведь в предыдущем сезоне омичи заняли последнее восьмое место в первой группе и вылетели с «треском» во вторую группу, к нам.
Кстати, от Омска, в ту зиму, в Первенстве СССР во второй группе класса «А», играл «Аэрофлот», а в первой группе Первенства РСФСР - «Буревестник», в котором тогда удачно выступал тагильский нападающий Виктор Стройнюк, будущий главный тренер «Мотора» на рубеже 80−90-хх.
Однако ход матча, «Мотора» с «Авангардом», показал, что тот «Авангард» был на голову выше по всем компонентам игры. Правда, до 16-й минуты счет был еще не открыт, а затем в ворота «Мотора» влетели три шайбы подряд - 0:3. Причем, не лучшим образом действовал вратарь барнаульцев Шубенин. И во втором периоде счет стал уже 0:4, а к концу матча и вовсе разгромным - 1:9! Единственную шайбу в ворота «Авангарда» забросил Виктор Ашихмин.
Основной причиной провала было отсутствие в «Моторе» опытных игроков. После инцидента в матче «Мотора» с рубцовским «Торпедо» закончил играть Владимир Крущняков, а в Юрге получил травму и не смог выйти играть на матч с «Авангардом» Геннадий Роганов. Играла одна необстрелянная молодежь. Рубцовчане, у которых был на один год дисквалифицирован Николай Тараканов, могли еще побороться за место в призовой тройке, но проиграли на своей площадке очень важный матч «Гидростроителю» - 7:11.
9 февраля 1964 года в Рубцовске все ожидали «матч сезона» - «дерби» двух алтайских команд - «Торпедо» и «Мотора». С точки зрения турнирного положения, эта игра мало что решала, а вот взять реванш по «полной программе» - это и было основной задачей торпедовцев. Они еще в Барнауле недвусмысленно дали понять барнаульцам, что просто так Крушнякову выбитый глаз у Воронина они не простят: «В натуре, готовьтесь!» Посмотреть на этих «борзых ребят из Барнаула», что так смело приехали на ответный матч в Рубцовск, увидеть хотел каждый: «Особенно, как им набьют рыло!»
Вспоминает Геннадий Роганов, ведущий тогда игрок «Мотора»: «Понятно, что в Рубцовске нас ждали „с топором“»! Мы и в прежние годы ездили в Рубцовск без особого желания, что в футбол, что в хоккей. Всегда там нам угрожали, пугали и стращали. Ни для кого не секрет, город всегда был с тяжелой криминальной обстановкой. Случались даже избиения и ограбления игроков. Был случай, когда мы жили в гостинице «Алей», а все «удобства» в то время были в деревянном сортире во дворе. И там с Александра Немировского сняли «олимпийский» спортивный костюм. А по тем временам такие костюмы выдавали только игрокам команд мастеров. По городу даже в них прогуливаться считалось престижным! Видно было сразу, что парень не простой - спортсмен высокого класса. А тут прямо в туалете его и раздели: нож приставили - не захочешь, да снимешь! Мы тут же все выскочили, но где там…
А той зимой 1964-го, после случая с Крушняковым, нас там и вовсе ждали. И началось все еще накануне игры, когда мы приехали, и с вокзала пришли в гостиницу «Колос» - нас не селят. Мы в «Алей» - мест нет. От мужского общежития мы, конечно, отказались. Там бы сразу с нами драку устроили. Переночевали кое-как в «красном уголке» женского общежития, где нам постелили матрацы прямо на полу. И предчувствие нас не обмануло…
…Во время игры наши запасные игроки опасались, чтобы их сзади не ударили или не пнули болельщики. И это случалось не раз. На площадке за нами просто устраивали «охоту» уже игроки «Торпедо». Поэтому предусмотрительно не поехали на эту игру наши хоккеисты из первого состава Борис Карпенко и Борис Ушаков, так как сами были родом из Рубцовска, и их бы там «не поняли». Поэтому мне там пришлось играть после травмы. Нас там так запугали, что мы только и ждали окончания игры…"
Ну, это, понятно, эмоции игрока, да еще спустя столько лет. А вот статья уже и очевидца тех событий, журналиста Вячеслава Соколова из газеты «Молодежь Алтая» за 11 февраля 1964 года: «У болельщиков еще не сгладились воспоминания о предыдущем матче давних соперников - „Мотора“ и „Торпедо“. Много ходило кривотолков и мнений о предстоящей ответной игре барнаульцев в Рубцовске… К очередной встрече у „Мотора“ было 10 очков, а у „Торпедо“ - 8.
Не успела стрелка секундомера обежать круг, как последовал стремительный проход В. Щекотихина, сильный бросок - и шайба в воротах. Многообещающее начало. Тракторостроители, бурно поддерживаемые зрителями, бросаются вперед, пытаясь увеличить разрыв, но барнаульцы оправились от „шока“, стали играть спокойно, в пас, сами не раз переходили в контратаки. В одной из таких атак барнаульцы четко разыграли шайбу, Г. Роганов сделал дальний бросок, и шайба от клюшки вратаря хозяев поля влетела в ворота - 1:1.
Но стоило гостям притупить бдительность, как Потехин, выйдя на „пятачок“, получил прострел и направил вторую шайбу в ворота „Мотора“. Через несколько минут Н. Тараканов (еще не было решения об его дисквалификации. Прим. В. Л.) остался неприкрытым перед воротами - точный пас, и третья шайба в воротах. А на последней минуте периода В. Щекотихин, опять стремительно уйдя от защиты, забросил четвертую шайбу - 4:1.
Второй период прошел в упорной борьбе. Территориальное преимущество было полностью на стороне „Мотора“, но в голевое оно не превратилось. Реальные возможности сократить разрыв упустили Е. Кислицын, В. Пономарев, Ю. Немировский.
Третий период опять начался бурным натиском хозяев, и на второй минуте Н. Тараканов с „пятачка“ забрасывает пятую шайбу, а через три минуты В. Полев - шестую. Барнаульцы усиливают натиск, четче заиграли в защите. Им удалось забросить издали шайбу, но судьи ее не засчитали, так как Пономарев стоял в площади ворот. Этот момент подорвал у „Мотора“ веру в свои силы. На 17-й минуте В. Полев красиво, с лета, забросил седьмую шайбу, а на 18-й минуте В. Щекотихин закрепил успех, забросив восьмую шайбу - 8:1.
В общем, встреча прошла корректно, но зрелищно для болельщиков она была неинтересна. Команды не показали настоящего хоккея. Игра носила сумбурный характер. Моторостроители выступили ниже своих возможностей, так как были в ослабленном составе (у них отсутствовала первая тройка - Зайцев, Ушаков, Карпенко). Тракторостроителей переполняла жажда реванша.
И реванш состоялся. Но жаль, что обе команды уделили так много внимания междоусобице и забыли о турнирной таблице. А там видно: шансы на призовые места ими упущены. Впереди команды Дивногорска, Норильска и Омска».
Не знаю, что хотел этим сказать мэтр алтайской спортивной журналистики Вячеслав Соколов: что в том матче торпедовцы должны были отдать два очка «Мотору», чтобы бороться за призовое место? Нет, конечно! Просто обе наши команды в то время еще явно не дотягивали до хорошего уровня.
Год от года они потихоньку росли, но в соседних сибирских городах хоккей с шайбой так быстро прогрессировал, что вчерашние новички второй группы - команды Усть-Каменогорска и Ангарска, Прокопьевска и армейцы Новосибирска уже были на первых ролях в первой группе и вот-вот перейдут в класс «А». А наши команды?
Рубцовчане, те, конечно, представляли из себя более сыгранный и монолитный коллектив, чем барнаульцы, сплоченный во многих спортивных схватках. Практически этим же составом они летом играли в футбольном первенстве РСФСР среди любительских команд и добились права весной 1964 года играть в классе «Б» в одной зоне вместе с барнаульским «Темпом», действующим тогда чемпионом. Еще та «заруба» нам всем предстояла!
В «Моторе» явно намечалась необходимая смена поколений. И уже в этом сезоне появилось много молодежи 1944−1945 годов рождения, вчерашних участников первенства города среди школьников: Сергей Казаков, Виктор Ашихмин, Евгений Кислицын, Владимир Колузганов, Борис Карпенко, Виталий Худяков, Владимир Сычев.
Были даже 18-летние Владимир Парфенов и Юрий Немировский. Команда была слишком молода и неопытна: по сути, остальные в ней были только на год - два старше. Из опытных в «Моторе» фактически доигрывали Владимир Крушняков, Борис Кузьминых, Вадим Каргаполов, Геннадий Роганов. Это был их последний сезон в команде.
Былое вспоминал Валерий Лямкин/пресс-служба ХК «Динамо-Алтай».