Страницы истории алтайского хоккея. Февраль 1962 года. Открыли «ящик Пандоры»
В середине февраля, после удачного старта в первых трех матчах турнира, барнаульский «Труд» и новосибирский «Дзержинец» по-прежнему оставались в группе лидеров. Однако, воспользовавшись ничьей между ними, на первое место вышли курганцы, разгромившие прокопьевцев - 11:2, омичей - 5:3 и тюменцев - 8:0. А уже в следующем туре барнаульцы и курганцы встретились…
«Труд» (Барнаул) - «Химик» (Курган) - 3:2 (3:1, 0:1, 0:0).
16 февраля. Стадион «Спартак». 3500 зрителей.
Судьи: М. Скворцов (Омск) и А. Кузнецов (Челябинск).
Штрафы: 6−15 (на 5 мин. был удален курганец Ю. Артамонов).
Шайбы у «Труда»: В. Щекотихин - 2 и Г. Роганов.
Шайбы у «Химика»: Б. Ходов и А. Черепанов.
Был нешуточный ажиотаж, и игра сразу же складывалась очень непросто. Достаточно сказать, что в первом периоде судьи не засчитали шайбу в ворота «Труда». Курганцы на это отреагировали очень болезненно, посчитав судейство предвзятым, и в дальнейшем игра приняла нездоровый характер. С большим трудом, но выиграли все же барнаульцы. Однако представитель «Химика» Толмачевский подал протест на «плохую организацию матча» и «неправильное судейство». О чем написал в протоколе матча, сделав приписку: «Оставляем право на подачу протеста». А 17 февраля он подал его главному судье соревнований Олегу Ныркову. Вот содержание того протеста (орфография его полностью сохранена), взятого из Госархива в Москве.
«Всероссийской федерации хоккея. Москва, Центр. ул. М. Лубянка, 12.
Протест на игру между командами «Химик» г. Курган и сборной Алтайского края на Первенство РСФСР по 2-й группе в г. Барнауле.
1.Неправильное судейство полевого судьи Кузнецова г. Челябинск:
а) В течение всей игры на поле выскакивали болельщики и судья приостанавливал игру, ему в этом способствовал и судья на времени. При создании подобных ситуаций в зоне команды «Химик» судьи игру не останавливали и в результате чего был забит один гол.
б) В первом периоде был забит один гол в ворота Алтая, но не засчитан (судья пояснил пом. капитана команды «Химик», что «не видел»).
в) Судья на штрафном времени выпускал игроков г. Барнаула, наказанных двухминутными штрафами, раньше времени. Так один игрок был выпущен на полминуты раньше срока, а игрок № 15 В. Чистополов был выпущен раньше на 15 секунд. А игрок команды «Химик» Артеменков был задержан в коробке судьей на 10 секунд больше штрафного времени. Главный судья был поставлен в известность, но ответил, что «доверяет судьям».
2. Судья за воротами при взятии ворот голы не фиксировал, хотя для этого имелась и лампочка и флажок, фиксировал только после свистка полевого судьи г. Омска т. Скворцова.
2. Согласно положения о зональном соревновании должны быть созданы условия для игроков, чего не наблюдалось. В коробке игроков оскорбляли, били кулаками, бросали комки снега, на что нашим представителем было дано несколько замечаний, а также полевой судья т. Скворцов докладывал об этом гл. судье соревнований т. Ныркову. Игрока команды Закарлюкина дважды ударили кулаком по голове (болельщики), когда он находился в игре.
3. По положению должны участвовать команды победители областей, краев, а от Алтая выступает сборная команда Алтайского края, о чем была помещена заметка в газете «Алтайская правда» за 8.2.62 г.
4. Считаем протест обоснованным и просим назначить переигровку.
Представитель команды «Химик» г. Курган Толмачевский.
Что я думаю по этому случаю? Если это было на самом деле, то назначать такие турниры в Барнауле, наверно, больше было нельзя. Так оно и получилось: подобные турниры в Барнауле больше не проводились. Зато в Кургане зональный турнир был проведен уже следующей зимой 1963 года, а затем и в 1965-м. Видимо, протест Толмачевского произвел очень сильное впечатление на всю Лубянку.
По орфографии текста заметно, что Толмачевский очень сильно волновался, отправляя протест в Москву на Малую Лубянку: он два раза ставил пункты под номером 2, не называл по фамилиям судей, обслуживавших тот матч в бригаде, хотя установить их было можно и нужно. Наиболее серьезная претензия курганцев предъявлена в третьем пункте, где хозяевам и крыть было нечем, кроме липовых документов.
Действительно, такая заметка в газете «Алтайская правда» под названием «Идет большой хоккей» 8 февраля 1962 года была напечатана. В ней очень подробно рассказывалось о сборной команде Алтайского края, что, в общем-то, было вопиющим проколом хозяев, которые открыли «ящик Пандоры». Да и вообще в газетах, освещавших ход того турнира, не упоминалось название нашей команды, как «Труд» (Барнаул). Хотя во всех официальных протоколах матчей наша команда называлась именно так. И только в итоговой таблице («шахматке») - как Барнаул. Удивительно, но никто больше из других команд жалоб на хозяев не подал.
И что же предпринял главный судья соревнований? Росчерком пера Олег Нырков поставил на этом протесте свой вердикт: «Протест отклонить как необоснованный». Интересна и запись главного судьи в пункте V дела о проведении соревнований. «Команда «Химик» (Курган) по окончанию игры с командой «Труд» (Барнаул) не поприветствовала своего противника. Капитан команды отстранен от руководства командой, а представителю команды объявлен строгий выговор».
То есть, Толмачевскому! Во как! За то, что искал правду! Ну и, конечно, нашел ее, да еще и огреб по полной программе… А турнир шел своим чередом, и в тот же день основные конкуренты нашей команды - новосибирцы, легко расправились с молодым прокопьевским «Шахтером», отправив в его ворота 10 шайб, а пропустив в свои только две! А за день до этого над «Шахтером» поиздевались и омичи, выиграв у него со счетом 10:0. Поэтому команда Прокопьевска представлялась барнаульцам, что «булка с маслом», и ее предстояло скушать. Однако об этом уже в следующий раз…
Былое вспоминал Валерий Лямкин/пресс-служба ХК «Динамо-Алтай».