Страницы истории алтайского хоккея. 1958-й. Последний сезон «Спартака»
Оркестр без дирижёра
Подготовкой команды к новому хоккейному сезону в Барнауле заниматься по большому счету оказалось некому. Старший тренер «Спартака» Василий Фомичев полностью сосредоточился на работе с футбольной командой мастеров «Урожай», и ее результаты не замедлили сказаться. Концовку сезона наши футболисты провели с большим подъемом и заняли третье место в зоне. Это после прошлогоднего провала, когда «Урожай» финишировал последним! Василий Фомичев еще раз всем доказал, что работать он умеет. Но в «Спартак» он больше не вернется…
Таким образом, хоккеисты «Спартака» к сезону готовились самостоятельно, но вслед за тренером из команды ушли несколько ведущих хоккеистов, а заменить их, по существу, оказалось некем. В краевом совете «Спартак» стали спешно искать им замену из числа иногородних хоккеистов. Но в начале сезона пришлось играть своими силами, а они оказались неспособны в полной мере заменить ушедших. Подключили играть молодых.
Самой большой потерей для нашего «Спартака» стал уход в армию лучшего бомбардира команды Александра Немировского, который в Новосибирске проявит себя как результативный крайний нападающий в армейской футбольной команде, а в хоккее с мячом - как защитник команды высшей лиги - новосибирского «Сибсельмаша». Ушел из команды и другой результативный нападающий Иван Басманов.
В классе «Б» в тот год было семь зон РСФСР и одна - союзных республик. В нашу первую зону вошли всего шесть команд. Сильнейшими среди них были - «Металлург» из Сталинска и новосибирская «Энергия», выигравшая весной второе место среди коллективов физкультуры в чемпионате РСФСР. Красноярский «Буревестник» и барнаульский «Спартак» играли в классе «Б» уже не первый год. И новички первой зоны, новосибирский «Спартак» и кемеровский «Химик», вряд ли могли составить им серьезную конкуренцию за призовые места.
К тому же, три очень сильных коллектива из нашей зоны - омский «Спартак», новосибирские «Химик» и «Дзержинец» (бывшие - «Крылья Советов») были переведены во вторую - уральскую зону, где и так наблюдался перебор серьезных соперников. А двум челябинским командам - ЧТПЗ и «Металлург» и вовсе заранее отводились места фаворитов. Так что, в нашей первой зоне оказалось всего шесть команд, тогда как во второй - сразу десять! Правда, по ходу чемпионата две из них до конца не доиграли. Но вторая зона, изначально, по подбору команд, была явно сильнее первой. Для чего это делалось, сейчас уже трудно найти разумный ответ.
Перед началом чемпионата на барнаульском стадионе «Спартак», наконец-то, было оборудовано ночное освещение для хоккейной коробки, что впервые в истории барнаульского хоккея позволило проводить тренировки и матчи в вечернее время. Еще одной новинкой сезона стали спаренные матчи команд через день. Первые из них в Барнауле состоялись 5 и 7 декабря. Спартаковцы принимали хоккеистов «Металлурга» из Сталинска, наиболее вероятного претендента на первое место.
Отчет об этих матчах есть в краевых газетах, общий тон которых об игре барнаульцев выражается одним словом - беспомощность. Правда, в самом заголовке отчета - «И на поражениях учатся», есть надежда на светлое будущее барнаульского «Спартака».
«Позади два матча, два крупных поражения - 1:7 и 5:9. Наши хоккеисты выглядели беспомощными в сравнении с противниками. В каждой игре были такие моменты, когда соперники оставались втроем против пятерых барнаульцев, но спартаковцы не могли использовать своего преимущества. А играя вчетвером против пятерых, гости ни в чем не уступали хозяевам поля, а наоборот, активно атаковали и даже забросили в такие моменты несколько шайб. Мы видели на поле разумную и четкую игру гостей и сумбурные атаки нападающих „Спартака“. Не случайно, что при обоюдных атаках команд, шайба влетала только в ворота хозяев поля…
Нападающие барнаульцев нередко, выходя один на один с вратарем (дважды - Крушняков, Федулов, и однажды вся тройка нападения), умудрялись послать шайбу мимо ворот. Барнаульцы почти не применяли выбрасывание шайбы из-за ворот на „пятачок“, а если и производили такие броски, то эффективно завершить их не могли. Гости умело использовали каждую, даже самую минимальную возможность взятия ворот - проталкивание шайбы в сутолоке у ворот, броски издалека, удары с „пятачка“ и другие приемы.
Причина такого неудачного дебюта „Спартака“ ясна: команда слабо подготовлена к играм. Нашим хоккеистам надо извлечь из ошибок в этих двух играх не только уроки, но и перенять все лучшее, что было у хоккеистов Сталинска».
Несколько другой тон прослеживается в отчетах о двух следующих матчах, которые состоялись 10 и 12 декабря с красноярцами. Отчет назывался «Проигрыш при преимуществе».
«С первых же минут видно большое стремление хозяев к победе. Игра идет на половине поля гостей, но счет открывают… красноярцы. Защита спартаковцев допускает несколько ошибок, и несмотря на хорошие действия нападения, барнаульцы еще дважды вынуждены начать с центра, но это их не обескураживает. Они снова и снова бросаются в атаки, дважды сами добиваются успеха.
Во втором периоде команды обменялись голами. Но преимущество все очевиднее переходит на сторону хозяев, играющих с большой волей к победе. В третьем периоде гости почти не выпускаются с их половины. Два раза их ворота оказываются взятыми. Счет уже только 6:5 в их пользу. Вот-вот он будет сравнен. Но команды сумели лишь обменяться голами. Интересная встреча закончилась со счетом 7:6 в пользу красноярцев, но сам ход игры позволяет надеяться, что уже в недалеком будущем спартаковцы смогут одерживать победы над своими соперниками.
Начало второй встречи было похоже на начало предыдущего матча. Первые же минуты приносят успех гостям. Однако, несмотря на то, что они выступают явно лучше, чем в первой игре, добиться преимущества им не удается. И только неточности в игре защиты спартаковцев позволяют красноярцам еще раз взять ворота хозяев - 0:2.
Во втором периоде активно действуют барнаульцы. Им удается сквитать счет, однако новая грубейшая ошибка защитника спартаковцев опять стоила им гола, забитого на последней минуте периода. В третьем периоде гости увеличивают счет до 4:2 в свою пользу. Барнаульцы прилагают отчаянные усилия, чтобы отыграться, и забивают одну шайбу, но большего добиться не могут, и терпят четвертое поражение подряд. Их краевому совету следовало бы все-таки окончательно решить вопрос об укреплении руководства команды, без чего невозможен успех барнаульцев в последующих матчах».
С чем связан сей относительный оптимизм? Дело в том, что в тот год впервые в истории барнаульского хоккея в «Спартак» были приглашены молодые московские хоккеисты нападающие Олег Савельев, Борис Чубаров и Валентин Коркин. До прихода в «Спартак» последние двое играли за команду СКВО города Калинина (нынешняя - Тверь). Нападающий Геннадий Зурин играл в оренбургской команде СКВО, а другой нападающий Геннадий Щетинин - за магнитогорский «Металлург». Иногородним хоккеистом был и защитник Евгений Сачков.
Более известен из них в дальнейшем был Олег Савельев, игравший в хоккейных командах Киева и Саратова, ставший мастером спорта СССР. Рослый и атлетичный, он даже снялся в художественном фильме «Третий тайм», в котором рассказывается о знаменитом «матче смерти» в годы войны в оккупированном немцами Киеве. Если кто помнит, там Олег играл рослого немецкого футболиста, пробивавшего пенальти в ворота киевлян, когда вратарь динамовцев взял мяч! В Интернете можно найти и пересмотреть этот интереснейший фильм. Так вот, Савельеву предложили эту роль в Киеве, зная, что он хорошо умеет играть в футбол. Очень старые наши болельщики, наверно, помнят его еще по матчам барнаульского «Урожая» в 1959 году в классе «Б».
Все эти хоккеисты и усилили наш «Спартак» перед матчами с красноярцами. Интересен по этому поводу хоккейный отчет в газете «Молодежь Алтая» начинающего барнаульского писателя Ивана Кудинова под названием «Оркестр без дирижера».
«Четыре поражения подряд хоккеистов барнаульского «Спартака» дают не только пищу для размышлений, но и яркое представление о лице команды. Говорим это не для красного словца: свое лицо, почерк игры, команда, безусловно, должна иметь. Вот, скажем, канадцам в хоккее присуща силовая борьба и в совершенстве отточенная техника. Это их почерк игры. Знатоки хоккея могут возразить, мол, сравнивать команды мирового класса с нашими спортсменами нет смысла.
Нет, есть. У кого, как не у игроков экстра-класса, учиться мастерству, перенимать все лучшее: стиль, приемы, технические задачи. Что касается барнаульской команды, то она пока не выработала своего почерка. Об этом свидетельствует сумбурная игра на протяжение всех шестидесяти минут. Так было и в первом, и во втором матчах. И даже тогда, когда команда переигрывает противника, чувствуется какая-то скованность защитных линий, неуверенность нападения.
Нападающие барнаульцев (может быть, за исключением Олега Савельева - № 14, Геннадия Зурина - № 13 и Бориса Чубарова - № 10) не умеют строить игру на неожиданных прорывах или бросках по воротам из самых неожиданных положений. Поэтому противнику нетрудно разгадать их немудреные замыслы и в самый последний момент перехватить шайбу. Но, пожалуй, наиболее слабым звеном в команде является защита, игра которой ставит вратаря в безвыходное положение, сводит на нет все старания нападающих.
В печати уже отмечалось, что спартаковцы избегают силовой борьбы, забывая о том, что хоккей с шайбой - спорт атлетический, требующий от игрока не только высокого мастерства, но и физического напора. Правда, в последних двух встречах «Спартак» действовал активнее, увереннее, старался использовать весь свой арсенал технических приемов и тактических замыслов.
И все-таки остается впечатление, что команда играет по настроению. Так, в предпоследнем матче, пропустив четыре шайбы (в первом периоде по вине защитников и вратаря), а затем еще три, команда на последних минутах встречи вдруг почувствовала угрозу поражения и усиленно начала штурм ворот красноярцев. Противник был наглухо закрыт в своей зоне. Спрашивается, почему бы спартаковцам не настроиться подобным образом еще до начала игры и решительно штурмовать ворота соперников с первых минут?
Ответить на это нетрудно: спартаковцев некому настраивать. И вина в этом полностью ложится на спортивных руководителей краевого комитета, которые за целый год не сумели найти тренера и оправдываются сейчас тем, что в «Москве им отказали…»
Представьте себе оркестр, в котором есть первая скрипка, труба, кларнет, есть способные музыканты, но нет… дирижера. Ясно, что без фальши оркестр не сыграет. Вот такой оркестр без дирижера и напоминает «Спартак», не выигравший в четырех встречах ни одного очка. В последней игре все три шайбы забросил Г. Зурин. Общий итог - 3:4. Вывод только один: если спортивные руководители хотят иметь слаженный, отлично сыгравшийся «оркестр», необходимо подумать и о «дирижере».
Былое вспоминал Валерий Лямкин.