«Правды тяжело добиться»: главный человек в алтайском плавании — о продаже «Оби», юных талантах и Олимпиаде-2024
Успехи российских пловцов на Олимпиаде в Токио не подстегнули особого ажиотажа к этому виду спорта, признается председатель краевой федерации плавания Сергей Кашников. Хотя и без этого грех жаловаться — детей в краевой школе достаточно, есть подающие надежды спортсмены. О том, чего не хватает для дальнейшего развития, он рассказал altapress.ru.
«Могли бы и больше набрать»
— Успехи российских пловцов на Олимпиаде в Токио подстегнули интерес к вашему виду спорта?
— У нас и раньше проблем с набором не было, но и особого ажиотажа сейчас я не наблюдаю.
— Многие ваши коллеги — руководители спортивных федераций, спортивных школ — говорят о том, что в секциях не хватает детей, не из кого выбирать и растить чемпионов. Получается, что у вас такой проблемы нет?
— В принципе, нет. В отделении СШОР «Обь» в Барнауле сейчас занимаются около 400 человек. Всего же по государственному заданию в краевой школе со всеми отделениями должно быть около 820 воспитанников. Мы могли бы и больше набрать — желающие есть — попросту не хватает спортивной базы, финансирования. Есть, конечно, и другие школы, осуществляющие подготовку спортсменов.
«У одаренного ребенка есть чувство воды»
— Что требуется, чтобы вырастить чемпиона?
— Должно многое совпасть. Во-первых, надо увидеть одаренного ребенка. Даже на первых занятиях, когда дети выполняют элементарные упражнения, уже видно, кого принимает вода, а кого нет. У одаренного ребенка есть чувство воды — он делает все, как остальные, но плывет быстрее. Успешный спортсмен просто обязан обладать таким качеством как трудолюбие — без него в плавании никак. В более старшем возрасте ему предстоят серьезные нагрузки, которые не всем по плечу, без трудолюбия их выдержать сложно.
У нас многие одаренные ребята участвовали в юношеских чемпионатах Европы, показывали хорошие результаты, но потом уходили из спорта. Причины разные, но в основном не связанные с тем, что они устали от спорта, обычные жизненные вопросы. Потом начать снова тренироваться на серьезном уровне лет в 25 лет уже нереально.
— Одаренный дисциплинированный ребенок — раз. Что еще?
— Хороший тренер — специалист, разбирающийся в физиологии, психологии и даже диетологии. В школах зачастую отсутствуют штатные спортивные психологи, и тренер вынужден брать на себя эти функции. Президента ВФП Владимира Сальникова как-то спросили, что самое главное для пловца, наверное, быть одаренным?. Он ответил: «Правильно питаться и нормально высыпаться». Если этих двух компонентов не будет, спортсмен неминуемо загонит себя в состояние физического истощения и перетренированности. Тренер должен такие моменты контролировать.
— А как насчет инфраструктуры?
— Спортивная инфраструктура важна. Нужен хороший бассейн, тренажерный зал, сборы. Многие тренеры из других регионов говорят, что в Барнауле имеется хорошая база для развития плавания, но финансирования нам все равно не хватает. Для сравнения: бюджет федерации плавания в Новосибирской области на спортмероприятия составляет 15 млн рублей в год, в Алтайском крае — 1,4 млн рублей. Отдельно надо сказать о необходимости строительства в Барнауле еще, как минимум, одного тренировочного бассейна, например, в Ленинском или Индустриальном районе, где чрезвычайно высока плотность населения, а подобных спортивных объектов попросту нет.
«Спит и видит, как поедет на Олимпиаду»
— Есть ощущение, что после успехов Андрея Гречина других талантливых алтайских пловцов не было. Может, я ошибаюсь?
— Звезды плавания в Алтайском крае были и до него. Андрей ярко выступил на Олимпиаде, потому что всю подготовку провел в Санкт-Петербурге, в известной школе «Экран». У него были грамотные специалисты, и Гречину в этом плане повезло. Сейчас подают надежды Никита Черноусов и Илья Сибирцев. Илья в настоящее время обучается и тренируется за границей, но продолжает выступать за Алтайский край. Он не смог попасть на Олимпиаду-2020, потому что стал на отборе третьим, хотя показывал очень хорошие результаты. До олимпийского норматива на дистанции 800 метров ему оставалось меньше одной секунды. Он еще молод и будем надеяться, что все у него впереди. Никита Черноусов тренируется в Барнауле. Летом он вернулся с первенства Европы, где в личном зачете завоевал серебряную медаль на дистанции 50 метрах вольным стилем — это олимпийская дистанция. В течение сезона Никита выиграл практически все свои старты.
— Получается, этим пловцам надо бронировать билеты в Париж-2024?
— Мне нравится настрой Никиты Черноусова: он горит этой идеей, спит и видит, как поедет на Олимпиаду. Хорошее качество для спортсмена. Есть еще неплохие ребята, но год на год не приходится, кто-то выстреливает, кто-то нет. К сожалению, много талантливых ребят уезжает в другие регионы, где жизнь лучше. Этот процесс уже необратим.
«Условий для подготовки недостаточно»
— В Барнауле сейчас работают восемь бассейнов. Этого достаточно?
— В настоящий момент в России на 146 млн жителей — 4,8 тыс. тренировочных бассейнов. Получается по одному на каждые 30 тыс человек. В США на 350 млн населения имеется 270 тыс. объектов. Конечно, в нашей стране хороших условий для подготовки пока недостаточно. В Барнауле практически все бассейны работают на оздоровление. Помимо «Оби», который работает со спортсменами, на высокие достижения ориентированы «Амфибия» в поселке Южный и частично — бассейн «Магис-спорт». Бассейн Барнаульского юридического института закрыт для тренировок, в бассейне АлтГТУ «Олимпийский» работают только со своими студентами, в соревнованиях участвуют крайне редко. Все остальные бассейны — коммерческого плана и ориентированы на держателей клубных фитнес-карт.
— Что актуальнее: один олимпийский бассейн на 50 метров или два по 25?
— 50-метровый объект для подготовки спортсменов нужен обязательно. На длинной воде совершенно по-другому нарабатывается техника плавания, скорость другая. У нас были и есть спортсмены, которые на короткой воде в 25-метровом бассейне являлись рекордсменами мира, но, когда стартовали на длинной воде, то сразу начинали проигрывать.
«Из пяти объектов ориентированы на спорт три»
— Если говорить обо всем Алтайском крае, плавание в районах есть?
— Бассейн при местной спортивной школе есть в райцентре Табуны. Надо отдать должное главе района — плавание там, как могут, поддерживают. Еще один бассейн имеется в Степном Озере Благовещенского района. Сейчас на объекте идет капитальный ремонт, который финансирует предприятие «Кучуксульфат».
— В малых городах, насколько я понимаю, ситуация лучше?
— В 2009 и 2010 годах на Алтай приезжало руководство Всероссийской федерации плавания. Тогда же было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве, после чего в краевую инвестиционную программу было включено строительство и реконструкция пяти бассейнов. Бассейн отремонтировали в Бийске и достроили в Рубцовске. Еще три новых 25-метровых бассейна появились в Новоалтайске, Заринске и Камне-на-Оби. Надо признать, что сейчас из пяти этих объектов ориентированы на спорт только три: в Новоалтайске, Бийске и Рубцовске. В Новоалтайске, например, работают всего два тренера, но показывают хорошие результаты. В этом городе уже есть мастера спорта по плаванию и призеры первенства России.
«Одному на все не хватает времени»
— Сейчас в разных регионах страны набирает оборот любительское плавание. Люди готовы платить деньги за интересные спортивные эвенты. Почему у нас этого нет?
— В будущем году есть варианты по проведению соревнований по плаванию на открытой воде на 5 и 10 км. Заявиться сможет любой желающий — при наличии врачебного допуска. С точки зрения инфраструктуры, барнаульский гребной канал для такого рода соревнований подходит идеально. Сейчас становится модным эстафетное плавание: четыре этапа по 1250 метров. Есть команды мужские, есть смешанные. Тоже интересная тема. Я раньше проводил соревнования среди ветеранов, но сейчас это движение заглохло. Нашелся бы инициативный человек, фанат плавания, который бы подхватил это направление, то это было бы хорошо. Мне одному на все не хватает времени.
— Есть ли у вас взаимодействие с федерацией триатлона? Ощущение такое, что часть заинтересованных спортсменов-любителей они к себе перетянули.
— В триатлон уходит любителей, которые могут себе позволить велосипед за десятки и сотни тысяч рублей. Это люди финансово состоятельные. В плавании таких практически нет. Что касается взаимодействия, от федерации триатлона к нам предложения о сотрудничестве не поступали. Мы со своей стороны можем помочь с судейством плавательных этапов, если надо, что-то подсказать, проконсультировать.
«Бизнес не сильно рвется помогать»
— Каков на сегодняшний день бюджет алтайского плавания? Денег хватает?
— Бюджет краевой школы «Обь» на сегодняшний день достаточен для организации тренировочного процесса. Вместе с тем, на остальных спортсменов фактически выделяют 1,4 млн рублей, которых катастрофически не хватает. Порой многих талантливых детей из других школ приходится отправлять на соревнования за счет родителей — другого выхода нет.
— Есть ли спонсоры, готовые вкладываться в развитие плавания на Алтае?
— Бизнесмены не сильно рвутся помогать, со спонсорами совсем сложно. Конечно, хочется поддерживать молодых пловцов премиями по итогам соревнований, чтобы они чувствовали плоды своих трудов. Но внебюджетных средств на это у нас нет.
Специальный вопрос
— Не можем не спросить по поводу спорткомплекса «Обь». Ходили слухи, что его купил предприниматель Михаил Дроздов. Потом говорили, что свою долю он перепродал известному бизнесмену Евгению Ракшину, который хочет построить здесь жилой комплекс. Сейчас утверждают, что все это не так, и «Обь» будет стоять на своем месте. Что из этого правда?
— Правды всегда тяжело добиться, даже мне, руководителю спорткомплекса. До последнего времени собственниками объекта являлось государство, в лице правительства Алтайского края, и крайсовпрофа. Руководитель профсоюзов Иван Панов долгое время не говорил, кому хочет продать пакет акций, хотя с таким вопросом я к нему обращался. На мой взгляд, было бы логично, если бы краевые власти выкупили эти акции и создали автономное учреждение. Сейчас в договоре купли-продажи значатся совсем другие имена, нет ни Михаила Дроздова, ни Евгения Ракшина. На меня никто не выходил, о судьбе объекта не рассказывал. Будем надеяться, что спорткомплекс останется на своем месте и сохранит свою социальную направленность.
О чем еще рассказал собеседник
О доступном плавании
Если мы говорим о плавании для начинающих, то, да, оно может быть доступным. Плавки, простые очки и шапочку можно купить в любом магазине за тысячу рублей. Когда пловец начинает тренироваться больше, на высоком уровне, неизбежно появляется необходимость в качественной экипировке. Конечно, если сравнивать плавание и, например, хоккей, где все в разы дороже, то можно считать наш вил спорта относительно бюджетным.
О стоимости билета
Себестоимость часа занятий в нашем бассейне составляет 188 рублей. Но так как половину времени занимает детская спортшкола по цене аренды ниже рыночной (141 рубль с НДС в час), стоимость коммерческого билета возрастает. Надо сказать, что содержание объекта обходится дорого. Прежде всего, я имею в виду расходы на водоснабжение и тепло. Пропускная способность зависит от такого понятия, как «зеркало воды» В «Оби» мы можем принимать одновременно до 150 человек. Для сравнения, «Магис» на улице Взлетной - до 50 человек. Казалось бы, такая большая разница в нашу пользу. Но надо учесть, что у нас в шесть раз больше воды, которую приходится нагреть всю, а не только на поверхности.
О высоких технологиях
В свое время в плавании соревнования шли не среди спортсменов, а среди компаний, выпускающих экипировку. Олимпиада в Пекине в 2008 году стала последней, когда использовали гидрокостюмы. В США их производство было на высочайшем уровне. Там гидрокостюмы не только изготавливали под каждого спортсмена индивидуально, но и долго работали над материалом. К разработкам даже подключалось агентство NASA. За основу была взята кожа акул. Если её рассматривать под микроскопом, то можно увидеть особые крючочки, на которых образуются капсулы воздуха. Спортсмены в таких гидрокостюмах, приподнимались в воде. Усилия им надо было прикладывать только для продвижения вперед.
Советы для новичков
- Можно ли без инструктора научиться правильно плавать?
- Без тренера можно научиться плавать, если у вас есть база, уже заложены хорошие навыки. Ролики на Youtube полезны - вы видите правильную технику, но она у кого-то там, по ту сторону экрана. Тренер же разглядит ваши ошибки, подскажет, исправит. В нашем виде спорта техника доходит до автоматизма, и, если вы изначально научились плавать неправильно, переучиваться сложно.
- Простое барахтанье в воде, не техническое плавание, полезно для здоровья?
- Это вопрос психологии. Люди, которые толком не умеют плавать, но все равно приходят, сами для себя решили, что им это поможет. Конечно, нахождение в воде, схожее с состоянием невесомости, благотворно воздействует на организм, но чудес от такого плавания ждать не стоит.
- Чем дополнить плавание для максимального эффекта?
- На мой взгляд, можно добавить занятия в тренажерном зале. Полезны также тренировки, направленные на разработку подвижности суставов - йога и пилатес.
Досье
Сергей Иванович Кашников родился 13 августа 1959 году в Барнауле. Свои первые шаги в спорте делал в ДЮСШ «Рубин».
Выступал за нее на первенстве района и города по баскетболу, легкой атлетике, лыжным гонкам и плаванию. Еще в детском возрасте становился неоднократным победителем и призером территориального первенства СССР по плаванию, был бронзовым призером первенства России.
С 1981 году работал тренером по плаванию в родном спорткомплексе «Рубин». За четыре года его воспитанники становились победителями и призерами Алтайского края. В 1985 году при поддержке мэрии ему удалось ввести программу обязательного обучения плаванию в начальных классах школ, как жизненно важному для человека навыку.
С 1991 по 1994 годы работал в футбольном клубе «Динамо» в должности начальника коммерческого отдела, а затем замдиректора клуба. В 1994 году приступил к работе в спорткомплексе «Обь», директором которого является поныне. Имеет множество государственных наград в области физкультуры и спорта.