Боец ММA рассказал, как прививает молодому поколению спортивные и духовные ценности
В августе этого года в болгарской Софии произошло по-настоящему уникальное для края спортивное событие: впервые в истории смешанных единоборств юношеское первенство мира по ММА выиграла спортсменка из Алтайского края, воспитанница новоалтайского клуба «Один на один» Каролина Городилова.
Своим успехом она во многом обязана наставнику Денису Канакову, под чутким руководством которого и училась азам спорта. Денис Канаков, будучи профессиональным бойцом ММА, вот уже пять лет прививает молодому поколению как спортивные, так и духовные ценности. «АП» встретилась с ним и поговорила о состоянии спорта в крае, тренерском ремесле и боях в международном октагоне.
Край прогрессирует
- Ваша подопечная Каролина Городилова выиграла юношеское первенство мира по ММА. Насколько исключителен этот результат?
- Это огромное достижение, историческое для края. Раньше никто из алтайских бойцов такого не добивался.
- За счёт чего Каролина выиграла мировое первенство? И стало ли это для вас сюрпризом?
- Она очень упертая, в хорошем смысле этого слова, и дисциплинированная. У Каролины сильный бойцовский дух, она всегда идёт к цели, несмотря ни на что. Для меня же её победа не стала сенсацией, но я был крайне счастлив увидеть, что плоды моей работы не напрасны. Мы усиленно готовились к первенству, было потрачено много сил и времени. Я считаю эту победу справедливым итогом.
- Вопрос вам как президенту краевого Союза ММА: в Болгарии медали первенства завоевали три спортсмена из Алтайского края - значит ли это, что наш регион становится кузницей нового поколения талантов в этом виде спорта?
- За последние несколько лет смешанные единоборства в крае сделали большой прогресс, и результаты об этом говорят в первую очередь. Раньше было сложно представить, что сразу три наших бойца ММА станут призёрами на юношеских мировых соревнованиях. Каролина Городилова, Макар Зайцев и Алина Кокорина - представители новой волны талантов, которые прославили Алтайский край на весь мир. На подходе есть ещё ребята, которые при должном отношении могут добиться больших высот в спорте. Есть и взрослая категория перспективных алтайских бойцов, которые скоро выступят на чемпионате мира - это Ануш Тухтаев и Дарья Терещенко. Конечно, за этим стоит огромная работа Федерации, которая проделывается каждый день. Но, честно скажу, для полноценного развития нам не хватает внимания и поддержки со стороны ведомств. Многое держится на друзьях и неравнодушных к спорту бизнесменах.
Спорт и духовность
- Денис, как вам пришла идея о создании клуба смешанных единоборств «Один на один»?
- На самом деле, я давно мечтал об этом. Ещё в начале 2010-х, когда выступал по любителям, меня часто посещали мысли, что хочу открыть что-то своё, где смогу делиться опытом и знаниями. Решился на этот шаг в 2016 году, тогда же мне очень повезло встретить Виталия Тетиевского, который на хороших условиях сдал мне в аренду помещение. Вот с тех пор здесь и занимаемся, только я уже выкупил этот зал. Поначалу было непросто, работали вдвоем с Никитой Филипповым, это один из моих лучших воспитанников. Были времена, когда приходилось продавать машину, чтобы этот клуб жил. Но ребятишки приходили к нам, их становилось все больше, и для каждого я был примером. Меня никогда не посещали мысли, что я затеял это дело зря. Сегодня «Один на Один» - это одна большая семья, нас уже около 160 человек на двух точках в Новоалтайске и Барнауле.
- Как вам удаётся воспитывать чемпионов?
- У меня есть несколько важных правил. Во-первых, нужно находить индивидуальный подход к каждому, учитывать его физические и психологические возможности. Во-вторых, важно научить наших воспитанников не только боевому мастерству, но и порядочности, культуре, привить им правильное воспитание. Почему-то некоторые люди думают, что этим спортом, особенно в глубинке, занимаются только быдло. Но это совсем не так. Например, мы не используем маты, не мусорим на улице, всегда здороваемся друг с другом и прощаемся. А ещё я требую от своих подопечных, чтобы они уделяли большое внимание образованию. Это основы, которые потом помогают и на соревнованиях. И, в-третьих, я подаю личный пример своим воспитанникам. Они знают, что я учу их не на пустом месте, ведь сам дрался во всемирно известных промоушенах, где получил много опыта и знаний.
На международном канвасе
- Поделитесь впечатлениями, которые испытывал парень родом из Сибирского, когда впервые подрался под взором десятков телекамер на профессиональном промоушене?
- Мой первый бой состоялся в 2017 году в промоушене ACB против Абдул-Рахмана Махажиева, и это было незабываемо, я испытывал огромное волнение. Понимал, что если выступлю хорошо, покажу себя, тогда передо мной откроются какие-то перспективы. В тот вечер мой соперник в одном из эпизодов получил травму: я на встречном ударе случайным образом сломал ему ребро, у него оказалось проткнутым легкое и произошло внутреннее кровотечение. С ним всё, в итоге, было в порядке, а победа в том поединке досталась мне. Но ведь не зря же я тренировался круглые сутки, пока мои одногруппники пили пиво (улыбается). У меня была цель. Вообще каждый раз, когда я выходил в клетку, преследовал только одну задачу, чтобы судья поднял мою руку. Неважно, кто мой соперник. Как-то давно я проиграл одному парню на любителях, он был первым, кто победил меня за полтора года, при том каким-то опытом или исключительным мастерством похвастаться не мог. Этот случай научил меня настраиваться на каждый бой предельно, выкладываться на все 100%.
- В 2019 году вы провели крайний бой на профессиональном уровне и тогда одержали двенадцатую победу подряд. Что случилось потом, почему мы больше не увидели вас в октагоне?
- Разумеется, свою лепту внесла пандемия, однако главная причина - это семья, дети. В 2019 родился сынок, а совсем недавно - дочка. Я просто понимаю, что быть с ними сейчас - самое главное. Я не хочу пропускать ни дня, хочу видеть, как дети учатся говорить, ползать. Ведь никто кроме меня не воспитает моих детей так, как я хочу. Я понимаю, что нужен семье, а семья нужна мне. Она на первом месте.
О хайпе и деньгах
- Вы, наверняка, помните каждый из двенадцати своих боёв в лигах ACB и ACA. Поделитесь, какой для вас был самым тяжелым, а какой вы запомнили больше всего?
- Сложно выделить из общего ряда, потому что каждый бой - был большим событием для меня, я будто проживал отдельную жизнь. Но два последних поединка запомнились тем, что сначала я победил экс-чемпиона UFC Андре Виннера, а затем должен был за два месяц скинуть около 14 килограммов, чтобы подраться ещё и с Базом Мубаризом из Афганистана в Москве. Организм тогда не успел толком восстановиться, поэтому было очень тяжело настроиться на бой. Приходилось искать мотивацию на стороне. Помню, когда подходил к октагону, разогревался прямо по ходу, думал о том, что на меня смотрит семья, мои воспитанники. Я не мог проиграть на их глазах.
- Когда побеждаешь экс-чемпиона UFC, есть риск подхватить звёздную болезнь?
- Я равносильно отношусь к любой моей победе. Мне гораздо важнее, чтобы она была добыта чисто и качественно. Например, когда я выигрываю соперника за счёт подготовленного плана - это высший кайф. Да и звёздностью я никогда не бредил, потому что воспитан не так. Я скромный парень.
- Наверно, семья выдохнула, когда вы ушли из октагона?
- Вот когда я только начал выступать на профессиональном уровне, и бабушка и мама меня настойчиво просили бросить это дело. Им было страшно, вдруг я потеряю здоровье, стану инвалидом. Но я им всегда говорил, что у человека есть судьба, от которой не убежишь. Если суждено, то здоровье можно потерять в один миг, когда ты этого даже не ждешь. Этот вид спорта опасный, но тот же баскетбол, например, не менее опасный (улыбается). Сейчас родным спокойнее, но жена все понимает, она видит, как я смотрю бои, видит, что я тоже хочу продолжить это дело.
- Современные промоушены - это шоу, а бойцы - медийные люди, которые зачастую вынуждены использовать трэшток в поисках хайпа. Можете ли вы вписаться в эти условия?
- Для меня это очень тяжело, я не представляю, чтобы мог сказать такие же слова, как Конор Макгрегор, когда он обращался к Дастину Порье и угрожал его семье, намекал на ветреность его жены. Это совсем неприемлемо, за слова нужно всегда отвечать. То, что сейчас местами происходит в UFC - откровенный перебор. Главное всегда оставаться человеком и все показывать делом, а не словами.
- Если не секрет, какой самый крупный чек вам прилетал от промоушена?
- 9000 долларов за бой с афганцем Азимом Бадахши. У меня по контракту тогда было гарантировано 4000, если смогу победить, а 5000 упали бонусом за нокаут. Это были неплохие деньги, я машину купил.
- Какие дальнейшие планы в спорте?
- Мой менеджер находится в постоянном контакте с разными организациями, есть диалог и предложения. Если все будет хорошо, то может подерусь до конца этого года или в начале следующего. Конечно, у меня всегда есть огромное желание выйти в октагон вновь. Но пока никакой конкретики. В любом случае, это лишь дело времени. Вот подрастут только дети…
Иван Блаженко, «Алтайская правда»,
21.09.2021 г.