Владимир Михалёв: Завучи ДЮСШ впервые прошли курсы повышения квалификации
С 29 мая по 1 июня в санатории «Сосновый бор» в Первомайском районе прошёл научно-методический семинар завучей спортшкол края, организованный крайспортуправлением. В качестве тренеров выступили преподаватели омского Сибирского государственного университета физической культуры. Ректор СибГУФК Владимир Михалёв поделился своими впечатлениями о состоявшемся мероприятии.
- Владимир Иванович, преподаватели СибГУФК регулярно проводят семинары для руководства спортшкол. Курсы в «Сосновом бору» от них чем-то отличались?
- Мы впервые за много лет наконец-то охватили нашей научно-методической работой такую категорию работников спортшкол, как заместители директоров. Руководители спортивных школ в последние годы всё-таки проходят учёбу и получают свежие, актуальные знания. А вот завучи, на плечах которых лежит огромная работа по организации учебного процесса, набору воспитанников, взаимодействию с кадрами, до нынешнего момента были предоставлены сами себе. Но у нашего университета был заключён договор о сотрудничестве с администрацией Алтайского края, и в рамках реализации этого соглашения мы собрали почти полсотни завучей ДЮСШ.
- Что дает эта учёба? С какими новыми знаниями вернутся слушатели в свои школы?
- Очень важно, что тренеры на данном семинаре рассматривали не общие юридические и управленческие вопросы, а конкретные ситуации, связанные с повседневной работой спортивных школ. Был рассмотрен обширный круг вопросов: документооборот ДЮСШ, организация педагогических и тренерских советов, планирование и контроль учебного процесса, организация филиалов, работа в летний период, применение СанПиНов
Прекрасно, что эти курсы повышения квалификации проходили в санатории, на природе. У слушателей появилась редкая возможность отвлечься от домашних дел, от рабочей рутины, остановиться и посмотреть, куда направлена траектория их профессионального развития. Часто бывает так, что мы, как зашоренные лошади, бежим-бежим по жизни и уже перестаём отдавать себе отчёт в том, что мы делаем и ради чего. А здесь - прекрасная творческая атмосфера, новая информация, обмен опытом с коллегами… Надеюсь, эта встряска придаст многим участникам творческий импульс для дальнейшего развития.
- Вы обучаете представителей спортшкол методике работы. А как часто происходят изменения в этой самой методике? Какие существуют проблемы в этой сфере?
- За последние годы мы стали свидетелями поворота государства в сторону спорта, пропаганды здорового образа жизни, оздоровления нации. Мы видим, что власть использует и «большой», и массовый спорт в качестве инструмента достижения внешнеполитических целей, демонстрации открытости России, улучшения её имиджа, подчёркивания высокой динамики нашего развития. Россия добилась права стать хозяином крупнейших международных спортивных форумов - Олимпиады, Универсиады, чемпионата мира по футболу. Уровень детского и массового спорта должен соответствовать развитию спорта высоких достижений. Министр спорта Виталий Мутко провозгласил цель: поднять в стране количество занимающихся спортом до 40 процентов. В связи с этим возникает вопрос: а кто такой занимающийся? Ребёнок, который записан в секцию, спортшколу, который посещает её или который участвует в соревнованиях? Спортивно-методическая наука ещё не дала ответ на этот первичный вопрос. А надо срочно определяться, чтобы развиваться дальше, чтобы вырабатывать чёткие критерии охвата населения занятиями тем или иным видом спорта. Это важно для всех звеньев системы физической культуры и спорта России - от спорткомитетов до спортшкол. А главное, что сделано на сегодняшний день, - в массовом сознании изменился образ физкультурника. Если лет двадцать назад это был клоун не от мира сего в лыжной шапочке, то теперь это успешный молодой человек, на которого хочется быть похожим.
Беседовал Вадим ВЯЗАНЦЕВ.