Лариса Казанцева: «О своих воспитанниках нужно говорить громко и с поднятой головой!»
«Алтайский спорт» продолжает цикл публикаций с представителями спортивных школ края по олимпийским видам спорта. Какой была Олимпиада в Токио в глазах тех, кто готовит спортивный резерв? Собеседниками «АС» уже были специалисты по художественной гимнастике, лёгкой атлетике, тхэквондо и дзюдо.
Сегодня на наши вопросы отвечает руководитель СШОР по волейболу «Заря Алтая» Лариса Казанцева.
- Лариса Борисовна, первый вопрос традиционен: какие впечатления произвела на вас Олимпиада в Токио в вашем виде спорта - волейболе?
- Я внимательно следила и за мужским, и за женским волейбольным турниром Олимпиады. В мужской сборной России, конечно же, в первую очередь переживали за Ильяса Куркаева. Жаль, из-за травмы не мог претендовать на поездку в Японию еще один воспитанник алтайского волейбола в мужской сборной - Фёдор Воронков. Мне показалось, нашей команде где-то как раз не хватило его темперамента и спортивной наглости. В женской сборной конкретно в Токио представительниц Алтайского края не было, но в основу команды на предолимпийский турнир уже привлекалась воспитанница тренера Николая Гладских из СШОР № 2 Катя Пипунырова, 2000-го года рождения. Думаю, у нее всё еще впереди.
А если говорить о результате, то у девчонок он, конечно, не самый удачный. Играли они, скажем так, на старых дрожжах. Хотя, безусловно, очень старались. По моему субъективному мнению тренерский штаб Серджо Бузато допустил ряд ошибок, повлиявших на общий итог. Я, если честно, не очень доверяю иностранным тренерам у руля наших сборных в любом виде спорта. За одним исключением: у Туомаса Саммелвуо действительно многое получается. Глаза горят и у него, и у ребят. Он хорошо разбирается в нашем менталитете, тренировал в Кемерово, сейчас в Санкт-Петербурге работает. Вот и результат на Олимпиаде, на мой взгляд, хороший. У нас ведь были очень серьезные соперники: США, Бразилия… Тунис - только на первый взгляд простачки, а на самом деле кусают больно. В общем, я очень рада была серебру.
Почему-то у нас перестали ценить серебряные, бронзовые награды, а ведь за этим тоже огромный труд! Давайте вспомним Польшу, которой предвещали золото, а они из группы не вышли! А это лидеры мирового волейбола. Да, с французами не справились в финале. Но ведь не было бы у нас финала вовсе, не соверши ребята настоящий подвиг в полуфинале с Бразилией (напомним, в третьей партии этого матча Россия отыгралась со счета 13:20 и вырвала победу в сете 26:24. Решающее очко на блоке принес как раз Ильяс Куркаев - Прим. «АС»).
- Ну, и про Ильяса Куркаева несколько слов персонально…
- Первые матчи в группе Ильяс на площадку не выходил. Надо мной подшучивали уже: когда, мол, воспитанник-то играть будет? Но я была уверена что он в решающих матчах плей-офф свое слово скажет. Так и получилось. То самое важнейшее 26-е очко в третьем сете с Бразилией - его рук дело в буквальном смысле. Иногда один вдохновенный вход в игру решает судьбу. И твою, и команды. Я горжусь тем, что мы воспитали такого спортсмена! Да, у нас в игровых видах нет двойного зачета по регионам, как, скажем, в легкой атлетике или гребле, но Куркаев, безусловно, волейболист из Алтайского края. Выступающий за Новосибирскую область. И в любом профайле можно прочесть, что начинал он в Бийске, затем приехал в Барнаул, поиграл немного за «Университет» и отправился в «Локомотив».
Помню, поехали мы на первенство края в Михайловское, для Ильяса первое такое соревнование. Рост у него тогда был 2.02. Сидим, завтракаем. Ильяс спрашивает: «Лариса Борисовна, а я буду играть на высшем уровне?» - «Конечно, будешь!» И вот мы с ним иногда вспоминаем тот разговор. Таланты калибра Куркаева не рождаются пачками, однозначно. Будь иначе, было бы неинтересно. В том и ценность тренеров, увидеть, вырастить и дать огранку такому таланту.
- Что должно произойти, чтобы появились новые молодые талантливые игроки?
- Работать с мальчишками и девчонками мы умеем. На алтайский волейбол всегда внимание обращали и обращают. Регионы с более развитой инфраструктурой, с клубами Суперлиги давно и охотно приглашают выходцев из Алтайского края в свои структуры. Те же Новосибирск, Кемерово. Без лукавства, условия там очень хорошие для обучения и профессионального роста, и не стоит нам посыпать голову пеплом, мол, уезжают хорошие ребята. А где же взять нам в регионе еще 10−12 человек уровня Куркаева или Воронкова, чтобы было с кем рядом прогрессировать?! Поэтому мы донорами выступаем пока что. Но гордиться своими воспитанниками нужно. Я и горжусь! И говорить о них нужно всегда и с высоко поднятой головой!
Чего нам не хватает? Инфраструктуры не хватает у нас, дефицит тренерско-преподавательского состава, а финансами мы обеспечены хорошо, тут министерству спорта спасибо нужно сказать. Выездные турниры - пожалуйста, инвентарь - пожалуйста. Надеемся, что вскоре будет у нас и центр игровых видов спорта, что его построят, как и запланировано. Новые современные спортивные залы нам очень нужны.
- Что было для вас самым запоминающемся на Олимпиаде в Токио, помимо турниров по волейболу?
- Всегда с удовольствием смотрю легкую атлетику. Мария Ласицкене поразила, конечно, спортивным характером. Удивили прыжки с шестом, все-таки Анжелика Сидорова должна была обыгрывать американку. Расстроило, что Сергей Шубенков травмировался. Очень понравился баскетбол три на три, интереснейший, очень мобильный, что ли, вид спорта. А другие виды смотрела от случая к случаю, все-таки волейбола мне хватало.
В целом, наверное, не хватало на Олимпиаде привычного праздника, эмоций болельщицких, от пустых трибун в трансляциях соревнований настроение точно не поднимается… Церемонии открытия и закрытия без зрителей - грустное зрелище. Мы привыкли к другому. С другой стороны, спасибо, что Игры в принципе состоялись!
Записал Александр ЧЁРНЫЙ.