Пётр Маркин: «Таланты надо искать. И терпеть, пока их нет»
«Алтайский спорт» продолжает цикл публикаций с представителями спортивных школ края по олимпийским видам спорта. Какой была Олимпиада в Токио в глазах тех, кто готовит спортивный резерв? Собеседниками «АС» уже были специалисты по художественной гимнастике и лёгкой атлетике. Сегодня на наши вопросы отвечает тренер краевой СШОР «Олимпийские надежды», главный тренер по тхэквондо Центра спортивной подготовки сборных команд Алтайского края Пётр Маркин.
- Пётр Владимирович, поделитесь впечатлениями от увиденного на олимпийском турнире по тхэквондо.
- Они самые позитивные. Таких успехов в нашем виде спорта ещё не было. Четыре спортсмена отобрались на Олимпиаду, и все вернулись домой с медалями. У нас две золотые, серебряная и бронзовая награды. В командном зачёте наша команда стала лучшей в Токио. Зарубежные СМИ отмечают огромный прогресс тхэквондо в России.
- Спортивный портал Sports.ru и в шутку, и всерьёз назвал тхэквондо русским народным видом спорта, отметив его популярность в нашей стране. По данным этого интернет-ресурса, среди единоборств оно самое востребованное: в 2020 году тхэквондо занималось 56 тысяч человек (44 тысячи - конкретно олимпийским направлением). И ещё одна цифра - тренерами по этому виду спорта трудятся 1250 человек. В том же футболе - около 5 тысяч. Не такая уж большая разница. Автор статьи видит один из секретов успешности тхэквондо в России в его массовости.
- Популярность тхэквондо сильно растет не только в России, но во всем мире. Его развивают более 200 стран. На чемпионатах мира в среднем около 130 стран выставляют свои команды. Такая популярность вида - прежде всего, заслуга родоначальников, корейцев. У них была даже такая программа «Корпус мира». Они рассылали своих миссионеров повсюду, в Барнауле эта программа тоже была представлена. Корейцы брали на себя все затраты по организации спортивных секций и обучению.
- И всё-таки, почему качественный прорыв произошел именно в России?
- У нас правильно выстроена система подготовки спортсменов высокого уровня. Наука и спорт идут рука об руку. Испаноязычные СМИ после Олимпиады в Токио обращают внимание на отлаженное взимодействие личных тренеров спортсменов и тренеров национальной сборной. Зачастую, как в других видах спорта бывает? Все сильные спортсмены сгребются в кучу и в сборной страны с ними уже работают штатные тренеры. В российском тхэквондо система выстроена таким образом, что личные тренеры также участвуют в подготовке национальной команды: за счёт федерации приглашаются на сборы и соревнования самого высокого уровня - чемпионаты мира, Европы, Кубки мира, Олимпийские игры, где секундируют воспитанников. Никто не знает своего спортсмена лучше, чем личный тренер. Получается, что и тренер при такой системе растёт вместе с воспитанником. Подготовка в национальной команде становится коллективным делом, в котором все работают в унисон: федерация, тренеры и специалисты сборной, личные тренеры.
- И когда эта система появилась на свет?
- Такой подход стал практиковаться с 2012 года. Но на всё требуется время. Плоды перемен мы пожинаем только сейчас. В 2016 году, когда были Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, мы в организационном плане ещё не были готовы выйти на тот результат, который ныне имеем. Система только отрабатывалась.
- Кто из российских тхэквондистов понравился вам на Олимпиаде больше других?
- Татьяна Минина (в девичестве Кудашова). На Олимпиаде весовые категории объедены. Её обычная весовая категория до 53 кг - она девочка лёгкая, а в Токио выступала в весе до 57 кг. Там спортсменки были на голову выше её, тяжелее, мощнее. Но она большая умница, стала второй. Если парни - Максим Храмцов в весе 80 кг и Владислав Ларин свыше 80 кг - были первыми номерами мирового рейтинга с большим отрывом и их золото было в общем-то предсказуемым, то Татьяна Минина превзошла ожидания. Проявила характер и показала очень красивые и зрелищные бои.
- Увидели ли вы какие-то новые тенденции в развитии вашего вида спорта?
- По качеству поединков эта Олимпиада мне понравилась больше, чем предыдущая в Рио. Корректировка правил произошла в нужную сторону. Я увидел много интересных вещей, которые можно брать на вооружение, использовать в подготовке.
- Например?
- Например, работа в клинче. Во всех ударных видах спорта есть состояние, когда спортсмены максимально сближаются друг с другом. И в этой зоне клинча - ближнего боя - много интересных вещей было. Раньше спортсмены вязались, сейчас активно работали и зарабатывали очень много баллов.
- Может кто-то из Алтайского края поехать на следующие Олимпийские игры в Париж- 2024. И что необходимо предпринять, чтобы в регионе появились спортсмены такого класса?
- Тот, кто попал на Олимпиаду, не просто натренированные спортсмены. Все они талантливые люди, каждый со своей изюминкой. Тренерам надо искать таланты. Селекция приобретает всё большее значение. Возьмём Альберта Гауна, который представлял в сборной России Алтайский край на предыдущих Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Вместе с ним росла целая плеяда способных ребят. Были и техничнее, и быстрее, и сильнее его. Но лидером стал Гаун. Почему? Талант - это, прежде всего, мозг. Талантливый человек всегда неординарен. Если говорить о спорте, то это человек, который способен решать сложные задачи в условиях дефицита времени. И, конечно, это особенный характер. Такие люди раз в 10 лет появляются, а может и реже. Вот у нас не могут же все подряд бегать как Шубенков 110 метров с барьерами или стрелять как Каменский.
В российском тхэквондо нет такого, чтобы один тренер в каком-то регионе наштамповал кучу чемпионов. Возьмём медалистов Олимпиады в Токио: Михаил Артамонов - из Санкт-Петербурга, Татьяна Минина - из Челябинска, Максим Храмцов - из Ханты-Мансийского автономного округа, Владислав Ларин - из Карелии. Всё это штучный товар.
Надо искать таланты. И дальше уже бережно с ними работать, обучать, развивать. Где-то и подстраиваясь под своего ученика. Мало найти алмаз, нужны ещё терпение и умение, чтобы превратить его в бриллиант. И не опускать рук, когда явных талантов нет. Они рано или поздно найдутся.
Плюс нужна, конечно, система подготовки кадров. Очень сложно в нашем регионе удержать перспективного спортсмена или привлечь одарённых ребят со стороны, чтобы отшлифовать здесь их талант. Хотелось бы, чтобы наша система образования позволяла подтягивать таких людей, чтобы были достойные зарплаты у спортсменов-инструкторов, чтобы вопросы с армией решались. Для примера, возьмём краевое училище олимпийского резерва. Как тренер, я крайне заинтересован в том, чтобы в нём был увеличен набор для получения молодыми спортсменами среднего профессионального образования. Здесь мы можем выиграть борьбу за таланты у других регионов.
К сожалению, нет у нас должного финансового обеспечения подготовки сборных команд края. Я не хочу жаловаться, как вид спорта тхэквондо финансируется нормально, как и две ведущие спортшколы, где он культивируется - Краевая СШОР и «Олимпийские надежды», но вот средств для централизованной подготовки сборной края в бюджете почему-то не предусмотрено, а значит, мы не можем толком повлиять на подготовку перспективных ребят из глубинки, вызвать их на сборы. В тех же Питере и Москве иначе. У них если спортсмен отобрался в сборную региона, то обязан пройти с ней два централизованных сбора. Деньги на это закладываются в бюджет регионального министерства спорта. У наших спортсменов таких возможностей нет, приходится сборникам готовиться на местах в своих спортшколах и спортивных клубах.
- Что было для вас самым запоминающемся на Олимпиаде в Токио помимо турнира по тхэквондо?
- Прыжки в высоту. Выступление Маши Ласицкене - это какая-то фантастика. Она в трудной ситуации не пала духом, не расклеилась, а всё сделала по-чемпионски. Я сейчас нахожусь на сборах с молодёжной сборной страны и мы приводим эту спортсменку своим подопечным в пример: насколько человек силён духом, насколько заряжен на победу и готов ради неё на подвиг. Ведь Маша соревновалась после тяжелейшей травмы, последствия которой ещё сказывались. У неё чемпионский мозг, психология победителя.
Беседовал Виталий Дворянкин.