Вместе с Дельфином вспомнили клип «Весна». Там великие кадры Олимпиады-80: слезы на трибунах, прощание с мишкой, факелоносец в трусах

Вместе с Дельфином вспомнили клип «Весна». Там великие кадры Олимпиады-80: слезы на трибунах, прощание с мишкой, факелоносец в трусах Вместе с Дельфином вспомнили клип «Весна». Там великие кадры Олимпиады-80: слезы на трибунах, прощание с мишкой, факелоносец в трусах

В рамках ностальгического сериала Sports.ru - яркая и редкая для российской культуры отсылка к Играм-1980: клип Дельфина на пронзительный трек «Весна».

5-минутный ролик, полностью состоящий из кадров открытия и закрытия Олимпиады, вышел в 2004 году, опубликован на официальном канале Дельфина в 2008-м - сейчас у него 5,7 млн просмотров. Не так много по современным меркам, но если вы хоть немного следили за русской музыкой середины нулевых, то точно узнаете «Весну».

.

.

.

.

Мы связались с Дельфином (Андреем Лысиковым) - не только исполнителем, но и автором идеи и режиссером клипа; ребенком он даже сходил на соревнования на Играх-1980.

***

- Вы рассказывали, что клип и трек подошли друг другу эмоционально. Под какую идею искали/планировали видео?

- Идеи к клипу как таковой не было. Может, есть авторы, которые больше работают от идеи - я в основном работаю от ощущений. Мне показалось, что кадры с олимпийским огнем, с мишкой и сама песня - звенья одной цепи. Сложился паззл - и это сработало.

- Кадры с открытия и закрытия попались в ходе поиска?

- Совершенно случайно - то ли я увидел на ТВ советскую кинохронику, то ли еще как-то обнаружил, но точно не искал специально.

Мы вообще предполагали снять постановочное видео, вкладывали деньги. А потом мне попался на глаза советский фильм, который я смотрел когда-то в юности. Это документальный срез про Олимпиаду, про то, что происходило в Москве: не только открытие и закрытие Олимпиады, но и кадры из города, приезд спортсменов. Но апогей - конечно, церемония прощания.

И я понял: вот оно, надо только чуть-чуть доработать специально для песни. К счастью, конкуренции идей не было. Если есть конкуренция, то есть и сомнения, а это придает неуверенности в себе. Хорошо, что мы не нашли ничего другого, так или иначе подходящего к этой песне.

- Вы указаны режиссером клипа - монтировали самостоятельно?

- Скорее, принимал активное участие при помощи обученных людей. Это не первый мой опыт, я вообще увлекаюсь домашними видеозарисовками и монтажом.

- В комментариях к ролику на ютубе популярна версия, что клип символизирует вашу тоску по СССР. Хотя бы отчасти это так?

- Что угодно, но только не это. Для меня паззл видео и песни - в трогательности, в эмоциональности происходящего. Мой любимый эпизод: когда женщина роняет слезу, прощаясь с мишкой - как в песне, так и в клипе сильно ощущение потери, чего-то абсолютно невозвратимого.

Если честно, я не смотрел «Весну» сто лет, но когда вспоминаю про нее, то первое что возникает перед глазами - почему-то человек в трусах, бегущий с факелом.

- Ребенок, уснувший на плече у матери на трибуне, - это какой-то важный символ? На нем сделан фокус почти на полминуты.

- Просто красивый кадр, здесь нет никакого подтекста. На мой взгляд, в этом и интересность происходящего в художественных произведениях: когда все хорошо складывается, произведения начинают играть. И, казалось бы, простые вещи сразу обретают смыслы - хотя изначально их, может, и не было. Люди, интерпретируя произведения, сами оживляют эти смыслы.

Вы обратили внимание на ребенка, что-то можно прочитать в рецензиях на клип - все это интерпретации и догадки. Я недавно смотрел фильм про художников на канале «Культура» - критики рассказывали, объясняли, почему у Моне картина написана именно таким образом. Они нашли тысячу смыслов, почему все так и сяк. Хотя, думаю, когда Моне писал картину - вообще об этом не задумывался. И так везде - в музыке, литературе, живописи.

- Более-менее любой клип из 2004-го сейчас выглядит устаревшим - снят не современно, по-другому. Кадрам «Весны» вообще 40 лет, но почему-то нет ощущения старины.

- Это магия хорошего документального кино: заслуга не моя, а человека, который снимал. Он оказался в нужное время в нужном месте, сделал достойные кадры, в которых точно запечатлено время. Эти кадры не могут стать лучше, хуже или устареть - в каком-то смысле они вечные.

- Как вы получили права на использование этого видео?

- В то время у меня был контракт с Universal - они сделали запрос в Госфильмфонд, и мы просто выкупили все нужные для клипа кадры.

- На момент Олимпиады вам было почти 9 лет - помните что-то из Москвы-80?

- Мы с мамой остались в Москве и даже сходили на соревнования - кажется, на спортивную гимнастику, и меня это так поразило…

Уличная обыденность была настолько серой, абсолютно никчемной по сравнению с этим спортивным праздником. Внутри очень много света, яркие цвета спортивного покрытия, которые я раньше не встречал, сами гимнасты… Я вышел из спорткомплекса с ощущением большого праздника - и снова оказался в советской действительности.

Странные ощущения: я ребенок, толком не осознаю, что вообще происходит, но мне не по себе от контраста. Я просто не представлял, что может быть вот так - как только что увидел на соревнованиях.

- Было понимание, что страна принимает нечто грандиозное - не просто соревнования?

- Я этого не осознавал, даже не пытался. Конечно, я знал, что такое Олимпиада, что приедут спортсмены из разных стран, но не проникся этой историей. Запомнилась именно красочность на соревнованиях - это одно из сильнейших впечатлений моего детства.

Источник: Sports.ru