Сергей Клевцов: «Страна теряет королеву спорта»
Всероссийская федерация лёгкой атлетики не оплатила вовремя крупный штраф в пользу World Athletics, которая уличила прежнее руководство ВФЛА в фальсификации документов в деле о пропуске допинг-тестов прыгуна Данила Лысенко. Невыполнение обязательств уже в ближайшее время может привести к полной изоляции российских легкоатлетов от международных стартов. Что делать элитным алтайским бегунам? Где искать мотивацию? Об этом в эксклюзивном интервью «АП» рассказал старший тренер Центра спортивной подготовки сборных команд Алтайского края Сергей Клевцов.
«Заплатить штраф придётся»
- Сергей Александрович, с какими чувствами следите за ситуацией, в которой оказалась российская «королева спорта»?
- Как писали в некрологах, когда умирали наши генсеки: «С болью в душе». В этом бизнесе я уже давно работаю и не имею других занятий и источников дохода. Поэтому ничего, кроме тоски такой древнерусской, у меня это не вызывает.
- Спортивное будущее Шубенкова и других наших легкоатлетов под большим вопросом. Как мотивировать на тренировках человека, который может пропустить вторую подряд Олимпиаду? И откуда сами черпаете силы?
- Не хочется даже думать, что такое возможно. Потому что проблема уже настолько серьёзная, что уже серьёзные люди должны в это вмешиваться и решать по-серьёзному. Очень сильно надеюсь, что именно так и будет. Что касается тренировок, то они проходят в штатном режиме. Хотя эмоциональный фон, конечно, не тот, который хотелось бы. Приходится часто и ученика своего встряхивать, и самого себя тоже. Откуда черпаем силы? Как говорил один начальник транспортного цеха: «Изыскиваем внутренние резервы». В конце лета планируются российские соревнования. Но для нас они давно перестали быть неким раздражителем. Тренируемся в Барнауле, в принципе, нам здесь хорошо и комфортно. На сборы ехать не планируем.
- Почему, на ваш взгляд, деньги на выплату штрафа по делу Лысенко так и не были найдены?
- Меня другое удивляет: зачем было в марте-то соглашаться на выплату штрафа? Когда получили эти условия, то не только приняли их, но и преподнесли это в прессе как большую победу русского народа. А когда подошло время выплаты, то начался весь этот стон: «Пандемия, денег нет». Но руководство Международной федерации (World Athletics. - Прим. «АП») когда-нибудь входило в наше положение? Нет. Тогда зачем так себя вести? Лично я считаю, что нельзя перечислять деньги на таких условиях, не имея никаких гарантий, что ситуация рано или поздно завершится. Надо договариваться более конкретно: стулья против денег. Но либо переговорщики слабые, либо ещё что-то. Если в марте вы заявляете, что согласны на этот оброк, тогда будьте последовательными. Думаю, сейчас заплатить эти 11,6 млн долларов всё равно придётся: уже подписались на эти условия.
«Надеемся на выход из тупика»
- Ваш прогноз, как будут дальше развиваться события?
- Я не Каддафи, прогнозов не дам. Всё развивается так, что предугадать что-то очень сложно. В World Athletics не всё гладко, что как раз связано с деятельностью её президента Себастьяна Коэ. Баланс отрицательный, ряд спонсоров ушли. Принимая это во внимание, международные чиновники, конечно, не в восторге от того, что не получили этих денег, за счёт которых хотели бы закрыть свои финансовые дырки. С другой стороны, гражданин Коэ должен понимать, что такие звёзды мировой величины, как Шубенков, Ласицкене и Сидорова, украшают любые турниры. И подавляющее большинство организаторов соревнований хотят их видеть в качестве участников, потому что они привлекают на трибуны зрителей. С этой точки зрения запрет на участие чемпионов мира с железно чистыми биографиями в международных стартах лишён какого-то здравого смысла.
- Мартовская встреча Шубенкова, Ласицкене и Сидоровой с Себастьяном Коэ вообще имела какие-то последствия?
- Она имела бы последствия, если бы это всё получило какое-то развитие. Они съездили, пообщались. На тот момент всем казалось, что прибытие в Монако столь знаковых людей из России было воспринято весьма позитивно. Но дальше ничего не последовало. Дмитрий Губерниев у господина Юрченко (экс-президент ВФЛА. — Прим. «АП») в эфире «Матч ТВ» спросил: «Что делать-то будете? Как спасать лёгкую атлетику?» Он ответил: «Мы будем продолжать делать то, что делали». А что вы делали? Никто не знает.
- Если предположить худший расклад: в конце июля World Athletics запретит топовым российским спортсменам выступать даже в нейтральном статусе. Что вы будете делать?
- Знаете, я не фанат Губерниева, но в данной ситуации совершенно с ним согласен. Ситуация зашла в тупик, поэтому нужно уже как-то руководству страны в это дело вмешиваться. И не просто декларативно по телевизору, а предпринимать какие-то действия. Потому что Россия теряет свой вид спорта - древнейший, уважаемый и один из самых медалеёмких. Если не получается решать эти вопросы на уровне Юрченко, значит, нужно подключать людей посерьёзнее. И не просто дырку заткнуть, дать кому-то втихую денег и опять оформлять справки на получение статуса нейтрального атлета. Нужно уже решить глобально раз и навсегда. Конечно, нельзя и отрицать вероятности худшего исхода. Если это произойдёт, то буду дальше тренировать и надеяться, что когда-нибудь что-то изменится.
«Карантин никто не отменял»
- Как известно, дыма без огня не бывает. Эдуард Безуглов в конце июня подготовил доклад о том, что в российской легкой атлетике до сих пор якобы остались все предпосылки для широкого распространения допинга. За что, кстати, лишился должности вице-президента ВФЛА с формулировкой «за многочисленные нарушения кодекса этики».
- Никто этого и не отрицает. Но процесс-то с обеих сторон развивается как-то неправильно. Не буду рассказывать, как происходит со спортсменами других стран. Когда человек пропускает несколько допинг-тестов, а его номинируют на звание «Атлет года». Подход-то к нарушителям должен быть примерно одинаковым.
- Как недавно отмечал в одном из интервью Сергей Шубенков, элитные спортсмены в России уже точно чистые, а вот в регионах нужно наводить порядок…
- Не совсем согласен со своим титулованным учеником. А Лысенко разве не был элитным спортсменом? Был, пока несколько «флажков» не получил, и затем уже пошло-поехало… Поэтому не надо за всех говорить. За Ласицкене и Сидорову я спокоен, потому что хорошо знаю тренеров, которые с ними работают. Что касается более широкого круга спортсменов, выступающих за сборную, то надеюсь, что они тоже безукоризненно чисты. В регионах какие-то тренеры работают «по чесноку», исходя из реалий, какие-то нет. Весь вопрос в том, что нарушителей антидопинговых правил нужно жёстко наказывать. Есть список запрещённых препаратов. Всё-ё-ё!!! Это табу! Оттуда ни одной пилюли брать нельзя! Все должны понимать, что так работать никто уже не даст.
- Сейчас активно муссируется тема смены гражданства. Некоторые отечественные СМИ даже призывают легкоатлетов уезжать в другие страны… Фраза Шубенкова, что он в этом вопросе оставляет дверь для себя открытой, облетела, наверное, все спортивные сайты. Но есть ли в переезде смысл?
- Думаю, Шубенков так сказал, потому что эти самые СМИ его на это и навели. Я журналистов не критикую. Они свой хлеб зарабатывают как умеют. Серёга часто ведётся на эти вещи в интервью, есть у него такое. И тут Остапа понесло… Скажу так, что для себя я такую возможность даже не рассматриваю. Здесь родился, вырос и гражданство менять не намерен. К тому же министр спорта Олег Матыцин на днях совершенно чётко объяснил, что правила никто не менял. Всем, кто сменит спортивное гражданство, светит трёхлетний карантин. И они уж точно пропустят Олимпиаду в Токио. Если, конечно, World Athletics экстренно не внесёт какие-то изменения в свой устав. Поэтому запускать процедуру, которая растянется на три года, возрастным атлетам точно не имеет смысла. Сейчас просто нервозная обстановка. И не без оснований она такая. Плюс ещё журналисты начинают всё это подогревать.