Руководитель комплексной научной группы сборных команд России Октай Мирзоев рассказал об особенностях системы подготовки Сергея Шубенкова и уникальности его тандема с тренером Сергеем Клевцовым
Октая Мирзоева в легкоатлетическом мире знают как автора многочисленных книг, учебно-методических и научных трудов и, конечно, как руководителя комплексной научной группы (КНГ) сборных команд России по легкой атлетике. Научно-методический интерес Октая Мирзоевича в мире «королевы спорта» связан со спринтерским и барьерным бегом.
В КНГ он работал еще в прошлом столетии — с 1993 по 1996 года, а в веке текущем помогает нашим спринтерам и барьеристам с 2004 года и по сегодняшний день. Мирзоеву удалось около двух лет поработать и в научной группе сборной команды СССР.
В обширном интервью-монологе для пресс-службы Всероссийской федерации легкой атлетики Мирзоев, в частности, рассказал об успехах советской школы бега на короткие дистанции, уникальности ярчайших тандемов Шубенков — Клевцов, Гулиев — Мухин и особенностях их систем подготовки, поиске талантов и путях их развития.
Про методику тренировок Сергея Шубенкова
Бег на 110 м с барьерами, в отличие от бега на 200 м, является техническим видом легкой атлетики. В связи с этим, меня в большей степени интересуют аспекты, связанные с совершенствованием технического мастерства. Это одно из главных направлений в подготовке спортсменов уровня Сергея Шубенкова, позволяющих поддерживать высокий уровень спортивных результатов. Так вот, этому направлению Сергей Клевцов в подготовке своего ученика уделяет много внимания. К примеру, они пересмотрели ритм бега на отрезке «старт-1й барьер», «уйдя» от 8-ми шагового к 7-ми шаговому бегу; создали свою концепцию техники бега между препятствиями; внесли индивидуальность в технику преодоления барьеров; разработали технологию подготовки, позволяющую на фоне поддержания высокого уровня специальной выносливости на второй половине дистанции поддерживать и технику бега после 5-го барьерного цикла. Но, опять-таки люди всегда в поиске. По-другому нельзя. Уверен, что тандем Клевцов-Шубенков имеет в запасе достаточно козырей, связанных с совершенствованием тренировочного процесса, основанного на особенностях международного календаря соревнований. В 2019 году, находясь в трудной ситуации, Сергей Клевцов ещё раз проявил свои знания и умения.
Про вклад Шубенкова — Клевцова в историю российского барьерного спринта
Однозначно, что Сергей Шубенков и его наставник Сергей Клевцов уже внесли огромный вклад в современную историю российской «королевы спорта». Спортивное долголетие Шубенкова ещё раз подтверждает сказанное, что один из принципов определения таланта - это не форсировать подготовку, по крайне мере до 19-ти летнего возраста. Мы с Сергеем Клевцовым уже опубликовали два материала (третий готовится к публикации) о поэтапном становлении спортивного мастерства Шубенкова. Надеюсь, что в будущем опубликуем ещё несколько материалов.
Про форсирование подготовки, Грамотных Тренеров и поиск талантов
Я убежден в том, что в стране имеются мальчики и девочки, которые будут способны проявить свое мастерство через определенное количество лет. Сегодня сложно провести или проводить рациональный поиск талантов, а ещё сложнее этот талант довести до ума. Основная потеря происходит в юношеском и, частично, в юниорском возрасте. Корень зла здесь кроется в достижении скороспелых результатов и, не всегда, не по вине тренеров.
У меня свое мнение касательно вопроса талантливых детей, которое базируется исходя из практической деятельности. Посмотрите, что происходит. На первый взгляд предполагаемые талантливый мальчик или талантливая девочка в свои, к примеру, 10 или 12 лет показывают уже высокие результаты в тестах, характеризующих физическую подготовленность. Потенциал их очевиден на этом этапе. Теперь этот потенциал надо развивать планомерно и с умом. Немного отвлекусь от вопроса. Давайте дадим человеку вкусные (свежие) продукты и попросим его приготовить еду. Если продукты вкусные, то и еда вроде бы должна быть вкусной. При этом мы не знаем, а умеет ли он готовить или готовит так себе. К чему я это? Прежде чем говорить о том, что ребенок талантлив или нет, надо этот талант у него раскрыть и приумножить. О том, что он талантливый человек, мы узнаем только через несколько лет и благодаря Грамотному Тренеру. А если с тренером не повезёт, то … и еда будет не вкусной, несмотря ни на что. В этой связи, осмелюсь сказать следующее о Шубенкове и Гулиеве. Я часто слышу от людей, что и Клевцову, и Мухину повезло, что им «упали» сверху такие ребята, то есть повезло … тренерам?! Но, при этом, почему-то не говорят, что только индивидуальный подход, знания и умения тех же тренеров позволили им не просто раскрыть возможности барьериста и спринтера, но и приумножать эти возможности. Об этом мы много беседовали и с Сергеем Клевцовым, и с Олегом Мухиным. Мало ли в России спортсменов, которые изначально проявляли свой талант на первых порах, а после уходили в небытие.
Про то, что все российские тренеры вышли из СССР
Все отечественные тренерские кадры — это в той или иной мере представители советской школы. Это потенциал сегодняшнего российского спорта, да и спорта на постсоветском пространстве. Благодаря именно советским тренерам, здесь все споры я отметаю, отечественный спорт занимает ведущие позиции в мире. Для формирования нового российского тренерского эшелона необходимо время. Слишком мало времени прошло после распада СССР. В то же время мы ускоренными темпами стали терять преемственность. Эти потери связаны с разрывом поколений. К сожалению, восстановить их нам в полном объёме уже не удастся. Так давайте хоть частично это начнем делать.
Про техническое сопровождение тренировок и важные параметры, на которые стоит обращать внимание
Мы задействованы в анализе соревновательной деятельности и тренировочного процесса спринтеров и барьеристов. Все те показатели, которые подвергаются анализу, характеризуют техническое и тактическое мастерство. На этапе высшего спортивного мастерства и совершенствования спортивного мастерства эти два аспекта, составляющие основу подготовки, играют важную роль. Они являются двигателем результатов, так как основа специальной физической подготовки уже заложена годами. Совершенствование техники и тактики позволяют стабилизировать и пусть несколько, но улучшать результативность спортсмена. В этой связи из года в год мы добавляем к анализу отдельные параметры, позволяющие тренеру и спортсмену проявить или раскрыть свои знания и умения в тренировочном процессе.
Если взять бег с барьерами на 110 м, то здесь, в последние годы, стали обращать внимание на время преодоления препятствий, которое предопределяет технику, на длину шага при беге между барьерами на определенных участках дистанции. Есть и ещё два аспекта, на которые я обратил внимание, наблюдая за тренировками Сергея Шубенкова. В беге на 200 м уделяем внимание тактике прохождения спринтером, в большей степени, виража - отрезок дистанции «старт - 100 м». По этому поводу мы опубликовали, на наш взгляд, интересный исследовательский материал в журнале «Легкая атлетика». В беге на 100 м стараемся донести до тренеров и спортсменов о «поведении» длины и частоты шагов на различных участкам дистанции. В этом направлении есть резервы у спринтеров, но мне порой кажется, что не все этому уделяют должного внимания или в это верят.
На мой взгляд, в настоящее время лимитирующим фактором у представителей бега на 100 м являются ошибки в «старте-стартовом разгоне»; на 200 м - в распределении сил и характере бега по дистанции, в особенности на её первой половине; на 400 м, однозначно, в тактике и «манере» бега по виражам и др. Есть и ещё моменты, о которых говорить пока рано. Всё это нам позволяет делать видеокамера с определенной частотой кадров в секунду и специальная программа.
Полностью интервью Октая Мирзоева в двух частях по ссылкам здесь и здесь.