Добавил газа. В этом сезоне Виктор Муштаков обновил два личных рекорда, стал чемпионом Европы и едва не выиграл общий зачет Кубка мира на самой короткой дистанции
На интервью спортсмен приехал на собственной машине - «Лексус РХ 330», 2004 года выпуска. Права у него уже четыре года, на дороге чувствует себя уверенно. «Лексус» - это та машина, о которой он мечтал. сам ее выбирал, сам покупал. быстрый старт и скорость Муштаков любит не только на ледовой дорожке. но говорили мы не об автомобилях, а о спортивном сезоне. сам 23-летний спортсмен им доволен, несмотря на обидное падение, стоившее награды чемпионата мира в командном спринте, два четвертых места на топ-турнирах и преследовавшие его травмы. С Виктором трудно не согласиться. Пусть что-то и не удалось, но он доказал - прошлогодний взлет не случаен. Более того, его прогресс вполне очевиден, о чем говорит стабильность результатов. На любых международных соревнованиях Муштаков рассматривается как претендент на призовое место.
Пока все дома
- Виктор, понятно, что коронавирус смешал все расклады. но все-таки поделись, какие планы были на домашний отпуск?
- Хотел со своей девушкой - она из Подмосковья - съездить на курорт в Белокуриху. Думал: и отдохну, и подлечу свои спортивные болячки - спину и растяжение паха. Но курорты закрылись и планы нарушились.
- Все спортсмены мечтают на отдыхе выспаться.
- Я не исключение. Но лежать просто так не могу даже в отпуске. Все равно помаленьку бегаю, немного пресс качаю, прыгаю.
- Какие сигналы поступают из сборной страны?
- Приходят рекомендации, как и чем сейчас заниматься. Да я и сам знаю, что делать. Первые сборы у нас уже отменили. Один должен был начаться 10 мая в Испании, на Майорке, другой - 27 мая в Кисловодске.
Стоило ботинки поправить
- На декабрьском турнире Шавырина, который был объявлен отбором на главные соревнования сезона - чемпионаты Европы и мира, ты бежал обе спринтерские дистанции, а Павел Кулижников и Руслан Мурашов во второй день на старт не вышли. В этот день определялось, кто будет после Павла и Руслана третьим участником командного спринта на топ-турнирах?
- У всех, кто входит в основной состав команды, помимо тренерского плана, есть собственная тактика подводки к главным стартам. Одни по самочувствию считают, что им надо бежать, другие экономят силы. У нас же как получается: основная тренировочная работа проходит во время подготовки к сезону, затем контрольный старт - отбор спортсменов для участия в первых этапах Кубка мира. И все - остальная спортивная форма добирается на соревнованиях. На повседневных тренировках сборники уже не работают над той же выносливостью, не бегают с максимальной скоростью, идет отработка технических элементов. Приз Шавырина проводился после первых этапов Кубка мира, где тренеры уже определились с теми, на кого будут опираться. Турнир рассматривался в плане просмотра ближайшего резерва, если вдруг у основного состава возникнут непредвиденные проблемы.
- Директор спортшколы «Клевченя» Александр Поверенных и твой первый тренер Елена Комаровская, комментируя стартовые этапы Кубка мира, говорили: «Витя не бежит, а мучается».
- Первый этап Кубка мира проходил в Белоруссии, второй - в Польше. Новые ботинки у меня на ногах болтались, и вся техника бега из-за этого стала ломаться. Я быстро слепил у Абрамова новые коньки, буквально за пять дней. Думал, лучше будет.
- А кто такой Абрамов?
- Человек, который делает ботинки для коньков по слепку ноги. В России он лучший специалист. Но и его ботинки мне не подошли. Тогда я заказал в Канаде коньки «Апикс», в которых бегал в прошлом сезоне. Мэтью, наш менеджер по инвентарю, договорилась, чтобы фирма-производитель сделала их в короткие сроки, и к третьему этапу Кубка мира они пришли.
- Прошлогодние, в которых стал двукратным призером чемпионата мира, износились?
- Нет, но они мне уже не подходили. Если нога даже немного за лето меняется, небольшой нарост какой-то появился или ты чуть похудел - потолстел, то коньки, которые мы надеваем на босую ногу, начинают вызывать неудобство.
- И в новых коньках ты в начале декабря выиграл третий этап Кубка мира на дистанции 500 метров. Впервые в спортивной карьере!
- Да, точно. В Казахстан меня приехали поддержать земляки - Александр Николаевич Поверенных и родители детей, которые занимаются в спортшколе «Клевченя». Человек шесть-семь. Орали громче всех. Даже голландцев перекричали, с которыми рядом сидели. Голландцев это так зацепило, что они захотели потом с ними сфотографироваться.
- Я видел фото с этого этапа. На них в компании земляков есть и Сергей Клевченя. Он по-прежнему опекает тебя в сборной?
- Сейчас уже такого нет, как раньше. Он же в сборной женщин тренирует. И хлопот у Сергея Константиновича много: они же спорят, требуют к себе внимания.
Память о Подгайском
- Какие чувства ты испытал в январе, когда с Кулижниковым и Мурашовым выиграл на чемпионате Европы командный спринт? Это ведь первый твой чемпионский титул на таком высоком уровне во взрослом спорте.
- На самом деле победа получилась ожидаемой. Главные соперники и хозяева льда - голландцы - отказались от командного спринта. Организаторы так составили расписание, что спринт надо было бежать сразу после выступления на дистанции 1500 метров. И голландец Крол, который бежал полуторку и был заявлен на командный спринт, не захотел дважды подряд выходить на лед. После 1500 метров бежать спринт - это нереально. Голландцы снялись.
Но я все равно был очень рад этой победе.
- Никто не сомневался, что на Европе ты будешь и с индивидуальной медалью, когда вы с Кулижниковым вышли на старт пятисотметровки в последней сильнейшей паре. Кто из вас победит, был еще большой вопрос. И вдруг у тебя сбой и ты вообще без награды. Что случилось?
- У меня болела спина, и во время бега я никак не мог расслабиться. В повороте произошел сбой. Когда ты закрепощен, это плохо.
- Некоторые говорят, что тебе лучше не бегать с соотечественниками. Ведь и на чемпионате мира - уже с Мурашовым - ты уступил на дистанции 500 метров не только товарищу по команде, но в итоге проиграл и японцу заочную борьбу за бронзу. Может, у тебя комплекс какой?
- Да нет у меня никакого комплекса (Смеется). Со своими бегать даже легче: друг друга знаем. А японец просто сильный парень. И уступил я ему совсем немного - две сотых секунды.
- Когда ты будешь готов выигрывать у Кулижникова хотя бы на пятисотке? Чего не хватает?
- Надо прибавлять в технике бега. Поворот в этом сезоне получался уже получше, а вот прямая у меня хворает.
- Твой первый тренер Елена Комаровская говорит, что ты попал к ней на каток, когда ей было всего двадцать лет, и конечно, она многое тогда не знала. Да и тренироваться в детстве пришлось на естественном льду, на котором техника несколько иная, чем на искусственном, где прошло детство Павла Кулижникова.
- Да, техника отличается. Если привык «гладить» (а на искусственном льду надо «гладить». - Прим. «АС»), то у тебя нет прыткости. На открытом льду, где большое значение имеет сила, будешь выступать хуже. А искусственный лед требует пластичности. У меня есть взрыв, но не хватает пластики, плавности движений, которой обладает Кулижников.
- А ты знаешь, что вас с ним связывает такая личность, как Ростислав Подгайский? Он тренировал Павла в Коломне в юношеском возрасте. А до этого жил в Барнауле, был сильнейшим конькобежцем Алтайского края, тренером Аркадия Конюхова, который, в свою очередь, тренировал знаменитого Сергея Клевченю и твоего первого тренера Елену Комаровскую, да и тебя совсем недавно.
- Паша говорит, что Подгайский был очень хороший тренер. У него и Мурашов тренировался, пока Ростислав Александрович неожиданно не умер. У Руслана остался от него подарок - шестигранник, закручивать коньки для точки, а у Паши - заусеничный брусочек, он им и сейчас пользуется.
Через силу
- На чемпионате Европы ты стал четвертым на 1000 метров, что было неожиданно. Это же не коронная дистанция…
- Да, сбегал тысячу неплохо. После пятисот метров, где у меня случился сбой, тренер сказал: «Выйди и прокатись как выйдет, если спина болит». Я пробежал круг, боль ушла. До финиша добежал нормально.
- Что же у вас в сборной за медицинское обеспечение, если доктор не может спину наладить?
- Не все так просто. Нужен отдых, но ты же не можешь без веских оснований бросить выступление на таких соревнованиях, как чемпионат Европы или чемпионат мира, или прекратить тренировки в разгар сезона. А на тренировках у тебя через день взрывная работа… Как бы спину ни лечил, большого толка в таких условиях не будет.
- На чемпионате Европы, кроме тебя, Кулижникова и Мурашова, выступал еще Артем Арефьев. Ему прочат славу Кулижникова, хотя на взрослом уровне результаты пока скромные. В отличие от тебя, он всегда в центре внимания прессы. Это такой суперталантливый спортсмен или просто легко идет на контакт с журналистами, а потому популярен?
- Сам по себе Артем рослый, крупный парень, очень похожий пластикой бега на Кулижникова. Он и талантливый, и контактный. У Артема было неплохое начало сезона, но потом он подустал - 19-летнему сложно ровно выступать на взрослом уровне. А я на самом деле не очень люблю давать интервью. Я человек скромный, и мне трудно дается публичность.
Трибуны подгоняют
- Говорят, Голландия - это Мекка конькобежного спорта: сотни катков, всегда полные трибуны.
- Атмосфера на соревнованиях просто нереальная. Голландцы выигрывают дома еще и потому, что их подстегивают, дают энергию болельщики.
- А тебе помогает, когда трибуны шумят? Они же могут болеть против.
- У нас такого нет. В худшем положении тот, кто мало известен: ему только жидкие хлопки. А если человек болельщикам знаком, трибуны просто ревут! Мне кажется, это плохо. Надо всех равно встречать.
- А тебя как встречают?
- Сейчас хорошо. Даже свои болельщики в Голландии появились.
- Приятно выступать в этой стране?
- Конечно. Когда идешь к пьедесталу, к тебе сотни рук. Бывает, ладоней 100−150 хлопнешь по пути.
- В других странах есть такие фанаты?
- Да. Но голландцы на любых международных соревнованиях в большинстве. Не важно, где эти старты проходят, хоть в Японии.
- В какой еще стране сильно любят конькобежный спорт?
- Думаю, в Норвегии. Да и у нас в России.
Индивидуальная медаль дороже
- Когда ваша троица - Кулижников, Мурашов и ты - заняла на дистанции 500 метров весь пьедестал на этапе Кубка мира в Калгари, вы все были в ковбойских шляпах. что это за история?
- Так организаторы захотели отметить призеров. Кстати, у нашего тренера Дмитрия Анатольевича Дорофеева была мечта, чтобы однажды весь пьедестал оказался российским. И в Калгари она сбылась. Все были очень рады. Я в тот раз сбегал пятисотку с личным рекордом, а впереди был еще чемпионат мира на отдельных дистанциях в США. Правда, для меня он не задался, хотя личный результат на пятисотке я снова улучшил (новый рекорд Алтайского края - 34,059 секунды. — Прим. В.Д.).
- Не упал бы Кулижников н втором круге командного спринта, разговаривал бы я сейчас с чемпионом мира Вктором Муштаковым. В прессе Павел сильно переживал, что из-за его падения ты остался без награды чемпионата. Он-то с Мурашовым взяли медали в личном первенстве.
- Ничего страшного. Не в этом году, так в следующем выиграем. Хотя командный спринт такое дело, что ничего нельзя загадывать. Скорость гораздо выше, чем бежишь пятисотку. Мой круг был 23,6 или 23,7. А когда такая скорость, нельзя допустить малейшей неточности: крен на повороте не выдержишь и сразу провалишься. Так и произошло с Пашей: он немного просел на левой ноге и упал.
- Не знаешь, включат эту дисциплину в программу ближайших Олимпийских игр?
- Сказали, что ее не будет. Но мне на любых соревнованиях больше хочется выиграть индивидуальную награду.
- Твоя спортивная форма на чемпионате мира на отдельных дистанциях была хуже, чем на чемпионате Европы?
- Форма была хорошая и там, и там. Но к миру я оказался хуже готов психологически.
- У тебя ведь уже был дебют, и дебют медальный, на прошлогоднем чемпионате мира.
- Каждый год все по-разному. В этот раз волновался больше. От меня же уже ждут высокого места.
- Что произошло с командой через две недели после чемпионата мира в США на следующем чемпионате мира - по спринтерскому многоборью в Норвегии?
- Что касается меня, то на разминке перед первым спринтом я почувствовал боль в пахе и сказал об этом тренеру. Решили, что 500 метров пробегу, а там посмотрим. В итоге с тысячи снялся, чтобы не усугубить травму.
- Голландец Кьелд Найс поехидничал, когда Кулижников и Мурашов снялись с турнира после первого дня соревнований, сославшись на плохое самочувствие. Сказал, что это смешно. Он, что, намекал на последствия действия допинга?
- Думаю, ему было досадно, что снижается уровень соревнований.
- Голландца понять можно. Остальные ведь тоже выступали на чемпионатах Европы и мира на отдельных дистанциях, так же перелетели через океан, но нашли в себе силы участвовать в турнире. Найс мог расценить снятие с соревнований как неуважение к другим спортсменам и болельщикам. Хотя, кроме обиды, здесь чувствуется и желание уколоть, раз уж не получается победить.
- Сам он занял в Норвегии только седьмое место. А Паша в прессе извинился перед болельщиками, но сказал, что продолжить выступление никак не мог. У каждого свой организм.
- На японцах бешеный соревновательный ритм, перелеты и адаптация к другим часовым поясам, похоже, отразились меньше, чем на других?
- Японцы всегда в конце сезона выглядят здорово. Особенно после стартов на высоте.
Не сдался
- Здорово, что тебе удалось отстоять призовое место на дистанции 500 метров в общем зачете Кубка мира. Когда в первый день последнего этапа Кубка мира ты занял только 10-е место, подумалось: «Ну опять у Вити проблемы со здоровьем, и очередная награда от него уплывет». Но во второй день ты был четвертым, и этого хватило для второго места в общем зачете. Уступил только японцу Тацуя Синама.
- В первый день пробежал слабо - мешала травма, было больно. Но еще было и обидно - весь сезон лидировал, а мог остаться с пустыми руками. Во второй день собрался. Надо было обязательно попасть в пятерку, чтобы сохранить вторую позицию. Получилось. Очень рад. До этого был в общем зачете только восьмым и девятым.
Серебряный - не бриллиантовый
- В конце спортивного сезона в той же голландии ты победил на дистанции 100 метров в коммерческом старте «Серебряный шар», куда приглашают спортсменов с быстрым разгоном.
- Приглашение пришло на личную почту. Я подумал, почему нет? Бежать всего 100 метров. Из россиян участвовали я и Ангелина Голикова. Она выиграла главный приз среди женщин, я - среди мужчин.
- Если не секрет, какой денежный эквивалент «Серебряного шара»? Вот в легкой атлетике победа на этапе коммерческих соревнований «Бриллиантовая лига» три года назад стоила 10 тысяч долларов, а в финале - в пять раз больше.
- На наши деньги это 80 тысяч рублей. Но «Серебряный шар» еще не очень раскрученные соревнования, проводятся третий год.
- А вообще, много у конькобежцев коммерческих стартов?
- Только «Серебряный шар». Но премиальные платят и на международных соревнованиях - Кубке мира, чемпионатах мира и Европы.
- У тебя есть контракты с известными спортивными фирмами?
- Такие контракты не всем предлагают. У меня их нет. А у Паши Кулижникова есть.
Спасибо Елене Николаевне
- «Алтайский спорт» никогда не спрашивал, как ты пришел в конькобежный спорт, какими были первые шаги в спортшколе «Клевченя». Восполни этот пробел.
- У меня есть родной брат, который старше на три года. Друг позвал его тренироваться на стадион «Клевченя». Я увязался с ними заодно, мне было четыре с половиной года. Тогда мало где можно было заниматься спортом, везде занятия платные. А здесь пять минут ходьбы от дома и бесплатно. Сначала брать не хотели - маленький. Там дети с 6−8 лет занимались. Но потом Елена Николаевна Комаровская приняла в свою группу.
- Брат бросил заниматься коньками?
- Активно сейчас не занимается. Но до сих пор приходит на каток на такие соревнования, как «Лед надежды нашей». Уже три раза выиграл на них в своей возрастной группе стометровку. В спортшколе он в свое время дорос до кандидата в мастера спорта.
- Повлияло на твой выбор вида спорта то, что знаменитый Сергей Клевченя жил в Барнауле в одном с тобой районе - на ВРЗ?
- Ну маленьким-то я этого не знал (Смеется)! Уже потом, став постарше, понял, что занимаюсь в спортшколе его имени, на стене висит его фотография. Узнал, что он был чемпионом мира и призером Олимпийских игр. Аркадий Александрович Конюхов, который его тренировал, много о Клевчене рассказывал. Я стал на него равняться. Тренеры дали мне роликовые коньки, в которых Сергей Константинович тренировался в спортшколе. Старенькие, но колесики у них крутились здорово - мне было тогда лет тринадцать.
- Говорят, ты сразу начал всех побеждать?
- Не сразу. Даже в нашей спортшколе у меня были сильные соперники. Долго соперничал со Степой Ракитиным. До юниоров мы с ним вдвоем тренировались. Он не мог без меня, я - без него. Нужен был равный партнер. Но на одной из ледовых тренировок Степа упал, сильно ударился головой, и серьезные занятия спортом пришлось оставить.
- Спортивные успехи прибавляли тебе авторитета в обычной школе?
- Нет. Только на уроке физкультуры (смеется)!
- Если не коньки, в каком бы виде спорта могло у тебя получиться?
- Трудно сказать. Раньше любил в футбол играть. Это сейчас я на метр не подойду к мячу - слишком опасный. Руслан Мурашов однажды неудачно на него наступил, с тех пор проблемы с тазобедренным суставом. Тренеры запрещают нам и футбол, и волейбол, и баскетбол, любые игры.
- Мы беседуем в корпусе Алтайского училища олимпийского резерва. Нет ностальгии?
- Скучаю на самом деле по всему этому. Пять лет проучился. С некоторыми учителями и сейчас поддерживаю отношения.
Беседовал Виталий ДВОРЯНКИН.
Ещё по теме:
Муштаков на самоизоляции не пропадёт