От лихорадки Эбола до COVID-19: как мир спорта справлялся с вирусами
Переносы Олимпиады в Токио и чемпионата Европы по футболу на 2021 год стали беспрецедентной мерой в истории мирового спорта. Вспоминаем случаи, когда подобное развитие событий было возможно, но в итоге не понадобилось.
Различные эксцессы, способные повлиять на проведение крупнейших спортивных форумов, случаются не так уж часто. Особняком здесь стоят отмены Олимпийских игр и чемпионатов мира по футболу из-за мировых войн — в данном случае причина говорит сама за себя, поэтому подробно обсуждать эту тему не станем.
Захват заложников и расстрел террористами израильских спортсменов на Играх-1972 в Мюнхене стал настоящей трагедией. Впервые в современной истории главное событие четырехлетия было прервано на день. Глава оргкомитета мюнхенской Олимпиады Вилли Дауме даже выступил с предложением отменить оставшиеся соревнования, но под давлением тогдашнего президента МОК Эвери Брендеджа от этой идеи отказались. Олимпиада продолжилась, хотя некоторые атлеты и даже целые делегации стран сразу же после трагедии покинули Германию.
Различные политические мотивы, едва не сорвавшие летние Игры в Москве и Лос-Анджелесе, хоть и не послужили поводом к отмене соревнований, но существенно снизили остроту борьбы, лишив болельщиков ощутимой части эмоций от победы над соперниками из противоположного лагеря. Но со временем накал политического противостояния сошел на нет, оставив в сердцах любителей спорта надежду, что подобных ситуаций в будущем не возникнет.
С тех пор мир значительно изменился, и все же организаторам крупнейших соревнований время от времени приходится разводить участников по разным группам и частям сетки, чтобы не допустить проявлений экстремизма и ксенофобии. Причем зачастую касается это не самих спортсменов, а болельщиков (хотя отдельные случаи, стоит признать, встречаются и на самих соревновательных площадках).
Но есть, оказывается, и другая сила, неподвластная человеку, способная разрушить любые планы и вместо радости спортивного праздника повергнуть мир в уныние. Спорт уже сталкивался с подобными явлениями, пусть и не столь масштабными по охвату и последствиям.
В августе 2014 года МОК отстранил от участия в юношеской Олимпиаде некоторых спортсменов из стран Западной Африки, где произошла вспышка лихорадки Эбола. К тому моменту от этого заболевания, вызванного вирусом, скончались почти 1,1 тысячи человек, а число заразившихся превышало две тысячи. Остановить распространение болезни удалось не сразу, некоторые страны даже отказывали в визах африканским атлетам, поскольку подхватить вирус можно было через кровь и выделения организма носителя, например пот.
В ноябре власти Марокко, где должен был пройти Кубок африканских наций — 2015, попросили Африканскую конфедерацию футбола отложить проведение турнира на год, но получили отказ. Опасаясь за здоровье своих сограждан, руководители Марокко заявили, что отказываются организовывать турнир, за что сборная этой североафриканской страны была дисквалифицирована и исключена из розыгрыша Кубка до 2019 года включительно (впоследствии это решение было отменено Спортивным арбитражным судом). КАН-2015 был перенесен в Экваториальную Гвинею и прошел без осложнений по эпидемиологической части.
А уже в апреле того же 2015 года в Бразилии и ряде других стран Южной Америки было отмечено распространение лихорадки Зика — острой инфекционной болезни обезьян, способной в некоторых случаях передаваться человеку через комариные укусы. Вирус не являлся смертельным, но, как предполагалось, был опасен для беременных женщин способностью вызывать у плода микроцефалию с потенциальными тяжелыми поражениями мозга.
Тем не менее некоторые топовые атлеты отказались от участия в Олимпиаде-2016. Два десятка гольфистов, среди которых были представители топ-3 мирового рейтинга, посчитали поездку в Бразилию слишком опасной. Не стали рисковать и некоторые ведущие теннисисты — Милош Раонич, Симона Халеп, Томаш Бердых…
Как оказалось, все они переживали зря. После окончания Игр Всемирная организация здравоохранения сообщила, что ни одного случая заражения лихорадкой Зика среди болельщиков и участников Игр в Рио зафиксировано не было.
А вот с вирусом А/H1N1, известным также как свиной грипп, все вышло иначе. В июне 2009 года ВОЗ официально объявила о начавшейся пандемии заболевания, первичная вспышка которого была зафиксирована в Мексике в марте. В тяжелой форме болезнь зачастую перетекала в вирусную пневмонию, способную привести к летальному исходу.
Эпидемия свиного гриппа не обошла стороной и мир спорта. Из-за вспышки болезни были перенесены некоторые крупные соревнования, в частности чемпионат мира по пляжному футболу, который должен был пройти весной в Мексике.
Сборная России по футболу тоже ощутила влияние вируса, хоть и несколько опосредованно. Еще в августе тогдашний глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко призвал болельщиков отказаться от поездки в Кардифф на сентябрьский матч отборочного турнира ЧМ-2010 Уэльс — Россия, назвав ее «крайне ненужным и неуместным мероприятием в период пандемии гриппа». В итоге на 75-тысячном «Миллениуме» присутствовало всего 14,5 тысячи зрителей, что не помешало россиянам добиться важной победы со счетом 3:1.
В преддверии зимней Олимпиады в Ванкувере из Канады поступали тревожные вести: каждую неделю в Британской Колумбии, где и расположена столица «белых» Игр-2010, росло число жертв свиного гриппа, к декабрю 2009 года от болезни скончались 42 человека. Впрочем, это никак не повлияло на проведение соревнований, а вскоре ВОЗ объявил об окончании пандемии.
Нынешняя ситуация с коронавирусом пока не поддается прогнозу. В данных обстоятельствах, учитывая сложность сложившейся в мире обстановки, решение УЕФА перенести чемпионат Европы на более поздний срок выглядит логичным и обоснованным. Столь крупный турнир с такой широкой географией просто обязан стать настоящим праздником для всех любителей футбола, и было бы неправильно рисковать хоть в чем-то его омрачить.
Подготовил Александр Кременский/РИА Новости.