Андрей Дерксен: «Человек на многое способен!»
Андрей Дерксен из тех, кто бегает очень долго. Во-первых, ему 55 лет, а бегом он занимается с 19 лет. Во-вторых, он знаменитый ультрамарафонец, который трижды становился победителем сложнейшего Marathon des Sables, пересекающего Сахару. В-третьих, Дерксен обладает редкой способностью быстро восстанавливаться после запредельных нагрузок и вновь выходить на трассу. Уроженца Табунского района Андрея Дерксена называют «гордостью и достоянием спортивного Алтая».
Но Дерксен не бегал в полную силу почти 20 лет (полумарафоны не в счет). И для него марафонская дистанция на «Ярче!» важна. Андрею Андреевичу пророчат победу в его категории. Но как всё получится на самом деле?
Легендарный спортсмен начинает подготовку к марафону «Ярче!», и душа его радуется в предчувствии «большого бега». Ждем, предвкушаем, знаем точно, что увидим интересную борьбу. Дерксен возвращается!
Андрей, почему вы решили поучаствовать в Томском международном марафоне «Ярче!»? Откуда узнали о нем?
На марафон «Ярче!» уже ездили ребята из нашего города, из нашего клуба любителей бега «Восток». Впечатления прекрасные.
Почему еду? Прошлое с его длительными забегами прошло, там было множество самых невероятных марафонов, но… интересен сегодняшний день.
Последние 18−19 лет я не занимался бегом серьезно - работа, семья. А сейчас дети уже подросли, с работой все наладилось, и появилась возможность тренироваться.
Но бегать просто так - какой в этом смысл? Любому бегуну нужна цель. Нужны соревнования, к которым готовишься. Достиг одной цели, ставишь следующую, и так вот шаг за шагом развиваешься, тренируешься, живешь с интересом.
Александр Богумил, соратник по бегу:
«…Вчера с Андреем Дерксеном решили перерегистрироваться на Томском марафоне „Ярче!“ с полумарафона на классический марафон. И как 20 лет назад, стали оживленно обсуждать дистанцию, особенности трассы, участников, планируемые результаты… Я очень рад этому! Мы снова на одной волне. Хорошо, что есть люди, в данном случае Александр Гордиевских, организующие соревнования с адекватными возрастными группами, дающими возможность соревноваться в нашем возрасте со своими ровесниками, а не только с молодыми ребятами».
Сейчас я готовлюсь соревноваться в своей возрастной категории, и мой интерес от этого возрос в десятки раз. Я с огромным удовольствием приеду и поучаствую в марафоне «Ярче!».
Последний раз я был в Томске в конце 80-х годов, поэтому мне будет очень интересно посмотреть, как изменился город.
Когда начнете готовиться? С марта, с первыми весенними днями?
У меня нет какой-то определенной даты. Тот, кто серьезно занимается спортом, понимает, что подготовка - она не начинается и не заканчивается. Вот я вам сказал, что давно не бегал. Но это как посмотреть! Потому что 10−12 км в день я, конечно, бегал, в целом как минимум 300 км в месяц.
Да, результаты мы видим… Вот узнала, что 1 декабря 2019 года вы пробежали полумарафон за 1:22:56. Ничего себе, вот это ветеран!
Бегаю помаленьку… А сейчас вот несколько увеличил километраж и приступил к специальной подготовке. Я уже достаточно серьезно тренируюсь всю зиму - сначала к полумарафонам, потом к «Ярче!». Я хочу и в Омске пробежать полумарафон, и в Новосибирск съездить на полумарафон Раевича. Так что подготовка идет полным ходом!
На каких сибирских марафонах вы уже бывали? Хотите охватить всю беговую Сибирь?
В Красноярске не был, а в Новосибирске бежал, да. Насчет всей Сибири… Почему бы и нет? Для тех, кто живет бегом, это очень интересно. Едешь же не сам по себе, а обязательно в компании, 5−6 человек. Это ж такое воодушевление, настоящий праздник!
Вот есть у людей увлечение - охота, рыбалка, и они готовятся к сезону самозабвенно, только о нем и мечтают. И мы также! Тренируемся, едем на марафон, всё обсуждаем, такое единение у нас, такая радость жизни… Кто не бегает, тому сложно понять, а кто бегает, тот поймет меня с полуслова! И мне очень хочется снова испытать эти эмоции.
С кем приедете на Томский марафон «Ярче!»?
Со своими соратниками из клуба. В нашем барнаульском клубе «Восток» около 130 человек, люди очень разные, интересные. Самому клубу 30 лет, и жизнь у нас бьет ключом. Мы регулярно проводим свои соревнования.
Что сложнее - песчаный забег или горный?
Это, знаете, как автомобиль. Есть внедорожники, а есть спортивные. Какой лучше? Каждый по-своему хорош. У меня вот горный бег вообще не идет. Вот не идет, и всё тут, не дано это мне, и невозможно натренироваться. Я и не пытаюсь его бегать.
Я бегаю по равнине - вот это уже моя стихия. Можно и по песку, главное, чтобы была равнина.
Но ваши алтайские марафоны, они же, вероятно, не плоские…
Они все равно по шоссе. Там «пересеченка» есть, но она пологая. А горный бег - это резкий набор высоты, и это бездорожье. Скайраннинг - это ручьи, кустарник, бурелом, завалы деревьев… Вот такое бывает. Кому-то это прям в радость. А кто-то и не пытается преодолеть такие условия, не его, как говорится…
Однажды вы рассказали о тех тяжелых моментах, которые встречались в вашей беговой жизни: «За свою спортивную карьеру я насмотрелся всякого: видел молодых спортсменов, которые выложились на дистанции так, что их уносили на финише на носилках; видел, как ломали руки-ноги в стартовой толкотне; и даже видел, как умирают прямо на дистанции. Это был многодневный ультрамарафон в Австралии, дистанция 4500 километров…». Так какой забег был самым трудным в вашей жизни?
Когда ты выкладываешься на все 100 процентов, все забеги одинаково тяжелые. Вот можешь даже на полумарафоне так выложиться, что чуть ли ни замертво падаешь.
Но, конечно, самый сложный - это «Транс Австралия» («TRANS AUSTRALIA FOOD RACE») в 2001 году. Мы бежали из Перта в Канберру 63 дня: 4 дня было по 100 км, некоторые дни - по 65 км.
Температура 45−46 градусов, тени нет никакой, лишь бесконечная дорога, ровная как стрела, и жара, жара, жара…
Вставали в половине четвертого утра, вот такой ранний у нас был старт. Мы стартуем, а еще темно. Машины едут, подсвечивают нам дорогу, а солнце еще не встало.
В Австралии я встретил 63 незабываемых рассвета… Начинает солнышко вставать, небо розоветь, вместо ворон попугаи летают… Вокруг кенгуру, страусы, ящерицы, вараны… Экзотика!
Говорят, что организация там была не ахти - спали спортсмены, где придется, с водой были перебои - испытание серьезное. На сколько вы похудели на этом жестком марафоне?
Да не намного. Бегуны, они же и так выбеганные, высушенные. Куда им еще худеть? Ну был ты 60 кг, ну станешь 59… Там нечего уже терять. Но сама по себе это была очень тяжелая гонка.
Вы у нас отличаетесь таким редким качеством, как потрясающая выносливость. Как воспитать ее в себе - тренировками или психологическим настроем, чего здесь больше?
Одно без другого не бывает. Главное - ставить себе реалистичные цели. Неподъемные задачи - это плохо. Вот ты новичок, и тут же тебе хочется пробежать марафон. Не надо так. Начни с того, что бегай по 20−30 минут в день, развивайся постепенно!
В беге очень важна эта постепенность! Если этого не делать, то быстро наступает предел, усталость, потеря целесообразности, и человек просто бросает бегать. А надо потихоньку, по шажкам, ступенька за ступенькой. Вот тогда у тебя все получится!
Что пожелаете тем, кто на «Ярче!” выйдет впервые на длинные дистанции? Люди волнуются, боятся «не дотянуть”…
Я бы посоветовал им… читать исторические книги. Или поговорить с родителями, с дедушками и бабушками. Знаете, как они работали в войну? Мне иногда стыдно становится перед ними. То, что мы считаем супер нагрузками, это пустяк по сравнению с тем, что они преодолели.
Они же работали по 15 часов, такие тяжести таскали, и подростки, и женщины… Так что этот наш длительный бег - это пустяк, не надо жалеть себя. Человек на многое способен! Мы сейчас так изнежены этой городской жизнью, нам кажется: Боже ты мой, это такая чудовищная нагрузка - тренировки, марафоны… Какие же мы герои! А ну-ка выйдете в поле на жаркое солнце от зари до зари? Вот где марафон!
Я сам немец по национальности, у меня все репрессированные были, они вообще ничего хорошего в жизни не видели… Лагеря, ссылки да Трудармия. Вот кому было тяжело. А нам себя жалеть не надо, бег - это удовольствие. Соревнования - это радость! Это не война… Так что я буду рад приехать в Томск, встретимся на марафоне!
Спасибо, Андрей, ждем вас!
Алла Ивонина,