Гимнаст Хорохордин строит в Петербурге успешную детскую сеть: начал с Алтая, учел ошибки и теперь растет разумно
Напоминаем и доказываем: успех в массовом спорте возможен. Материал подготовлен сайтом Sport Connect (проект Группы «Интеррос» о спортивном маркетинге и бизнесе в спорте).
Двукратный чемпион Европы, призер чемпионата мира и участник Олимпиады в Пекине Сергей Хорохордин прошлой осенью открыл в Петербурге детскую гимнастическую школу «Динамика». Чтобы запустить проект, он объединился с гимнастом Александром Деминым - так бывшие партнеры по сборной стали еще и бизнес-партнерами. Причем для обоих Петербург - не родной город, они переехали туда именно ради гимнастической школы.
Хорохордин обосновался на юге города, в нескольких сотнях метров от СКК - арены, которую сейчас реконструируют к хоккейному ЧМ-2023. Его «Динамика» - компактное помещение в непримечательном здании с автомойкой на первом этаже.
Сергей родился в Барнауле и жил на Алтае до середины прошлого года. Первый проект запустил там же, а в Петербург переехал, потому что увидел в городе относительно свободный рынок для частной гимнастической школы. Похожим образом мыслил и Демин - только он сначала запустился в Челябинске.
Петербургскую школу «Динамика» Хорохордин называет концентрацией всех наработок и опыта алтайского и челябинского проектов. Sport Connect проговорил с Сергеем Хорохординым весь путь: от окончания карьеры и работы в фитнес-клубе до полностью укомплектованной гимнастической школы в Петербурге, которая уже привлекает инвесторов.
Слишком большие вложения на Алтае, разумные траты в Петербурге: 15 миллионов против 3,5
Шесть лет назад, открывая школу «Панорама» на Алтае, я совершил много ошибок. Например, снаряд для опорного прыжка обошелся мне в четыре раза дороже, чем потом в петербургском зале - он с пометкой FISH, Международной федерации спортивной гимнастики, на нем можно проводить крупные турниры. В Петербурге мы установили аналог - на нем нет этой пометки, но она в детской школе и не нужна. И так с каждым снарядом: например, ковер на Алтае полноразмерный, 14×14 метров - в Петербурге мы положили 8×9 гораздо дешевле. А отличить можно только профессиональным взглядом, для детских занятий качество одинаково хорошее.
Когда открывался на Алтае, не понимал, как может работать система, думал создать базу для подготовки профессиональных гимнастов. Потратил на тот проект все деньги, заработанные во время спортивной карьеры, а дохода это не приносит - фактически в этой истории я проиграл свои средства.
Я учился в Российском Международном Олимпийском Университете, там один из преподавателей Демьян Сидоренко правильно нам говорил: нельзя сразу начинать с больших вложений; если рассчитываешь зарабатывать, нужно стартовать с минимальных инвестиций и постепенно наращивать выручку.
Зал в Барнауле стоил мне 15 миллионов, в Петербурге мы потратили не более 3,5. В итоге на Алтае я просто получаю свою зарплату как руководитель, хотя там занимаются 240 детей. Ситуация стабильная, но ее практически невозможно улучшить. Причем и закрыть алтайский проект я не могу, потому что мы выигрывали гранты, за них нужно отчитываться - просто так историю не свернуть.
А в Петербурге действительно получается зарабатывать.
Продвижение за счет имени, как победили негатив к частному клубу
Открыть собственный проект меня мотивировала работа в фитнес-клубе. После того как меня отцепили от сборной накануне Олимпиады-2012, я закончил карьеру и собирался заняться бизнесом - думал, для меня на Алтае благодаря узнаваемой фамилии будут открыты все двери. Так и было, но дальше слов в разговорах с большими компаниями ничего не ушло. В итоге предложили быть лицом местного фитнес-клуба, а затем и его управляющим.
Не могу сказать, что мне удалось сделать что-то значимое, но благодаря той работе я разобрался в процессах: у меня сразу было 18 человек в подчинении, пришлось изучать тренды и лучшие примеры в индустрии. За основу брал американский подход к частным спортивным проектам, сам несколько раз летал в США, чтобы понять, как это работает. И вдохновился, решил запустить собственную школу в родном регионе.
Фитнес-управляющим я работал полтора года и параллельно готовился к открытию своего клуба. Как только запустились, сосредоточился на нем. Конечно, встретил непонимание: как это заслуженный мастер спорта Хорохордин берет деньги с детей! К тому же после Олимпиады-2008 моим именем назвали спортшколу, в которой я занимался с детства, у людей возник диссонанс: одна школа Хорохордина государственная и бесплатная, другая - за деньги.
Негатив победили, когда удалось объяснить: в бесплатную всем не попасть, там отбор, а частная открыта для всех желающих. Сейчас в моей школе есть даже группа для детей с ДЦП, гимнастика ведь единственный вид спорта, который рекомендован таким детишкам.
На Алтае в продвижении помогло имя. Только на открытие там пришли 110 детей, большинство сразу записалось (для сравнения: в Петербурге было человек 10−12). Там у меня в команде был сотрудник, понимающий в маркетинге: он два месяца водил меня на местное телевидение, на радио, готовил баннеры о скором открытии - я в тот момент вообще не понимал, как привлекать клиентов.
Сейчас «Панорамой» я руковожу дистанционно: все полномочия делегировал, на месте работает целая команда - 22 человека. Но все равно я слежу за отчетами: как только появляются отклонения от привычной картины, разбираюсь в причинах. Даже если речь о положительных сдвигах.
Удаленный менеджер по продажам, задача - сохранять клиентов (потому что прибавлять уже некуда)
В Петербурге личный бренд мы сознательно так не использовали, потому что и меня, и Сашу Демина тут, скорее всего, знают очень мало. Старт был очень тяжелым, потому что мы не разбирались в методах привлечения клиентов, которые нужны в большом городе: не то что не умели работать в соцсетях, даже зарегистрированы не были никогда.
Дело пошло, только когда мы наняли менеджера по продажам, который параллельно занимается сайтом плюс страницами в инстаграме и «ВКонтакте». Причем девушка работает удаленно, она на Алтае.
Школа «Динамика» - в первую очередь про работу для конкретных клиентов, про комфорт для детей. Все держится на тренерах: родители приводят детей конкретно к одному специалисту, у каждого свой контингент. Одним родителям нравится, когда тренер пожестче, может чуть голос повысить, другим - когда тренер тихий и все объясняет только спокойно, и так далее. Мы открылись 14 октября 2018-го, работаем в Петербурге чуть больше года, сейчас наши группы укомплектованы. Наша задача - сохранять клиентов, прибавлять нам уже не нужно.
Наша идея проста: надо довести детей до первого юношеского разряда, дальше - уже не к нам. На уровнях выше нужно заниматься по пять-шесть раз в неделю и в других условиях. Если кто-то захочет продолжать, переведем ребенка в бюджетную спортшколу, действительно талантливого заметят на городских соревнованиях.
Почему с Алтая переехал именно в Петербург и принципиально не связывается с грантами
Часто спрашивают, почему я с Алтая переехал именно в Петербург. Когда учился в РМОУ, писал диплом об улучшении коммерческой деятельности алтайского клуба - примерял все на него. И в процессе стал задаваться вопросами: от чего отталкиваться? какой показатель - большой, а какой - маленький? Начал изучать рынок за пределами своего региона и выяснил, что в Краснодаре три клуба, в Екатеринбурге - восемь, в Москве - гораздо больше, в Петербурге - четыре (сейчас, кстати, уже 15).
Стал сравнивать цены на услуги. У меня было 240 детей, а для той же выручки в Петербурге было бы достаточно 36. Алтайский край - тяжелый с финансовой точки зрения, там месячный абонемент у нас изначально стоил 1500 рублей. Когда подняли до 1800 - ушли 20% клиентов. Причем приемлемая для нас цена, чтобы не работать в убыток, - 2500 рублей (до нее мы дошли сейчас). Меня поразило, что в Петербурге та же услуга стоит до 12 тысяч в месяц.
В Петербурге мы сразу решили: здесь никаких грантов, только собственная работа - хочется отвечать самому перед собой. Сам взял кредит, сам расплатился - и никакого госбюджета. Да, арендная плата в Петербурге тоже выше, чем на Алтае - но в два раза, а стоимость услуги - в три-четыре.
В начале 2020-го мы запустим гимнастическую лигу - соревнования между частными клубами. Не для заработка, просто ради развития вида спорта в городе. Естественно, другие клубы будут участвовать по желанию, но наша задача - сделать так, чтобы родители, которые приводят детей в другие клубы, задавали тренерам вопросы в духе «А почему мы не участвуем?» В итоге родители и заставят к нам присоединиться. Или перейдут в клуб, который уже участвует. Мы серьезно подходим к организации, уже несколько месяцев этот проект разрабатывает отдельный сотрудник из моей команды.
План - открыть пять клубов в Петербурге за пять лет, второй запускаем весной 2020-го. Уже есть двое инвесторов: они готовы вкладывать и даже торопят с открытием. Один из этих инвесторов - человек из строительной компании - сначала привел своих детей в «Динамику» и так проникся, что готов участвовать в запуске нового клуба. Мы откроем его на юге Петербурга - найдем точку, где поблизости нет конкурентов. Только в такой ситуации можно рассчитывать на успех.
Автор: Андрей Васильев.