Легкая атлетика оказалась вне закона. Пока на месяц
31 января Минспорта России приостановил государственную аккредитацию Всероссийской федерации легкой атлетики до 1 марта 2020 года.
Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) больше не имеет права управлять этим видом спорта в стране, формировать национальные сборные и наказывать атлетов за допинговые нарушения. Таким катастрофическим финалом обернулось «дело Лысенко», которое вывело пятилетний легкоатлетический кризис в России на новый виток. Международная федерация World Athletics собиралась забанить ВФЛА в начале марта, но наши спортивные власти решили сыграть на опережение. Вчера руководителям федерации было предложено уйти в отставку, а сегодня Минспорта РФ приостановило действие государственной аккредитации ВФЛА до 1 марта 2020 года.
Фактически федерация, независимо от отставки ее руководителей, оказалась вне закона. Все ее функции на месяц будут переданы рабочей группе по восстановлению ВФЛА при Олимпийском комитете России. Эта структура была создана по поручению Президента РФ для обеспечения участия наших атлетов в Олимпиаде-2020 еще в мае прошлого года. Главной задачей группы на ближайший месяц будет взаимодействие с World Athletics и проведение выборов нового руководства ВФЛА, которые намечены на 28 февраля. Объявлено, что нынешний состав группы будет расширен за счет представителей Минспорта России, международной федерации, комиссии спортсменов ВФЛА и РУСАДА.
Все это очень похоже на план, который некоторое время назад предлагал глава РУСАДА Юрий Ганус (с той разницей, что рабочую группу предлагалось сформировать под крылом агентства, а не ОКР). В свое время эти предложения были отвергнуты, но сейчас других вариантов просто нет. Нынешнее руководство ВФЛА беспомощным поведением в кризисе вокруг «дела Лысенко», а также неумением погасить конфликт с ведущими атлетами, поставило под вопрос свое моральное право заниматься проведением выборной конференции. Неизвестно, правда, как на события последних двух дней отреагируют в международной федерации и в МОК. Обычно там нервно относятся к вмешательству государства в дела спортивных структур. Но не вмешаться сейчас уже не было никакой возможности.
Армагеддон наяву
Смена руководства ВФЛА — первое серьезное испытание для нового министра спорта Олега Матыцина. Раньше государственный орган управления настаивал на том, что атлеты должны разобраться в своих проблемах самостоятельно. Однако попытки выкарабкаться из антидопингового кошмара приводили лишь к тому, что становилось только хуже. В итоге на протяжении пяти лет наши атлеты выступали без национального флага, а на данный момент ни один россиянин не имеет допуска на международные старты. Пропуск ими Олимпиады в Токио в почти гарантирован. Группа руководителей ВФЛА во главе с экс-президентом Дмитрием Шляхтиным в ноябре прошлого года за подлог документов деле о пропуске допинг-тестов прыгуном в высоту Данилой Лысенко получила дисквалификацию.
Предшественник Шляхина на посту главы федерации Валентин Балахничев сейчас проходит по уголовному делу о коррупции прежнего руководства международной федерации (суд намечен на июнь в Париже). Добавьте к этому десятки дисквалификаций наших спортсменов из-за допинговых обвинений и огромное количество отобранных медалей самого разного уровня — и вы получите картину настоящего легкоатлетического Армагеддона. За последние пять лет многократно предпринимались попытки оставить все старые ошибки в прошлом, и начать все с нуля, но они провалились.
Шатающийся колосс
Нынешний разгром ВФЛА очень похож на новую попытку перезагрузки. Вопрос только в том, реально ли абстрагироваться от всего происшедшего и найти людей, способных работать по-новому. Среди семи человек, выдвинувших свои кандидатуры на пост нового главы федерации, есть и те, что работал в команде Балахничева, и люди из команды Шляхтина. И в регионах, за которыми будет главное слово на выборах 28 февраля, таких экс-соратников большинство. Достигла ли наша атлетика такого дна, что старые методы работы вызывают отторжение у всех без исключения? Есть подозрение, что нет. Потому, что реально сага с отстранениями ударила только по элите. А тысячи спортсменов, тренеров и функционеров продолжали жить и работать как ни в чем ни было — за пазухой у государства и региональных бюджетов.
В заявлении Минспорта говорится, что «руководство ВФЛА… не обеспечило надлежащее участие федерации в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним как на национальном уровне, так и во взаимодействии с международной федерацией (World Athletics), AIU, другими международными организациями». Там же констатируется, что «не предприняты необходимые меры для установления конструктивного взаимодействия с международной федерацией и разрешения сложившейся ситуации». При этом просто закрыть старую федерацию и попытаться создать на ее месте новую организацию, в настоящее время нельзя. Прежде всего потому, что членом World Athletics пока является именно ВФЛА.
Тон заявлений международной федерации оставляет надежду на то, что все еще можно исправить в старых системах координат, и не заморачиваться с приемом в World Athletics нового представителя от России. Часть обвинений — в бездействии и отсутствии раскаяния — сейчас сняты автоматически. Удастся ли устранить другие проблемы во взаимоотношениях, сильно зависит от позиции новых руководителей ВФЛА и всего нашего легкоатлетического сообщества. Если большинство по-прежнему будут молчать, думать только о тренировках и рассчитывать, что все само как-нибудь рассосется, нынешние усилия окажутся бесполезны. Потому что не рассосется. Кризисные процессы окончательно подточили колосс нашей легкой атлетики изнутри. И ему не нужна помощь World Athletics, чтобы рухнуть окончательно.
Олег Шамонаев, «Спорт-Экспресс»,