Выбор Яны Кирпиченко. Лучшая лыжница региона рассказала о работе в сборной, планах и увлечениях вне спорта
В лыжном спорте Алтайского края сегодня главная звезда - Яна Кирпиченко. Уроженка Рубцовска собрала россыпь наград на уровне молодежных и юниорских соревнований и в прошлом сезоне провела первые старты на этапах Кубка мира в составе главной сборной России. В сезоне 2019/2020 Яна уже застолбила за собой место в основном составе и продолжает подготовку к зимней Олимпиаде - 2022 в группе немецкого специалиста Маркуса Крамера.
В начале января, по окончании престижной многодневки «Тур де Ски», Яна прилетела в Барнаул на отдых и нашла время поговорить с «Алтайским спортом».
Голова в облаках
- Яна, поздравляем с началом нового года и окончанием очередного горовосхождения в финале «Тур де Ски»!
- Спасибо! Я второй раз участвовала в «Тур де Ски» и вновь забралась в легендарную гору Альпе Черемис. Поймала себя на мысли после финиша: это мой последний старт здесь (смеется). Потому что даже во второй раз преодолевать этот путь не становится легче. Но проходит пара дней, и думаешь: пора готовиться к следующему «Тур де Ски».
Если и было попроще, то психологически. Все-таки для новичков «Тура» этот последний этап просто шокирует своей крутизной во всех смыслах. Вспоминаю 2018 год, тогда я не бегала первые этапы Кубка мира, а начала сезон сразу с «Тур де Ски», и это было очень сложно. Семь стартов за девять дней, эта чертова гора, да и результаты были не очень. Это выбивало из равновесия. Сейчас, конечно, легче было. Еще хочу отметить, что в Европе восхитительные болельщики! Там никто не кричит против. Все стараются подбодрить, поддержать. Билеты раскупаются как горячие пирожки, питание, досуг организованы классно. Очень жаль, что у нас совсем грустно в этом плане.
- Как в целом можете оценить свое выступление на «Туре»?
- В общем я довольна результатами. После двух первых гонок я простудилась, и даже обсуждали с Маркусом (Маркус Крамер - немецкий тренер сборной России по лыжным гонкам, руководитель группы спортсменов, в которую входит и Яна. — Прим. «АС».) возможность закончить «Тур» досрочно, но все-таки решили дать организму шанс. В общем, дотерпела!
- И даже забежали в двадцатку лучших пару раз, что при нынешней конкуренции в лыжах можно считать хорошим результатом. Конечно, всем нам хочется, чтобы Яна Кирпиченко вместе с Натальей Непряевой гонялись наравне с Терезой Йохауг, которая, есть мнение, инопланетянка, но лучше быть реалистами-оптимистами…
- (Смеется). Действительно, конкурировать с Терезой мне пока не по силам, но я довольна физическим состоянием. Думаю, что тренировочные сборы на высокогорье помогли выйти на пик формы и справиться с тяжелым графиком стартов на «Туре».
По правилам Крамера
- Яна, пока вы выступали в «Тур де Ски», мы поговорили с вашим тренером Артемием Гельмановым. Он был довольно строг в оценке вашего выступления.
- Да, я прочла на сайте комментарии Артемия Владимировича. Согласна, он обошелся без комплиментов (смеется). Думаю, отправляя меня в главную сборную страны, он рассчитывал на более высокие результаты. Считаю, это связано с тем, что у Маркуса Крамера другая методика подготовки. Как известно, в главной команде сейчас два тренера - Крамер и Юрий Бородавко, и у каждого своя группа спортсменов. Так вот, Артемию Владимировичу больше по душе методы тренировок Юрия Викторовича. И когда мы с Гельмановым работали, он к этому стилю склонялся. А мне оказался ближе тот, что проповедует Крамер. Безусловно, каждый стиль имеет право на существование, и каждый из тренеров уже доказал это. В пример приведу Сергея Устюгова, который тренируется рядом со мной у Крамера, и Александра Большунова, которого готовит Бородавко. Они ведь оба отлично гоняются.
- Припомните, как вы оказались в группе Крамера. Это была его инициатива?
- Это было взаимным решением. При переходе от Артемия Владимировича Гельманова из юниорской команды в главную сборную в любом случае нужно было выбрать: либо Крамер, либо Бородавко. И, повторюсь, мне подход к тренировкам Крамера больше по душе.
- Как решается вопрос языкового барьера? На каком языке общаетесь с Маркусом?
- Общаемся на английском. Маркус не требует учить немецкий, но ворчит, что мы плохо учим английский (смеется). Тяжело себя заставить учить что-то после тренировок… То, что проходили в школе, конечно, быстро забылось. Хотя определенная база для понимания и несложного разговора есть. Думаю, Маркусу с английским проще, ведь он не только с нами общается, в лыжной тусовке английский язык главный.
В декрет по расписанию
- Перед началом сезона несколько лидеров сборной - Юлия Белорукова, Анастасия Седова, Елена Соболева (теперь Устюгова) - ушли в декретный отпуск, а Юлия и Елена уже стали счастливыми мамами. Елена Вяльбе рассказала, что отпустила их, потому что сезон переходный. Как вы считаете, декретный отпуск по расписанию - это нормально?
- Жизнь профессиональной спортсменки подчинена определенной цикличности, и все понимают - и девчонки, и тренеры, - что если идти в декрет, то именно на стыке прошлого и нынешнего сезонов, когда нет чемпионата мира. Следующий сезон, соответственно, будет полностью заточен на подготовку к Олимпиаде. А они действительно лидеры, и ехать без них на Олимпиаду, значит, ослабить конкуренцию с ведущими лыжными державами. Так что не вижу в словах Елены Валерьевны чего-то предосудительного. Думаю, у нас во многих видах спорта такая практика существует.
- В отсутствие трех лидеров вам было легче бороться с другими молодыми лыжницами за статус по сути второго номера в сборной, потому что гегемония Непряевой пока что не обсуждается?
- Безусловно, если бы девчонки остались на этот сезон, конкуренция была бы намного выше. Но ведь одно с другим связано: я и другие молодые лыжницы получаем больше соревновательного опыта на уровне, который не сравним с внутренними турнирами.
- Конечно, у тренерского штаба свои виды на то, как подводить вас к Олимпиаде, но нам по-болельщицки хотелось бы уже видеть Яну Кирпиченко в самой гуще событий. Вы готовы стать настоящим лидером?
- Вы знаете, еще в прошлом году мне казалось нереальным стабильно попадать в двадцатку сильнейших на дистанционных гонках. А теперь у меня это получается. Надеюсь, у меня еще впереди успешная карьера и по-настоящему хорошие результаты. И еще, все познается в сравнении. Одна из наших девчонок, которая в этом сезоне впервые оказалась на этапе Кубка мира, выступила, скажем так, неудачно. Получила порцию критики от «диванных экспертов». И страшно переживала по этому поводу. Мол, в России я все время в призовой тройке, а тут в аутсайдерах. А все потому, что конкуренция несравнима! Против нас на Кубке мира по шесть норвежек, шведок и финнок и еще десяток отличных лыжниц. То есть в первой тридцатке уровень борьбы невероятный. За минусом Йохауг. Поэтому ждать, что мы вместе с Наташей Непряевой будем заскакивать на подиум через гонку, не совсем правильно. Но у нас все впереди!
- Современный мир уже немыслим без соцсетей. Приходится констатировать, что их влияние на формирование имиджа того или иного спортсмена выходит за рамки разумного. Думаю, то, что происходит вокруг фигурного катания или биатлона в соцсетях, - это абсолютное безумие. В лыжах более-менее спокойно, хотя, на мой взгляд, разжигать войну из противостояния между Устюговым, Большуновым и Клебо неправильно. Что вы думаете по этому поводу?
- Если говорить про себя, то хейтеры - одна из причин, по которой я закрыла аккаунты в соцсетях и оставила только «Инстаграм». С другой стороны, я уже достаточно толстокожая и игнорирую тех, кто закидывает камнями. А что касается команды, то мы стараемся не обращать на это внимание - нам работать надо (смеется). Хочется, чтобы это все оставалось в спортивной плоскости. Хотя, конечно, соперничество России и Норвегии на лыжне - это главная фишка сегодня. И это очень интересно. Недаром же Первый канал показал несколько гонок «Тур де Ски» в прямом эфире!
- Еще немного о текущем сезоне хочется узнать. От чего будет зависеть, поедете ли вы на американские этапы Кубка мира?
- Да, после норвежского этапа предстоит переезд в Северную Америку, но туда отправятся только те, кто будет претендовать на высокие места в общем зачете. Из девочек, возможно, только Наташа Непряева поедет. Везти в США и Канаду всю команду очень дорого. И ребята, кто ездил раньше, говорили, что было очень тяжело: долгий перелет, тяжелая акклиматизация, и даже при хорошей форме можно провалиться. Так что сосредоточимся на европейских этапах.
Доктор Дулиттл
- Вы учитесь на последнем курсе магистратуры в Поволжской академии физической культуры и спорта. Что в вашем дипломе будет написано?
- Тренер. Теперь, по логике, должен быть вопрос, собираюсь ли я работать тренером по окончании карьеры (смеется)?
- Естественно…
- Сейчас я скажу категоричное нет. Но мало ли как жизнь повернется… Я смотрю на своих тренеров и не понимаю, как они справляются с ответственностью и переживаниями за нас?! Боюсь, это не мое… К тому же у меня была практика в школе, когда я училась на бакалавриате, и я поняла, что мне очень тяжело с детьми работать.
- И все-таки, какие есть наметки на жизнь после спорта?
- Есть мысли, но далеко за горизонт не заглядываю. По крайней мере, до Олимпиады думать об этом просто вредно. А там посмотрим… Человеку свойственно менять взгляды на вещи.
- А кем могла стать Яна Кирпиченко, если бы в спорте не сложилось?
- Еще до того, как стало получаться в лыжах, я хотела пойти учиться на ветеринара…
- Так вот почему в вашем инстаграме столько постов с животными!
- Да, я их обожаю (смеется)! Дома у меня зверинец. Но, кроме обожания, есть другая сторона профессии: животные болеют, погибают… Вовремя поняла, что не смогла бы этим заниматься.
- Что вы любите делать в свободное от гонок и тренировок время? Для души, так сказать…
- Для души я закончила недавно курсы по визажу (смеется). Да-да, женские штучки! Мне нравится.
- Девчонки в сборной уже встают в очередь на макияж?
- А нам некуда красоту наводить. Тренировки и гонки. Бежать пятнашку в макияже… Ну, не знаю. Хотя смотрим на иностранок, они, кажется, так и делают (смеется). А у нас такая внутренняя установка: красоту наводишь - значит, от старта отвлекаешься.
- Вам приходится много времени в дороге проводить. Какую музыку слушаете, какие сериалы смотрите?
- Что касается музыки, то слушаю все подряд. Не так давно в Барнаул приезжали «Руки вверх!», а я в эти дни была дома и купила билет. Мама была в шоке, когда узнала, что я пойду на концерт: «Яна, это же я еще слушала, ты что!». Но вообще, что угодно могу послушать. А из киножанров, конечно, мелодрамы люблю. В последнее время нравятся фильмы исторической тематики.
- Мы тут в Барнауле как за здрасьте в минус 15−20 на лыжах бегаем. Вы в Европе, бывает, и в плюс десять на старт выходите. Как лучше-то?
- В плюс десять замечательно (смеется)! Я не понимаю, как мы раньше по морозу бегали. И вот сейчас в Барнауле с трудом заставляю себя поехать покататься для поддержания формы. Это прямо каторга! Другое дело на сборах в Италии - плюс пять-десять, солнышко. Если тренировка три часа, ты можешь и дольше побегать. В общем, от нашей зимы очень быстро отвыкаешь.
- Глядя на вашу идеальную фигуру, сложно даже предположить, что вам какая-то диета нужна и ограничения в питании. Плюшками часто балуетесь?
- Да, сейчас нет такого, что мне нужно специальное меню составлять. У нас сбалансированное питание, и я на тему диет не заморачиваюсь. А сладкоежкой я никогда не была.
- Любимое ваше блюдо?
- Вчера дома приготовила картошку, запеченную в духовке с курицей и сыром. Обожаю! Мне кажется, дома я могу одно и то же есть, потому что в Европе вкусно, конечно, но чего-то нашего не хватает. Не понимаю, как они без гречки обходятся! Так что дома я отрываюсь иногда.
- У спортсменов часто бывает, что понедельник, Новый год и день рождения - дни, друг от друга ничем не отличающиеся. Как встретили 2020-й и где будете отмечать день рождения (Яна родилась 22 января. — Прим. «АС»)?
- Да, когда у тебя 31 декабря старт и 1 января вновь гонка, то вопрос празднования Нового года отпадает сам собой. Так что мы католическое Рождество отмечали 25 декабря - для европейцев это, конечно, значимое событие. У нас был праздничный ужин в отеле. А 31-го мы поздравили родных и отправились спать часов в десять. А в день рождения можно с командой вечером тортик съесть. Если на следующий день гонки нет.
Александр ЧЁРНЫЙ,
«Алтайский спорт» № 1, январь 2020 г.