Вниз - плугом, вверх - на швабре. Как журналист «Алтайской правды» осваивал горные лыжи
Давненько уже не доводилось осваивать что-то с нуля. Но в январские праздники такая возможность представилась. В один из дней я твердо решил победить свои страхи и научиться кататься на горных лыжах.
Первый блин - комом
Последний раз стоял на горных лыжах лет 20 назад. Причем это был мой единственный опыт. Помню, в пункте проката барнаульского горнолыжного комплекса «Авальман» меня и друга-одноклассника осчастливили ботинками, лыжами и палками. Выйдя на склон и набравшись смелости, начал спуск с радостной улыбкой на лице. Стоит ли говорить, что наивные планы тут же разбились о суровую реальность. Лыжи быстро развили бешеную скорость, я, растопырив ноги, попытался затормозить, но грохнулся с размаху и, как снежный ком, покатился кубарем по склону. Хорошо, что отделался лишь испугом.
На этом с экстремальным катанием было покончено. Казалось, навсегда. Но вот на новогодних каникулах решил дать моему роману с горными лыжами еще один шанс. Может, вторая попытка будет удачной?
- На беговых лыжах кататься умеешь? Значит, и горные освоишь. Принцип тот же, особенно в торможении плугом, - приободрял по телефону президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда Алтайского края Сергей Кизилов.
Склон для чайников
Вот - новый поворот, и я вновь на «Авальмане». В голове промелькнуло название популярной мотивирующей книги «Иди туда, где страшно. Именно там ты обретешь силу». Внутренний голос тут же попытался убедить, что ничего не получится, не стоит даже пробовать. Но я знал, что инструктором будет настоящий профи - Константин Петякшин, который в разные годы признавался одним из лучших тренеров края. Поэтому решительно отправился за инвентарем. Когда выдали массивные и тяжелые ботинки, энтузиазм поубавился. Как в этом вообще можно кататься? Продвигаясь к выходу из административного здания, чувствовал себя Робокопом.
Урок, как и у всех чайников, начался на специальном учебном склоне. На «Авальмане» это огороженная стритбольная площадка, которая зимой с помощью снежной пушки превращается в маленькую горку. Первое, чему обучил Константин Петякшин, это правильная стойка. Оказалось, что кататься нужно, немного заваливая тело вперед. Затем отрабатывали такие азы катания, как торможение плугом, повороты и… правильное падение. Конечно, не все получалось сразу, приходилось повторять движения несколько раз. Но как только инструктор убедился в том, что я готов, мы с учебного склона отправились на настоящую трассу.
Поехали!
И вот стоим на пологом склоне. Ноги, скованные каторжно-горнолыжными ботинками, просятся на волю. Вид на Обь, белоснежные холмы завораживают, но пока нет времени любоваться пейзажами. Первый спуск - это испытание, борьба со склоном и самим собой. Двигались очень медленно, закрепляя полученные навыки. Инструктор катился спиной вперед, контролируя каждое мое движение. Во время одного из поворотов я потерял контроль над лыжами, но Константин своевременно удержал за палочки, помогая затормозить. Скатившись вниз, прошли к подъемнику через турникет, приложив к нему свой ски-пасс. Тренер показал, как правильно зацепиться за штангу, похожую на швабру, которая тянет на вершину. Не знаю, как другие, но я получил от движения вверх большое удовольствие.
Второй раз спускаемся так же, но уже на небольшой скорости. Страх упасть окончательно покинул голову. Появилось ощущение кайфа от катания, азарт. На этом занятие завершилось, и Константин поспешил к следующему ученику. Попрощавшись с ним, я решился на самостоятельный спуск с горы, которая уже не вызывала страха. Без помощи тренера контролировал свою скорость, уверенно поворачивал, тормозил, объезжая других лыжников и усевшихся прямо на склоне сноубордистов (культуру поведения на склоне нашей молодежи еще нужно прививать!).
Место притяжения
Пока катался, на пологом участке трассы первые шаги в катании делали уже другие чайники. Так же, как и я час назад, боялись, так же падали. Поглядывая на соседей по трассе, мог уже безошибочно определить ученых и неученых лыжников и сноубордистов. Внизу мне удалось самостоятельно оседлать швабру со второй попытки, а рядышком прицепился начинающий сноубордист. Пока ехали на вершину, разговорились. Как выяснилось, у обоих в этот день случился первый раз, если не считать моего скоротечного опыта 20-летней давности. Только Андрюха, как представился молодой парень, решил самостоятельно встать на доску, насмотревшись обучающих видеороликов в Интернете. Он постоянно падал, отбивая себе все части тела, и в итоге решил, что это развлечение - не для него. «Поеду домой, ну его на фиг, этот сноуборд!» - сказал Андрюха, на лице которого отражалось все отношение к экстремальным видам спорта.
Мои же впечатления от первого катания были куда позитивнее. Настроение ещё больше улучшилось после снятия лыжных ботинок. Это был реальный кайф, как будто оковы с ног спали. Но уходить с «Авальмана» почему-то не хотелось. В ближайшие выходные обязательно поеду туда еще!
Наш словарик
Авальман - горнолыжный элемент. Заключается в том, что человек сгибает ноги, когда завершает поворот.
Бугельный подъемник - оборудование для буксирования в гору, которое поднимает по склону одного или двух горнолыжников или сноубордистов. Трос со штангой в виде перевернутой буквы «Т» называется в просторечии шваброй.
Плуг - самая простая техника скольжения, торможения и поворотов на пологих склонах. Выполняется на поставленных под углом лыжах со сведенными носками.
Ски-пасс - абонемент в виде пластиковой карты для пропуска на подъемники.
Где покататься?
ГЛК «Авальман» (Барнаул)
Четыре трассы разного уровня сложности протяженностью до 350 метров с перепадом высот до 75 метров. Часовой абонемент сноубордов, саней и лыж - 200−250 рублей, ски-пасс на час - 200−250 рублей.
ГЛК «Благодать» (Белокуриха)
Пять трасс разного уровня сложности протяженностью с перепадом высот от 146 до 550 метров. Часовой абонемент на лыжи и сноуборды 300−450 рублей, ски-пасс на час - от 250 рублей.
ГЛК «Мишина гора» (Белокуриха-2)
Две трассы, перепад высот между точкой старта и точкой финиша составляет 240 метров. Часовой абонемент сноубордов, саней и лыж - 200−350 рублей, ски-пасс на час - 200−300 рублей.
ГЛК Berloga (Тягун, Заринский район)
Трасса протяженностью 1,2 километра с перепадом высот 280 метров. Прокат снаряжения - 200 рублей в час. Часовой абонемент на бугельный подъемник - 150 рублей.
Евгений ЛИМАНСКИЙ, «Алтайская правда», 11 января.
Фото Евгения НАЛИМОВА.