Парень из листа ожидания
Легкоатлет Сергей Шубенков - лучший спортсмен Алтайского края в 2011 году
Этот сезон он начал с побед на внутренней арене, выиграв командный чемпионат страны и Кубок России в беге на 110 метров с барьерами. Доказав свою состоятельность на российских соревнованиях, Сергей продолжил побеждать и на международных турнирах. В июле в чешском городе Острава Шубенков стал чемпионом Европы среди молодёжи с результатом 13,56 секунды. В награду 21-летний алтайский барьерист получил путёвки на один из этапов «Бриллиантовой лиги» и чемпионат мира в Южной Корее. Набравшись опыта столь крупных соревнований, Сергей Шубенков с уверенностью смотрит в своё олимпийской будущее.
Конкуренция - двигатель прогресса
- Сергей, можно ли сказать, что 2011 год стал для тебя прорывом в лёгкой атлетике?
- Наверное, лучше будет сказать не прорыв, а определённый успех. Этому предшествовала серьёзная, кропотливая работа. Весной, после зимнего сезона, мы с тренером поставили несколько целей: попасть на молодёжный чемпионат Европы и по возможности выиграть его, а также поехать на чемпионат мира. Ещё в планах был командный чемпионат Европы, но не срослось - взяли другого человека.
- Ты принял участие в крупнейших легкоатлетических турнирах. Какой главный вывод для себя сделал из полученного опыта?
- Увидел, что соревноваться можно с любыми соперниками, потому что все они люди, которые точно так же тренируются и у которых тоже случаются проблемы. Их можно и нужно обгонять.
- Кто бежал рядом с тобой на чемпионате мира в Южной Корее?
- Китаец Лю Сянь - бывший рекордсмен мира. Считаю, в Тэгу он был лучшим, но ему немного не повезло в финале: кубинец Роблес задел китайца рукой, и тот потерял скорость. Роблеса дисквалифицировали, но и Лю Сянь в итоге остался без золотой медали.
- Вспомним триумф на молодёжном чемпионате Европы. Ты ехал в Остраву только за первым местом?
- В таких вещах можно быть уверенным на сто процентов, если только ты сильнее всех на голову. В Чехии я знал своих соперников и готовился к серьёзной борьбе: результаты у всех были очень плотными. Добавило волнений моё состояние здоровья: перед предварительными забегами очень сильно разболелась спина, даже согнуться было больно. Слава богу, на следующий день всё обошлось.
- Кто колдовал над спиной?
- Массажисты нашей сборной. Такая травма у меня уже была. В 2008 или 2009 году на чемпионате Сибирского федерального округа скрючило так, что не смог выйти на старт. Этой осенью во время межсезонья прошёл курс лечения, надеюсь, спина больше не будет беспокоить.
- Какие впечатления оставила «Бриллиантовая лига» в Стокгольме?
- Разные. У российских и международных турниров есть своя специфика. Скажем, процедура прохождения на дорожку. Если в России ты размялся, вышел и пробежал, то в Европе такого нет. Там с разминочного поля уводят в кул-рум, где проверяют форму, номера, шиповки. Кстати, нужно сдавать мобильные телефоны. Но я никогда этого не делаю: просто отключаю телефон и бросаю на дно сумки.
В Стокгольме я выступил не очень хорошо, потому что нас после всех этих процедур передержали. Покинув кул-рум, мы пробыли на дорожке ещё минут 15. К такому режиму нужно приспосабливаться - это тоже один из выводов сезона.
- Насколько различается степень ответственности на коммерческих турнирах вроде «Бриллиантовой лиги» и стартах, где представляешь не только себя, но и сборную страны?
- Конечно, выступления за сборную более ответственные. Я очень переживал за свой результат на турнире «ДекаНация». Волновался не меньше, чем в Остраве. Если ты не показал хорошее время на коммерческом турнире - ничего страшного, никто за это плохого не скажет. А тут - командное многоборье, очки суммируются по десяти видам, к тому же у нас было острое соперничество с американцами. В итоге эмоциональное напряжение сыграло в мою пользу: повторил свой результат «на Европе» и уступил только американцу. Был доволен собой.
- Путь в национальную сборную пролегал через тернии…
- Действительно, в 2010 году меня часто освобождали от участия в крупных стартах. У Сергея Александровича Клевцова, моего тренера, на этот счёт непоколебимая позиция: чтобы брали - надо бежать не просто быстрее, а намного быстрее. И тогда все лишние вопросы отпадут сами собой.
В этом сезоне так вышло, что на молодёжном чемпионате Европы у москвича Кости Шабанова тоже что-то случилось со спиной. Кстати, в первый день у нас и результат был одинаковым - 13,96. Только я смог вылечиться и добавить, а Шабанов - нет. На остаток сезона его нигде не было.
- Думаешь, ваше соперничество продолжится?
- Я на это надеюсь. Потому что столь серьёзная конкуренция на внутренней арене имеет только положительные стороны. Да, пусть мы не общаемся по-дружески, а только здороваемся, но наши «зарубы» - огромный стимул для роста.
Честно говоря, в Остраве я считал Костю основным конкурентом: не кого-то из европейцев, а именно соотечественника. Когда он не попал в финал, у меня появилась просто стальная уверенность в победе.
Рад участвовать в шоу
- Сейчас уже ощущаешь себя полноправным сборником?
- Завёл знакомства с некоторыми ребятами. В Южной Корее нас селили не в гостиницах, а в только что построенных квартирах. Жили по семь человек. Одним из моих соседей был Юрий Борзаковский, немного успели пообщаться.
Кстати, Сергей Александрович по полной программе использовал возможность посмотреть вживую чемпионат мира. Следил даже за разминкой спортсменов. Я один раз тоже посмотрел соревнования как зритель. Меня приглашали на ещё один этап «Бриллиантовой лиги» - в Цюрихе, но там я был первым номером в листе ожидания. Все спортсмены приехали, поэтому я не бежал. Оказалось, смотреть такие соревнования с трибуны тоже очень интересно. Там удивительная атмосфера. За 10 минут до старта на 100-метровке на табло появилась большая надпись: «Выбежит ли Асаффа Пауэлл из 10 секунд? Если да, отправьте СМС на такой-то номер, если нет - на такой-то». Ямаец в итоге был не слишком быстр, но победитель голосования получил сувенирную сумку. Грамотная организация соревнований оставляет только положительные эмоции.
- А не обидно, что из спортсменов лепят шоуменов?
- Нет. Думаю, нужно на это смотреть с той стороны, что спорт, как и театр, существует для зрителей. Чем выше результаты - тем интереснее смотреть.
- Давай представим, что Сергей Шубенков - мировая звезда лёгкой атлетики. Ты бы смог на беговой дорожке совершить выходку наподобие тех, что делает Усэйн Болт?
- Будь я рекордсменом мира, у которого конкурентов и рядом бы не было, - наверное, смог. Хотя чемпионат мира стал иллюстрацией того, к чему могут привести выходки. На следующий день после дисквалификации Болта мне позвонила мама: «Вот видишь, до чего понты доводят».
- Лучшие секунды ты показал в начале сезона: 13,46 на молодёжном первенстве страны и 13,52 на Кубке России. Оба старта были в Ерино. У стадиона в Подмосковье есть какой-то секрет?
- Ветер. На Кубке России в первый день прилично задувало - чуть ли не 7 метров в секунду. В таких погодных условиях рекорды не учитываются. Конечно, результаты многие показали очень хорошие, особенно на дистанции 200 метров. Ещё ходят разговоры, что в Ерино не совсем исправна электроника.
- Во всех справочниках указано, что твой личный рекорд - 13,35 секунды. И датирован он 2009 годом.
- Ну, там были детские барьеры - 99 сантиметров. Этот результат я показал в предварительных забегах на чемпионате Европы среди юниоров, установив рекорд соревнований. Насколько знаю, он до сих пор держится - в 2011 году никто из юниоров не добежал до 13,35.
- Как думаешь, когда сможешь повторить свой юниорский рекорд, но уже на взрослых барьерах (их высота 106 сантиметров)?
- Хочется в новом сезоне. 13,46 - уже близко.
Признание таксистов
- Как давно ты работаешь с Клевцовым?
- Заниматься лёгкой атлетикой я начал в седьмом классе у Надежды Владимировны Клевцовой. И году в 2006-м как-то незаметно для себя перешёл в группу Сергея Александровича. Мне всегда было удобно с ним работать. Да и ему со мной тоже, он говорил это много раз.
Есть джентльменское правило: если спортсмен переходит от одного тренера к другому, то в течение двух-трёх лет считается, что у него два тренера. Поэтому всегда своим первым тренером считал Надежду Владимировну. Можно сказать, благодаря ей я остался в лёгкой атлетике. Даже моя мама поначалу не хотела, чтобы я занимался этим видом спорта. До лёгкой атлетики перепробовал футбол, хоккей, плавание, тхэквондо, бокс, две недели ходил на волейбол.
- А когда ты понял, что 110 с барьерами - это твоё?
- Как-то на тренировке пробежал 60 метров с барьерами, и сразу по второму взрослому разряду. В 15 лет уже выполнил разряд кандидата в мастера спорта. А вообще пробовал не только бегать, но и прыгать - в длину и высоту.
- Твои родители - бывшие спортсмены. Тема спорта в вашей семье…
- Сквозная.
- Не устаёшь от этого?
- Нет. Обычно обсуждаем только крупные соревнования. К тому же у членов нашей семьи разные интересы: например, отец футбол любит, а я терпеть не могу.
- Почему?
- Честно говоря, есть зависть. Чтобы получать зарплату уровня футболиста нашего «Динамо», мне пришлось пробиться на международную арену.
- Что смотришь по телевизору?
- Хоккей могу посмотреть. Игра динамичная. Но интересуют только матчи сборной, а не клубов.
- А почему высшее образование решил получать на юридическом факультете АлтГУ?
- Выбирал специальность на перспективу. Всё-таки спорт - не на всю жизнь. Учусь на пятом курсе, специализация - гражданское право. Осталось сдать два экзамена, в том числе государственный, и защитить диплом.
Четыре года учился на совесть. Но сейчас всё сложнее себя мотивировать, ощущение, как будто добегаю 300 метров…
- На практике знания применял?
- Один раз. Написал претензию и исковое заявление на обмен бракованной кофе-машины. Но потом уехал на соревнования, вернулся - а магазин уже согласился обменять товар.
- Тебя узнавали когда-нибудь на улице?
- Два раза, и в обоих случаях это были барнаульские таксисты. Как-то подошёл к такси, а там сидят двое водителей. Один из них уже направился к своей машине, как вдруг обернулся и спросил у своего коллеги: «А ты хоть знаешь, кого сейчас повезёшь?».
- Следующий год олимпийский…
- Конечно, участие в Олимпийских играх в планах есть. Но в следующем году будет ещё один крупный старт - чемпионат Европы. Как сказал тренер, мы ещё не настолько круты, чтобы его пропускать. Разумеется, я сделаю всё, чтобы попасть на все эти соревнования.
Виталий УЛАНОВ,
«Алтайский спорт», 28.12.2011.