Где спряталась «Голая баба»?

В урочище Межумок, в устье одноимённой речки, впадающей в Чарыш, разбит лагерь «Алтайского археологического общества».

По словам руководителя общества Михаила Сафронова, он решил освоить это перспективную для раскопок территорию в прошлом году, обнаружив на рыбалке каменное орудие. В глаза археолога сразу бросилось и множество холмиков — вполне вероятно, что это древние курганы. Как в давние времена, так и в середине прошлого века данная местность была обитаема. Но деревня Межеумок исчезла по указанию властей, как «неперспективная». Поиском следов древних людей и жителей XX века как раз занимается экспедиция «Алтайского археологического общества».

В предыдущий сезон археологи Михаила Сафронова копали совсем неподалёку от Межеумка, в долине реки Тёплая, также впадающей в реку Чарыш. Но это место привлекательно тем, что здесь, как говорится, «не ступала нога археолога».

Члены экспедиции обнаружили старинные каменные орудия, отщепы, кости животных, а также керамику и кованые гвозди, которые производились до 60-х годов прошлого века. Между прочим, керамика раннего железного века оригинальная, локальная, не похожая на подобные находки в недрах нашего края.

«Алтайское археологическое общество» нынче получило президентский грант, благодаря которому удалось вполне обустроить палаточный городок, закупить необходимое для работы и жизни специалистов и волонтёров. Есть открытый лист Министерства культуры России с правом вскрытия поверхности земли.

По сути дела, это — действующая площадка для исторической реконструкции, реальный образовательный проект. Здесь за четыре сезона уже поработало 322 человека со всей России — Ярославля, Сызрани, Санкт-Петербурга, других городов и сёл Алтая и других регионов страны, а также из Франции, Казахстана, иных стран. Многие из них узнали о проекте на сайтах «Алтайского археологического общества», «Путешествие со смыслом» и «Добровольцы РФ». Троих иногородних «волонтёров», которые приехали в Чарышский район отдыхать и пьянствовать, пришлось выпроводить из лагеря.

Руководители экспедиции и добровольцы занимаются этнографией - так называемой устной историей, изучением культурно-бытовых особенностей, материальной и духовной культуры Чарышского района, краеведением, собственно археологией, в которой они выступают как популяризаторы науки, а также историческими реконструкциями — к примеру, поставили юрту, по старым образцам создают керамическую посуду и выплавляют металлические изделия.

По словам заместителя руководителя экспедиции, кандидата исторических наук Сергея Ситникова, на примете есть ещё два перспективных для раскопок участка, которые будут исследовать уже в будущем году.

По воспоминаниям старожилов, на одной из близлежащих скал якобы имелся необычный петроглиф — выбитый древним человеком крупный рисунок на камне. Его называли «Голой бабой» — прежде изображение нагого тела было обыденным. Так вот: если удастся обнаружить этот петроглиф, то это будет сенсацией, находкой мирового значения. Однако в данном районе очень много крутых скал и укромных расщелин, в которой, возможно, и нашла своё убежище «Голая баба».

Анатолий Муравлев