Дневник волонтёра. II Европейские игры 2019. Запись четвёртая - финальная. Что это было?
О своей работе на мультиспортивном форуме рассказывает волонтёр II Европейских игр в Минске специальный корреспондент «Алтайского спорта» Артём Тарасов.
В течение шести дней я помогал журналистам. Работа интересная: мы первые получали протоколы результатов, провожали чемпионов к журналистам и наоборот, следили за соблюдением правил сотрудников СМИ. По своим наблюдениям скажу, что наибольшую наглость проявляют представители российской прессы. На обыкновенные процедуры, утверждённые всеми подписанными документами, они часто реагировали фразами: «А на каком основании?» или «Я и сам знаю». Хотя на многие нарушения всё же закрывались глаза. Например, медиацентр могли посещать аккредитованные лица без допуска.
Работать пришлось всего шесть смен. Объект - Минск-Арена Велодром с 25 по 30 июня. Зачем волонтёрский центр отправил запрос приехать в первой декаде июня? Такой же вопрос может задать практически любой иностранный волонтёр. Эта непродуманность, разумеется, возмутила многих приезжих. Далее - за первые пятнадцать дней я посетил лишь один тренинг, который направлен на подготовку к самой деятельности. Была ещё пара мероприятий, но туда, скорее, сгоняли уже для массовости. И так - почти у всех.
Дирекция обеспечила проживанием и бесплатным проездом по Минску и пригороду всех волонтёров. Даже запустила специальные автобусные рейсы по выделенной полосе для участников Игр. Предоставила добровольцам неплохую форму местного производства - промах был в том, что она практически вся из искусственных материалов.
Перевозкой добровольцев из России занялась Ассоциация волонтёрских центров, которая запустила программу мобильности. Сейчас она действует применительно к большинству международных мероприятий, поэтому можете пользоваться!
Все волонтёры были приятно удивлены возможностью бесплатно посещать любые состязания. Хотя и понимали, что это не от радости - от горя. Ведь, как я уже сообщал, было много свободных мест на трибунах. Но если их забивали под завязку зрители, то доступ добровольцам всё же закрывался. Не без хитрости - за улыбку или значок - можно было пробраться даже на церемонию открытия (если не было билета от волцентра) или закрытия. С собратьями было легко договориться.
Вообще описать Игры в Минске, как мне показалось, можно ключевым словом «лояльность». Слишком уж снисходительно ко всему относились.
Разумеется, Беларуси было важно это событие европейского уровня. Чтобы страна получила признание на мировой арене. Все предыдущие спортивные события последних четырёх лет в этой стране были направлены на подготовку и отработку механизмов организации Игр.
Из важного наследия Европейских игр - теперь у белорусов есть целая волонтёрская база. И это уже большой шаг. Да, увидеть много иностранцев (и поработать с ними) на этих стартах не получилось. Но тем не менее, о событии знает как минимум вся спортивная тусовка. На самом деле круг «посвящённых» намного шире - ведь было приличное количество крупных СМИ из разных стран.
Хотя вот население не так оптимистично смотрит на проблему. Мне доводилось слышать, как власть ругали на двух языках: русском и белорусском. В основном - из-за растраты бюджета на «никому не нужное событие». Причём слышать это приходилось как раз в фанзоне или на соревновательных площадках, где люди отдыхали и, возможно, веселились. Немного парадоксально. Хотя правда и в этом есть: насколько мне известно, Белоруссия потеряла около 150 млн. долларов. То есть ушла не в плюс, а в минус.
Опытные волонтёры также скептически отзывались об организации. Некоторые признавались, что им немного стыдно за то, что было внутри. Хотя сразу же делают поправочку - не будь опыта с чемпионата мира по футболу или Олимпийских игр, не с чем было бы сравнивать, а организация минского события пришлась бы по душе. Здесь уже встаёт вопрос планки: насколько высока она у самих Игр.
Крупные международные соревнования проводятся, основываясь на коммерческих интересах организаторов, проводящей страны, спортивных федераций. Виды спорта, представленные на Играх в Минске, по отдельности такого интереса не представляли. Но объединение всех видов программы в единый спортивный праздник как раз и может его создать. Здесь есть возможность «протестировать» соревнования, ещё не входящие в состав олимпийских видов. Ну, и, конечно же, пробудить интерес у самих зрителей. По себе скажу, что именно минские Игры влюбили меня в велосипедный спорт.
Но почему же это не очень эффективно сработало сейчас, но сработало в Баку? Сработает ли еще когда-нибудь? Азербайджан давал старт Европейским играм. Там нужно было люто зарядить всю Европу на такой турнир каким-нибудь крутым шоу. Тогда получилось. Однозначно ответить на второй вопрос я не могу. Как справедливо заметил один мой коллега, нужно учесть важный фактор - стаж. Азиатские и Панамериканские игры проводятся с 1951 года, Тихоокеанские - с 1963, Африканские - с 1965… Европейские - с 2015 года. И такой гигантский механизм просто не может взять и заработать на полную катушку сразу. Здесь даже десятилетие - не срок.
Увидим, что будет в 2023 году. Нас ждёт Польша, город Краков.
А пока милый рыженький лисёнок Лесик, как и Мишка с Олимпиады-80, помахал всем своей рукой и отправился «в свой сказочный лес». Да, всё к тому же Мишке. События разные, масштабы разные, но люди что тогда, что сейчас пускали слезу на закрытии. И теперь хранят в своих сердцах на одного героя больше.
Bright year, bright you!
Час яскравых перамог!
Время ярких побед!