Легко ли быть марафонцем
Известный алтайский журналист Алексей Герасимов в третий раз стал участником Московского международного марафона
Ещё ни один журналист в мире не преодолевал марафонскую дистанцию трижды. В своей возрастной категории «65+" наш земляк занял в Московском марафоне-2017 семьдесят второе место (по информации организаторов, в соревнованиях участвовало около 30 тысяч спортсменов из 70 стран). Совсем неплохо для марафонца-«чайника», считает сам Алексей Сергеевич.
- А почему «чайник"-то?
- «Чайниками» называют тех, кто не побеждает, а участвует.
- Но это же олимпийский принцип: «Главное - не победа, а участие».
- Увы, замечательные принципы, которые когда-то сформулировал основатель Международного олимпийского комитета Пьер де Кубертен, изрядно подпорчены коммерциализацией спорта. И самые олимпийские по духу теперь именно «чайники», которых, выражаясь словами Владимира Высоцкого, не рубли на гонку привели, а желание понять и проверить, можно ли раздвинуть горизонты собственных возможностей. Вот и я, как истинный «чайник», боролся сам с собой, преодолевал себя. Почти всю дистанцию. Дело в том, что 2 июля я участвовал в горном марафоне «Алтай Ультра трейл» и повредил там ногу: при почти отвесном спуске с горы чувствительно долбанулся правой коленкой об камень, да и просто восстановиться, видимо, не успел: 65 стукнуло. Несмотря на профессиональное предстартовое тэйпирование (наклеивание специальных липких лент на проблемные части тела. - Т.Л.) и суппорт на колене, на подъёмах оно во время Московского марафона бежать категорически отказывалось. А столица, как известно, стоит на семи холмах. Организаторы от души их задействовали, чтобы мало не показалось. Контрольное время на Московском марафоне вроде бы вполне комфортное - шесть часов. Кажется: да чего там, пешком пройти можно. Или трусцой: выбегай каждый километр чуть-чуть из семи минут - и порядок. И поначалу всё было достаточно безмятежно. Отметка 5 км - 00:32:09 (06:24 минуты на километр). Для старых «чайников» сгодится. На «десятке» часы показывали 01:08:02 - тоже терпимо.
- Не проголодались в дороге?
- Было дело. Ноги становятся свинцовыми, а энергии переставлять их нет. Благо, за поясом было два батончика спортивной подкормки - стратегический, так сказать, запас. И вот после 10-километровой отметки пришлось решать: по одному их съедать или сразу оба. Съел оба. А пункта питания, где можно было бы запить жадно съеденное, всё нет и нет. Хорошо, что какая-то сердобольная болельщица дала глотнуть кока-колы. После этого трасса пошла под уклон, но всё равно на отметке 15 км часы не порадовали - 01:50:33 (07:23). А ещё даже и не половина пути. На знаковой отметке «полумарафон» - 02:43:24 (07:45). Половину пути быстрее, чем за три часа. Но радоваться нечему, как справедливо говорят марафонцы, настоящий марафон начинается после тридцатого километра. В до него надо ещё добраться.
- Что было самым трудным?
- В один момент начали обгонять китайцы, которых приехало очень много. Причём те, которым тоже явно за 60. Обидно, да! И вот, наконец, «тридцадка». Матушки-святы - 04:08:06. А впереди самые трудные, как бой, последние 12 километров.
Сил нет. Вода, апельсины и бананы на пунктах питания добавляют не энергии, а только тяжести в желудке… Но ведь русские не сдаются! В голове то ли кстати, то ли не очень крутится «надо, Федя… главное - воля чтоб была к победе» Владимира Высоцкого. А другой противный голосок ноет продолжение: «…воля волей, если сил невпроворот…».
И вот вдали замаячил мост станции метро «Воробьёвы горы». До финиша в Лужниках каких-то 2 километра с марафонским хвостиком 195 метров и целых 20 минут в запасе… Точнее, всего 20 минут!
И тут: «Алтай, давай! Алтай, давай!» - начали скандировать зрители на набережной Москвы-реки. Видимо, разглядев на майке надпись «Алтай ультра трейл». Пытаюсь что-то дать, а нечего. До финишного створа, где жизнеутверждающе грохочут барабаны, совсем уже рукой подать, а секунды тают, тают, тают… И последние 195 метров под изумлённое рукоплескание зрителей и судей - откуда вдруг такая прыть, ведь еле ковылял до этого? — пробегаю секунд за тридцать. Сейчас заставь так быстро пробежать полкруга по стадиону (200 м), боюсь, не получится. К счастью, на финише не упал. Наверное, организму не захотелось носом в асфальт. Он, конечно, в Москве качественный, но всё равно шершавый и твёрдый. Вот если бы в травку!
…Минут через десять темнота в глазах рассеялась, разглядел на груди увесистую, шикарного дизайна медаль. На плечах шелестела и сверкала, как шоколадная обёртка, термоплёнка, в которую обернули симпатичные девушки-волонтёрки, чтобы не замёрз: с Москвы-реки поддувал холодный ветерок. Добрёл до камеры хранения, чтобы поскорее сменить боевые кроссовки на старые, дырявые. Зато не так тесно распухшим пальцам ног. В полусумеречном состоянии добрался до метро, затем до места ночлега - на станции Павшино в Подмосковье. Приютил товарищ по стройотряду и журфаку МГУ Рафик Марданов. Студенческое братство - как армейское, это позже вместо дружбы деловые отношения… после освежающего душа стал засыпать.
И тут дилинькнула СМС: «Поздравляем, вы пробежали Московский марафон, ваше время 5:58:45» (!) Успел-таки на последнюю подножку уходящего поезда, за минуту и 15 секунд до окончания контрольного времени! Под зазвучавшие в душе фанфары уснул умиротворённо, как убитый. «Знай наших, Москва!» Вот так я и влип в историю - первым среди журналистов трижды пробежал Московский марафон…
- А все ли добежали?
- Несколько сот участников не уложились в контрольное время, сошли с дистанции…
- Спасибо за интересный рассказ. А что вас побудило бегать марафон?
- Лет в 50 случайно познакомился с замечательно интересным человеком - Александром Богумилом. Он пришёл в «АП» сообщить, что барнаульский клуб любителей бега «Восток» собирается провести суточный забег. Захотелось узнать, кто эти «железные» люди? И вот уже 15 лет и сам бегаю…
Тамара ЛОГИНОВА,
«Алтайская правда», 11.10.2017