Жажда скорости
Дмитрий Апасов - единственный барнаулец, участвующий в профессиональных мотогонках
Две недели назад Дмитрий Апасов завершил свой четвёртый профессиональный сезон. За лето он принял участие в трёх этапах чемпионата России по супербайку и в заключительном этапе чемпионата Сибири.
Между треком и работой
Здесь скорость за 250 км/ч, крутые виражи, резкие торможения, падения. Шоссейно-кольцевые мотогонки, или, как их называют по-другому, супербайк, заворожат любого болельщика. Это как «Формула-1», только на двух колёсах.
Свою первую гонку весной 2014 года Дмитрий до сих пор вспоминает с ужасом. Закончилась она падением и тяжёлой травмой его барнаульского коллеги, благодаря которому он и попал в мотоспорт. Но даже это не смогло затмить впечатления от заезда. Финишировав, Апасов понял, что заболел он этим надолго.
В Сибири конкурентов у него нет, потому заключительный этап сибирского чемпионата Дмитрий легко выиграл. На российском уровне в двух гонках поднимался на пьедестал: в Нижнем Новгороде стал третьим, в Казани - вторым. Прими Апасов участие во всех шести этапах турнира, вполне мог бы бороться и за победу в общем зачёте. Но очень уж накладно ездить на все старты, да и шесть гонок за три месяца могут позволить себе лишь те, кто кроме мотоспорта ничем другим не занимается. Дорога туда-обратно, тренировочный день, сама гонка - так и неделя пройдёт. Дмитрий, вне трека занимающийся бизнесом, себе такой роскоши позволить не может.
Забег в гору
Мотоспорт - не такое уж закрытое дело для избранных, как может показаться.
- В принципе, приехать на те же сибирские соревнования в Красноярске может любой. Главное, чтобы был мотоцикл. Приезжай, оплачивай стартовый взнос, который не такой большой, как в Москве, и стартуй. Другое дело, что нужно при этом обладать определённым мастерством. Те, кто приезжает просто так, с улицы, ничего показать не могут. Поездки по городским дорогам на заднем колесе или мощный старт со светофора ещё ни о чём не говорят.
Я вот тоже думал, что здесь главное - скорость. Апасов это опровергает: одно из ключевых умений - как раз торможение.
- Разогнаться-то нетрудно, а вот сбросить скорость, чтобы грамотно войти в поворот и выйти из него, - уже другое дело. За несколько секунд и метров надо с 260 км/ч сбросить скорость до 70 км/ч. Перегрузки колоссальные, - рассказывает Дмитрий.
Мотогонку он сравнивает с затяжным забегом на высокую гору, поэтому райдер помимо владения техникой управления должен обладать ещё и хорошей физической подготовкой.
Образ жизни
Если на сибирском уровне Дмитрий выступает сам по себе, являясь одновременно и механиком, и пилотом, и менеджером, то на чемпионате России представляет команду Bike Expert Project. Она помогает таким же начинающим пилотам, как Апасов, берёт на себя хранение и транспортировку техники до трассы, занимается мелким ремонтом, тренеры что-то подсказывают по пилотированию, дают рекомендации.
- Без этой поддержки было бы тяжело. Скажем, после гонки в Москве мне надо что-то изменить в настройках мотоцикла. Жить неделю в столице, чтобы это решить, не могу. Команда как раз и занимается этим, - рассказывает Дмитрий.В Барнауле у Дмитрия есть мотоцикл класса «эндуро», но Апасов признаётся, что в последнее время всё реже на нём выезжает покататься.
- Просто так уже неинтересно. На городских улицах я не получаю и десяти процентов того удовольствия, которое испытываю на треке, - признаётся мотогонщик.
На подготовку и участие в одной гонке чемпионата страны уходит около 140 тысяч рублей. Зарабатывать гонками при этом сложно. Но бросать любимое занятие Апасов не намерен.
- Так или иначе, но все твои мысли связаны с мотоциклом. На гонках неповторимая атмосфера: вроде все незнакомы, но готовы помочь, подсказать, даже поделиться запчастями. И когда заканчивается сезон, наступает осень, становится немного грустно.
Ярослав МАХНАЧЁВ,
«Вечерний Барнаул», 18.09.2017