Свой в любом оркестре

Свой в любом оркестре Свой в любом оркестре

Георгий Лыков учил баянистов и балалаечников правильно брать спортивную ноту

В каждом деле есть люди, знающие его досконально и являющие собою пример для подражания. Бывший учитель физкультуры Алтайского культпросветучилища Георгий Григорьевич Лыков не только привил тягу к физической активности сотням своих подопечных, четверо его учеников связали свою жизнь со спортом, получив второе образование.

Увлечённый увлекает

- От преподавателя зависит очень многое, - говорит Георгий Григорьевич, - Ведь дети, как пластилин, - лепи что хочешь. К ним нужен подход, ласка, внимание, но и требовательность обязательна. Но главное - не оттолкнуть от себя. Мне с первым школьным учителем физкультуры повезло. Это он привил мне любовь к лыжам, научил правильной технике скольжения и умению трудиться на тренировках. Конечно, всё это было больше похоже на игру взрослого человека с детьми, но тем, возможно, Степан Иванович Кашлев и увлек нас.

Естественно, многое надо знать и уметь, чтобы элементарные вопросы не вводили в ступор. Чего греха таить, после институтов, бывает, приходят в школы и специалисты-незнайки. Но они рано или поздно отсеиваются, а остаются работать люди достойные, любящие своё дело. Большое влияние на меня оказал Василий Андреевич Демидов, благодаря которому я уже в девятом классе стал перворазрядником по лыжным гонкам. Мы, ученики, видели его увлеченность, заботу и отношение к делу. Поэтому и стремились показать себя с наилучшей стороны. Кстати, Демидов и его жена Капиталина были незаурядными лыжниками и выступали на всероссийском уровне.

- В школьные годы Капиталина Степановна была и моим учителем физкультуры.

- Мир тесен, а спортивный тем более. Видимо, и вы чему-то у неё научились, если полюбили спорт на всю жизнь.

Очень важными для меня были армейские годы, где спортивная закалка играет едва ли не определяющую роль. Для кого-то кросс или лыжные вылазки в составе роты на 15−20 км смерти подобны, а кто-то ждёт их с нетерпением, чтобы ещё раз самому утвердиться, показать свою силу и характер! А таких людей в армии всегда уважают. После армейской службы в Серпухове я чувствовал в себе огромные нерастраченные силы, так как служба не только закалила меня, но и дала понять - всё в моих руках, стоит только захотеть. Я пошёл по стопам моих учителей физкультуры. Со временем заочно окончил омский институт физической культуры и стал работать по специальности, которая нравилась. Труд преподавателя физкультуры - очень нужный и полезный. Прежде всего, он необходим для формирования характера ребят и их здоровья. Самое страшное - безразличие учителя к ребёнку: дескать, толку не будет и незачем на него время своё тратить. Никогда не поверю, что нельзя найти подхода к детям, что нельзя их увлечь.

Серёжа Гребёнкин поступил к нам в культпросветучилище на отделение народных инструментов по классу баяна после восьмого класса. Три года он занимался у меня лыжными гонками, участвовал в соревнованиях по зимнему многоборью ГТО, где увлекся стрельбой. Меньше 47−48 очков из пяти патронов не выбивал! Готовились мы всегда очень серьёзно не только на тренировках, были ещё уроки и по военной подготовке. В дальнейшем всё это пригодилось. Он великолепно стрелял из винтовки, а на третьем курсе выполнил первый взрослый разряд по лыжным гонкам. После окончания училища Сергей изъявил желание учиться в институте физической культуры в Омске, пойти по моим стопам, учить детей. Уже на втором курсе он занял четвёртое место по биатлону на дистанции 15 км в первенстве страны среди вузов. Тренером у него был омич Владимир Барнашов, который затем стал работать в национальной сборной по биатлону. Мне было очень приятно, когда Сергей звонил и благодарил меня за науку.

Ещё один мой ученик - Виктор Михеев, мастер спорта СССР по классической борьбе. Он начинал у меня в лыжных гонках, и за два года занятий выполнил норматив первого взрослого разряда. Никто не верит, что Михеев был сначала лыжником! Увлёк его этим видом спорта, когда он ещё учился на автослесаря, а я работал спартаковским спортинструктором в АТК пассажирских перевозок.

Комплекс силы

- Не секрет, что многие, в том числе и преподаватели других предметов, считают профессию преподавателя физкультуры легковесной, поверхностной.

- Без знаний ни в одной сфере жизни не обойтись. А в нашем деле ещё и без характера. Если такой учитель любит своё дело, ребят, то к нему идут всегда с охотой, и результаты работы видны всех: и ученика, и учителя. Спартакиады среди учебных заведений в мою пору проводились по шести видам - лёгкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, баскетбол, зимнее и летнее многоборье ГТО. Мы специально организовывали внеклассные занятия по этим дисциплинам. Ни директора, ни завучи студентов за руку не приводили. Это мы, преподаватели физкультуры, заинтересовывали юношей и девушек. Учили их правильной технике выполнения упражнений, а труд ребят на тренировках и командные успехи в спартакиадах приносили нам радость.

Выбор физически одарённой молодёжи в культпросветучилище был не велик. Тем не менее, мы формировали команды и сражались на равных со всеми. Более 100 призовых мест завоевали мои воспитанники на различных спартакиадах городского и краевого уровней среди средних специальных учебных заведений.

- Георгий Григорьевич, краеугольным камнем советской системы физического воспитания был комплекс норм ГТО (для тех, кто не знает, эта аббревиатура расшифровывается как «готов к труду и обороне», сдача норм являлась обязательной для всех учащихся). В чём была его сила?

- ГТО был программно-нормативной основой обучения физической культуре в школах, училищах, вузах. Комплекс помогал воспитывать разносторонне развитого физически человека, выявлять, к какому виду спорта он имеет наибольшую склонность. Кроме того, ГТО давал справедливую оценку общей физической подготовленности в любом возрасте. Благодаря государственному подходу учащиеся бесплатно вывозились на лыжные базы, стадионы, в бассейны, стрелковые тиры и так далее.

Сейчас можно видеть такие «уроки»: два теннисных стола или игра в волейбол, многие студенты без спортивной формы. О какой физической подготовленности можно говорить?

Я с благодарностью вспоминаю директоров нашего училища Леонида Савельевича Ртищева, Лидию Емельяновну Долотину, Владимира Денисовича Костенко и других. Они всегда стремились помочь мне в работе, всегда с пониманием относились к нашим занятиям и находили выход из любого положения. У нас, может быть, не было таких финансовых возможностей, как в других учебных заведениях, но самое необходимое было, а старый инвентарь мы старались содержать в порядке, и, бывало, на «деревяшках» выигрывали лыжные эстафеты, а уж в призёрах были почти всегда. Все удивлялись: «Где ты только набрал таких студентов?». А я их не набирал: они сами приходили в училище по призванию. Кто баянистом хотел быть, кто - балалаечником, на духовых инструментах играть. Девчонки, те шли на театральное или библиотечное отделения. А на уроках физкультуры я за всеми следил в оба глаза. Кто и как выполняет то или иное упражнение, и предлагал заниматься тем или иным видом спорта. Много было ребят из сельской местности, и со всеми я разговаривал, учил их. Не случайно четверо стали затем учителями физкультуры. Есть и очень известные люди, как Виктор Червяков, возглавляющий сейчас «Крылатую гвардию» - одно из движений «голубых беретов», а в свое время он занимался у меня лёгкой атлетикой.

- Кто для вас самого был спортивным примером?

- Учителем и кумиром для всех лыжников был 18-кратный чемпион края Валентин Лужнов. В краевую элиту также входили Владимир Воробьёв, Владимир Зеленин, Леонид Николаев, Сергей Мельников, Николай Сафронов и Виктор Стариков. Что касается лёгкой атлетики, то здесь многих можно вспомнить.

Горжусь своим достижением в беге на 400 и 800 метров: с 1958 по 1964 год не проиграл ни одному спартаковцу в крае. А если вспомнить выступления в велоспорте, то участвовал в зональных российских соревнованиях, в составе сборной края занял четвёртое место в командной гонке на 100 км, принимал участие и в общем старте на 150 км. Как вы понимаете, в таких дисциплинах случайностей не бывает: «если хилый - сразу в гроб». Главное - физическая подготовка и характер, без этого ничего не достичь. Подготовкой здорового и сильного поколения я и занимался всю жизнь, зачастую забывая про личное время.

- На пенсии вам не скучно?

- За последние два года удалось рядом с домом оборудовать дворовые спортивную и детскую площадки. Смотрю, как ребятишки занимаются, и понимаю, что участвую в важном государственном деле, оставаясь надежной боевой единицей.

Валерий ЛЯМКИН,

«Алтайский спорт», 8.09.2011.

Справка

Георгий Григорьевич ЛЫКОВ. Родился 20 августа 1936 года в селе Троицком Алтайского края. Разносторонний спортсмен. Входил в состав сборных команд края по лёгкой атлетике, велоспорту и лыжным гонкам. Неоднократный победитель и призёр краевых соревнований по этим видам спорта. Особенно сильно выступал в лёгкой атлетике на дистанциях 400 и 800 метров, в командных велогонках на 100 км и лыжных гонках. Более 10 лет был постоянным лидером сборных команд краевого ДСО «Спартак». Работал инструктором физической культуры и преподавателем физического воспитания в культурно-просветительном училище и колледже культуры Барнаула около 35 лет. Воспитал и подготовил сотни спортсменов-разрядников, десятки победителей городских и краевых соревнований среди средних и средних специальных учебных заведений. Награжден знаком Госкомспорта России «Отличник физической культуры и спорта», а также знаком «Ветеран спорта РСФСР» и медалью «Ветеран труда».