Иван Самсонов: Переход спортшкол из образования в спорт не вызовет потерь льгот педагогов
На коллегии краевого управления спорта и молодёжной политики заместитель директора Алтайского училища олимпийского резерва, инструктор-методист Федерального центра подготовки спортивного резерва Иван Самсонов обозначил основные этапы преобразования учреждений дополнительного образования в организации спортивной подготовки и затронул проблемные моменты этого процесса.
- В настоящее время в Алтайском крае рассматривается комплекс мер («Дорожная карта») по преобразованию государственных (муниципальных) ДЮСШ и СДЮШОР в организации нового типа - спортивной подготовки.
Основными направлениями реализации этого плана являются:
1. Нормативное правовое обеспечение (принятие законопроекта об аттестации специалистов в области ФКиС, подписание соглашения по проведению совместной работы по подготовке спортивного резерва
2. Совершенствование нормативно-подушевого финансирования подготовки спортивного резерва (принятие и совершенствование ведомственного перечня услуг (работ)
3. Совершенствование системы оплаты труда в части создания условий по оплате труда специалистов в области ФКиС.
4. Социальная защита работников отрасли (подготовлено региональное отраслевое соглашение между управлением спорта и молодёжной политики и краевым отделение профсоюза работников культуры на 2017−2019 годы).
5. Организационно-методическое обеспечение (планируется повысить уровень взаимодействия организаций независимо от их ведомственной подчиненности).
Однако в Алтайском крае существует ряд проблем, требующих продуманных и взвешенных решений. Например, в системе подготовки спортивного резерва отсутствует единоначалие в управлении, из 104 спортивных школ в ведомстве образования находятся 44 организации.
В настоящее время Министерство спорта России формирует собственную систему подготовки спортивного резерва, отличную от образовательной. Но понимая неоднородность условий (материально-технических, транспортных
На первом этапе организациям (особенно в сельских районных центрах) и их учредителям необходимо определиться с ведомственной принадлежностью. На наш взгляд, определяющим фактором должен быть критерий по наличию материально-технической базы, единоначалия в управлении спортивными сооружениями, наличие транспорта и др. Только в этом случаем может быть обеспечен эффект от проводимой модернизации.
В противном случае, спортивным школам, как организациям дополнительного образования, целесообразнее остаться в подведомственном управлении органов управления образованием. Они будут осуществлять реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности (художественной, естественно-научной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической) и разного уровня (ознакомительного, базового и углубленного).
С целью просвещения организаций, находящихся в системе образования, нами разработан соответствующий алгоритм по их переходу в ведомство физической культуры и спорта:
1. Выбор учредителя (это может быть администрация муниципального образования или орган местного самоуправления в области физической культуры и спорта), который обладает правами юридического лица;
2. Распорядительный акт главы администрации органа местного самоуправления;
3. Заполнение формы заявления Р 14001;
4. Редактирование устава спортивной школы (в части раздела об учредителе);
5. Утверждение формы заявления Р 14001 и устава организации нотариусом;
6. Направление документов в ФНС (устав и форма);
7. При утверждении документов необходимо в комитете по финансам внести изменения в перечень участников или не участников бюджетного процесса.
Многие специалисты при переходе в подведомственность органов управления физической культурой и спортом опасаются потери социальных льгот и гарантий педагогическим работникам. Это абсолютно неверно, так как перевод от одного учредителя (образование) к другому (физическая культура и спорт) не изменяет правового статуса педагогических работников, реализующих образовательные программы.
Одной из серьезнейших проблем сейчас является бесконтрольность подготовки спортивного резерва и ранняя специализация детей в негосударственных организациях, реализующих различные услуги в области физической культуры и спорта. Они находятся в определенном бесконтрольном вакууме. Де-юре реализуя физкультурно-спортивную услугу (по ОКВЭД), де-факто они осуществляют спортивную подготовку. Дети в таких организациях не учитываются в различных статистических наблюдениях, не проходят углубленных медицинских обследований и, соответственно, могут бесконтрольно форсировать спортивную подготовку.
Таким образом, в 2017 году нам необходимо решить следующие задачи:
1. Преобразовать краевые спортивные школы в организации спортивной подготовки и предложить это сделать городским округам и поселениям.
2. Проработать вопрос о единоначалии в управлении подготовкой спортивной резерва.
3. Разработать реестр организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, включающий государственные (муниципальные) и негосударственные организации.
4. Начать переход на нормативно-подушевое финансирование спортивной подготовки.