Новый подъём
Тяжёлая атлетика набирает вес в Алтайском крае
У этого олимпийского вида спорта в нашем регионе есть славная история и традиции. Штангист Трофим Ломакин, уроженец села Никольское Алтайского района, в 1952 году выиграл Олимпийские игры в Хельсинки и на церемонии закрытия стал знаменосцем сборной Советского Союза. К этому моменту чемпион жил уже в Ленинграде, но сразу после Олимпиады Ломакин приезжал на малую родину, где проводил встречи и давал мастер-классы. Непосредственно на Алтае тяжёлая атлетика переживала большой подъём в 1980-е годы, но постепенно всё захирело и позакрывалось. Сейчас благодаря энтузиастам штанга выходит из небытия: в залы активно идёт молодёжь, с ней занимаются квалифицированные тренеры.
Роль личности
«Движуха» в алтайской тяжёлой атлетике началась в 2015 году, когда в этот вид спорта решил вернуться мастер спорта международного класса Михаил Шуваев - человек незаурядной судьбы и характера. В своё время он представлял юниорскую сборную СССР на первенствах мира и Европы, а в 1992 году выиграл чемпионат СНГ и по спортивному принципу должен был поехать в Барселону на Олимпийские игры, но от команды его отцепили. Между тем результат Шуваева, выступавшего в весовой категории до 60 кг, позволил бы ему на Олимпиаде занять второе место: 137 кг - рывок, 165 кг - толчок.
После этого молодой спортсмен принял решение завершить карьеру. В 22 года.
- Пока был Советский Союз, тяжёлая атлетика держалась на хорошем уровне. А когда финансирования не стало, система рухнула. Я ушёл из спорта и начал жизнь сначала, - рассказывает Михаил Шуваев.
До 30 лет он прожил в Ашхабаде, где и родился. А в 2000 году переехал на историческую родину родителей - в Алтайский край. Здесь у него оставались родственники. В Барнауле Михаил обустроился, обжился, встал на ноги, а спустя годы решил вернуться в тяжёлую атлетику - уже как тренер и организатор.
Шуваев стал тем самым моторчиком, который привёл в движение всю систему, столкнув её с мёртвой точки. Нельзя сказать, что до него в алтайской штанге была выжженная земля, но и сколько-нибудь заметного поступательного развития не наблюдалось. Долгое время на соревнованиях за пределами края выступал лишь один тяжелоатлет - Артём Баталин, на одном из чемпионатов Сибири он стал бронзовым призёром и выполнил норматив мастера спорта. Этим все успехи за два десятилетия и ограничивались. Однако только за последний год алтайские штангисты - причём не только юноши, но и девушки - под руководством Михаила Шуваева выезжали на различные турниры в соседние регионы, а на чемпионате Сибири в Красноярске компанию Баталину составили Валерия Лобанова и Лилия Белис. При этом Баталин и Лобанова остановились в шаге от пьедестала почёта.
Начал Шуваев с того, что заручился поддержкой руководителя краевой федерации тяжёлой атлетики Андрея Аюпова и штангистов-ветеранов. Провели общую встречу, решили собрать все силы в кулак и взялись за дело. «Не было ничего: ни помещения, ни инвентаря», - вспоминает Михаил Вячеславович. С директором барнаульской школы № 38 договорились о безвозмездной аренде спортивного зала, тренерскую ставку выделила ДЮСШ № 5, строительная компания «СОЮЗ» сделала помост, другие неравнодушные предприниматели помогли приобрести штангу с полным тренировочным комплектом, администрация города выделила грант в размере 50 тысяч рублей, на него приобрели женский и три мужских грифа. Вот так - с миру по нитке - постепенно наращивается материально-техническая база, этот процесс продолжается.
Параллельно энтузиасты ходили по школам, искали ребят, приглашали на тренировки. Кто-то из ветеранов-штангистов привлёк к занятиям своих родственников, а двоих парней - Глеба Шипулина и Сергея Милевского - привели отцы, которые целенаправленно хотели отдать сыновей в тяжёлую атлетику и искали такую секцию. Как ни странно, записалось много девочек.
- Я сейчас занимаюсь кроссфитом и тяжёлой атлетикой, тренируюсь по два раза в день. В штанге меня привлекает радостное чувство преодоления себя: постепенно ты берёшь веса, о которых даже не думала, - говорит Валерия Лобанова. — Между собой мы хорошо общаемся, и могу сказать, что все без исключения девушки нацелены на результат. Никто не поднимает штангу просто так, для себя. На чемпионате Сибири я выполнила первый разряд, мои результаты - 62 кг в рывке, 78 кг - в толчке.
По словам Михаила Шуваева, набор в секцию тяжёлой атлетики открыт, и в первую очередь там ждут детей от 8 до 12 лет. «Кто занимается с этого возраста, тем в дальнейшем легче достигать результатов, - объясняет тренер. — Но бывают и исключения, например, год назад у меня начал заниматься Константин Скрипников, сейчас ему 18 лет, и он уже подбирается к выполнению норматива кандидата в мастера спорта. Мы рады всем новичкам. Со временем всё равно происходит отсев, и остаются только те, кто действительно загорелся».Русские были одними из основоположников этого вида спорта, напоминает Шуваев. В 1885 году доктор Краевский основал в Санкт-Петербурге первый «кружок атлетики», девизом которого были такие слова: «Занятия с отягощениями есть средство от всех болезней, развитие красивого и гармоничного тела».
- Элементы атлетики - приседания, жим, наклоны - представлены практически во всех других видах спорта, - отмечает Михаил Шуваев. — Это укрепление опорно-двигательного аппарата. Человек, который занимается штангой, развивается симметрично, равномерно. Нет перекосов, когда одна часть или сторона развита лучше, как, например, плечи у пловцов, одна рука - у теннисистов или фехтовальщиков. Кроме того, это не просто силовой вид спорта, но и скоростной, техничный, сложнокоординационный. В нём требуются сила, мужество, упорство, характер. Тренировки через боль закрепляют внутренний стержень.
Есть традиции!
Тяжёлая атлетика заметно прибавляет в массовости. Это показал чемпионат Алтайского края, который 23 октября прошёл в манеже АлтГТУ. Его участниками стали около 20 мужчин и 10 женщин. Кроме того, в рамках соревнований было проведено открытое первенство ДЮСШ-5, в котором выступили 9 ребят.
- Раньше мы и десяток человек с трудом набирали на соревнования, чемпионат города по составу участников мало чем отличался от чемпионата края. А в этом году к нам приехали бийчане, - отмечает Артём Баталин, ведущий штангист в нашем регионе.
Из наукограда трёх спортсменов на турнир привёз известный тренер по пауэрлифтингу Александр Смирнов. В молодости, во время учёбы Барнаульском пединституте, он активно занимался тяжёлой атлетикой, тренировался у Кайгородова, потом - у Равковского и Киселёва. Его рекорды на краевом уровне до сих пор никто не превзошёл: в весовой категории до 90 кг Смирнов поднимал в рывке 155 кг, в толчке - 195 кг.
- В институте я стал кандидатом в мастера спорта, а мастерский норматив выполнил в лётном училище, когда был в армии, - рассказывает Александр Смирнов. — Потом ввели возрастной ценз: кто к 23 годам не выполнил норматив международника, тех отсеивали. А я как раз в 23 года только начал поднимать штангу на таком уровне. Когда ввели этот возрастной ценз, многие побросали тяжёлую атлетику, мне тоже пришлось завязать. Конец 1980-х - начало упадка нашего вида спорта не только в крае, но и вообще в стране.
А до этого, вспоминает Александр Смирнов, штанга была на большом подъёме. Даже на чемпионатах Алтайского края в каждой категории выступало несколько мастеров спорта!
- Помню, ездил в Волгоград на спартакиаду народов РСФСР. Туда вызывали только мастеров, и норматив в моей категории был очень высоким - от 340 кг. Не то что победители и призёры, но и другие участники этих соревнований вполне могли бы претендовать на медали чемпионата мира, - отмечает Александр Иванович.
Многие годы Смирнов готовил спортсменов для паурлифтинга, но, узнав про позитивные изменения в тяжёлой атлетике, решил посвятить себя и ей. Он не отрицает, что в этом есть корыстный мотив - к олимпийским видам спорта совсем иное отношение, они лучше финансируются, - но всё же решающую роль сыграло не это, а ностальгические чувства.
- Теперь я даю пауэрлитфинг и тяжёлую атлетику, - говорит бийский тренер. — В принципе, их можно даже совмещать, если заниматься классическим пауэрлифтингом, то есть без экипировки. И можно конкурировать на уровне чемпионата России. Но всё же лучше выбрать что-то одно, тогда и результаты будут выше. Поэтому на тяжёлую атлетику веду отдельный набор, некоторые мои воспитанники уже полностью переключились на штангу. С лета занимаюсь и со своими детьми: сыну семь, дочке - девять. Даю им больше ОФП, но, думаю, скоро начнут поднимать тяжести.
Президент федерации тяжёлой атлетики Алтайского края Андрей Аюпов не скрывает радости от того, что наконец-то начал развиваться детский спорт: заработали секции в Барнауле и Бийске.
- Мы работаем только на энтузиазме, в августе этого года наша федерация успешно прошла аккредитацию в Минспорта России, - отмечает Андрей Аюпов. — Мы продолжим укреплять материальную базу, постараемся как можно чаще вывозить спортсменов на всероссийские соревнования, а в будущем хотели бы сами провести какой-нибудь масштабный турнир. Но пока у нас для этого нет условий.
Стоит отметить, что тяжёлая атлетика действительно служит базой для других видов спорта, поэтому у алтайских штангистов много друзей, которые всегда готовы придти на помощь. Среди них можно выделить Дмитрия Белоусова - главного тренера и учредителя зала многофункциональной подготовки «Traster». Он развивает такое популярное направление, как кроссфит - систему интенсивного тренинга, которая включает в себя элементы тяжёлой и лёгкой атлетики, классической гимнастики, фитнеса. Белоусов для проведения соревнований по тяжёлой атлетике не только регулярно предоставляет оборудование, но и приводит своих спортсменов. Например, на чемпионат края пришли шестеро кроссфитовцев, и все они показали очень достойные результаты, Игорь Зуев и Полина Коледаева выполнили норматив кандидата в мастера спорта.
Сам Белоусов - выходец из тяжёлой атлетики, кандидат в мастера спорта. Но в определённый момент решил выйти за рамки этого вида спорта.- Штангой я занимался шесть лет, потом увлёкся кроссфитом, и вот уже 2,5 года развиваю его у нас в крае. Не люблю однообразие, а любой олимпийский вид спорта предполагает совершенствование в конкретной позиции, в тяжёлой атлетике это скоростно-силовая работа. Я от этого уставал, - признаётся Дмитрий Белоусов. — Как штангисту поначалу мне было тяжело в кроссфите: турник, ходьба на руках - это было что-то нереальное для меня. Но потихонечку всё освоил. С тяжелоатлетами продолжаю дружить, и как выходцу из этой среды мне очень приятно, что этот вид спорта получил мощный импульс для развития.
Виталий УЛАНОВ,
«Алтайский спорт», 2.11.2016