День медицинского работника. Главная по коленям: как спортивный врач заведует здоровьем трёх десятков мужчин в Барнауле
Быть спортивным врачом в профессиональной команде непросто. Еще сложнее, когда команда мужская, а врач — девушка. Но Анна Кочеткова с этой работой справляется прекрасно, уже больше двух сезонов она работает в ФК «Динамо-Барнаул».
Широкий профиль
В поликлиниках рабочий день врача начинается с приема пациентов или обслуживания вызовов, в стационарах — с обходов больных. А Анна Кочеткова начинает рабочий день с подготовки к тренировке.
— Приезжаю часа за полтора до начала, готовлю необходимые материалы, питье, изотонические растворы. Потом приезжают игроки, кого-то надо затейпировать, кого-то проконсультировать. Во время тренировки слежу, чтобы всё было нормально, чтобы футболисты соблюдали питьевой режим, — рассказывает Анна. — После тренировки необходимо проконтролировать состояние игроков, дать необходимые рекомендации. А вообще я с ними на связи 24 часа в сутки. Было однажды, после тренировки звонит наш вратарь Илья Бычков и говорит, что температура 38°. И надо понять, или это перегрев, или простуда, или что-то ещё.
Ещё на Анне — контроль питания, в том числе на выезде, куда она берет с собой сумку весом 23 кг со всем необходимым — препараты, мази, ленты для тейпирования и так далее.
Многие думают, что врач, работающий в спортивной команде, — прежде всего хирург. С чем ведь ему приходится сталкиваться? Растяжения, повреждения связок, переломы. На деле же спортивный врач должен уметь всё и разбираться во всём.
— Профиль у нас широкий — надо знать не только травматологию и хирургию, но и кардиологию, и неврологию, быть реабилитологом, психологом. Это тоже важно, ведь надо понимать, откуда берется травма. Проблемы могут быть связаны с психосоматикой, перегрузом в учебе, семейными неурядицами. Так что надо уметь понимать футболиста, — объясняет врач «Динамо».
От отрицания до принятия
В футбольный клуб Анна Кочеткова пришла осенью 2022 года, а до этого десять лет работала во врачебно-физкультурном диспансере. Еще в девятом классе она хотела быть дизайнером, а уже через год потянуло в медицину. В семье медиков до этого не было: папа — физик, мама — биолог. Сама она сначала хотела стать пластическим хирургом, потом просто хирургом, под конец обучения думала о дерматологии с дальнейшим уходом в косметологию. Но получилось так, что попала в педиатрию. А потом, пройдя специализацию по спортивной медицине, начала работать во врачебно-физкультурном диспансере.
— Я отвечала за многие виды спорта, в основном неконтактные, и различные единоборства, но в первую очередь плавание, — рассказывает Анна Кочеткова. — Была врачом волейбольной команды «Алтай», много работала в хоккее. Когда начался коронавирус, медики были востребованы на местах, и соперники ХК «Динамо-Алтай» часто приезжали без своего врача, я замещала его на матчах в Барнауле. Так я начала свое знакомство с профессиональным спортом.
Собственно, благодаря хоккейным знакомствам Анна и оказалась в футболе — когда клуб искал врача, прежнему администратору Анатолию Панченко ее кандидатуру посоветовал директор ХК «Динамо-Алтай» Руслан Чайкин. Анна решила попробовать.
— Во-первых, это для меня новый опыт. Во-вторых, мне нравится быть в движении, с командой я езжу по стране, интересно посмотреть другие города, клубы, их работу, — поясняет Анна.
При этом она стала первой девушкой-врачом в клубе. Анна не скрывает, что поначалу футболисты всерьез ее появление не восприняли. Поначалу не доверяли, а потом, поняв, что специалист она серьезный, приняли. Конечно, пришлось футболистам преодолевать и момент стеснения — всё-таки мужской коллектив, а тут девушка.
— Разные же ситуации случаются, например, была у одного из наших футболистов паховая грыжа. Заболевание требовало операции, мне было нужно контролировать футболиста на всех этапах оперативного лечения. Я объясняла, что в первую очередь я врач, а врач — человек бесполый. А сейчас уже шучу, что они меня видят чаще, чем своих жен и девушек, какие стеснения, — улыбается Анна.
Ну, а футболисты, приняв её в свой коллектив, помогают донести все необходимое до поля, поздравляют с праздниками, дарят цветы и шоколадки.
Вернуть в строй
Как отмечает Анна, чаще всего у футболистов страдают колени. У тех, кто давно играет, здоровых коленей нет вообще. Как говорится, если не беспокоят, значит, их просто не обследовали. Колено ещё и устроено сложно — мениски, крестообразные связки, в общем, есть что повреждать. На втором месте по частоте травмируемых участков тела — голеностопы, на третьем — спина.
По тому, что произошло на поле, Анна, ещё не подбежав к упавшему футболисту, может предположить, что её ждет.
— Важно, как именно получено повреждение, как игроки столкнулись, как человек упал, — рассказывает врач. — Если футболист получает повреждение, после игры я ещё несколько раз пересматриваю этот момент, чтобы понять, как получена травма, в каком положении была нога. Часто это позволяет понять, отправлять человека на УЗИ или сразу на МРТ.
В ходе предыдущего матча повреждение получил защитник Александр Михайлов. И именно у него была самая тяжёлая травма, с которой Анне пришлось столкнуться за годы работы в «Динамо», — он порвал «кресты» в кубковом матче против «Темпа» прошлым летом, вернулся в строй только в начале 2024 года. Футболисту делали операцию. Конечно, оперирует игроков Анна не сама, это делают в больницах, как и другие манипуляции, которые необходимо выполнять в условиях стационара. Но все происходит под строгим контролем клубного врача и с согласования с ним, потому что именно её непосредственная задача — сделать так, чтобы футболист как можно быстрее вернулся в строй.
— В клубе нет проблем с медобеспечением: с препаратами, необходимыми обследованиями. За этим руководство тщательно следит, всё обеспечивает, — говорит Анна.
Футболистам, находящимся на длительном лечении, оформляют больничный в соответствии с законодательством РФ. А в таких ситуациях, как с Михайловым, «Динамо» еще приходится объяснять контролирующим органам, при каких обстоятельствах футболист получил травму — по факту она является производственной, но вины клуба в этом нет.
Быть в тонусе
В основном составе «Динамо» без малого 30 футболистов. Все со своим характером и особенностями организма. Есть мнительные, есть терпеливые, есть железные, а есть подверженные травмам. Защитник Антон Петухов пережил уже пять операций на колене.
— У него астенический тип телосложения — худой, высокий, надо работать над укреплением сустава, связок, мышц бедра и голеностопа. При этом еще он не жалеет себя, идет в подкаты. Порой бывает страшно за него. Успокаиваюсь, когда встает, показывает, что всё нормально, — объясняет Анна.
А порой травмы бывают там, где не ждешь. Например, еще до появления Анны в клубе бывший голкипер Богдан Карюкин врезался головой в штангу ворот — ну как такое предскажешь? А не так давно на тренировке на мокром поле игрок пытался остановить мяч, нога соскользнула с него, в результате — травма колена, воспалился мениск. Тоже непредсказуемо. Всё это заставляет врача быть в тонусе, постоянно учиться.
За годы работы в «Динамо» Анна Кочеткова полюбила футбол. Честно говорит, что до этого его не смотрела и не понимала, а сейчас нашла для себя в нем интерес.
Кстати, ей как врачу надо не только каждые пять лет подтверждать квалификацию в Минздраве, но и перед каждым сезоном — в РФС. Если клубный медик не пройдет обучение по определенным курсам, команда не пройдет лицензирование.
Ярослав Махначёв, «Вечерний Барнаул».