К 100-летию ВДФСО «Динамо». Анатолий Панченко. Часть 1
Середина 80-х. То время вспоминаю с удовольствием. Юношеский футбол в Барнауле на пике своего развития. Что ни выпуск из футбольной школы «Динамо», то обязательно в команду мастеров приходит юный талант, а то и несколько сразу! Причем в команде они вовсе не теряются, а наоборот, усиливают ее, делают еще более своеобразной, добавляют ей лоска. Многие из тех юнцов потом становятся звездами, сразу же проявив себя во всесоюзных или российских юношеских турнирах: Евгений Смертин и Василий Ощепков, Валерий Минько и Евгений Кашенцев, Алексей Евглевский и Николай Кашенцев, Сергей Кормильцев и Алексей Смертин…
А есть и те, кто в большой футбол попали не сразу, пройдя и преодолев все преграды, но свое футбольное имя все-таки заслужили хорошей игрой. Поэтому болельщики до сих пор вспоминают их с большой теплотой.
Прежде всего, воспитанников алтайского футбола, которые шли к своему олимпу действительно трудно, в лихие девяностые. Среди них - Сергей Агеев, Станислав Чаплыгин, Евгений Савин, Александр Суровцев, Владимир Демченко, Анатолий Панченко. Большинство из них, отслужив в армии и вернувшись в Барнаул, остались преданы футболу и сумели в нем по-настоящему состояться. Думаю, что наш разговор с одним из самых популярных футболистов барнаульского «Динамо» 90-х годов, Анатолием Панченко, будет интересен всем.
Мастерство приходит со школьной скамьи
- Анатолий Анатольевич, прошло уже больше 40 лет, но своих первых кумиров, уверен, помните?
- Время было выдающееся, а советский футбол велик и могуч. Нападающие Олег Блохин и Игорь Беланов, с разницей примерно в десять лет, завоевывали звания лучших футболистов Европы! Поднимали над головой «Золотой мяч»! Выигрывали еврокубки и играли на равных с сильнейшими командами Англии, Германии, Италии, Испании, Франции, Голландии, и даже обыгрывали их. Конечно, я хотел быть нападающим и забивать голы, как мои старшие родные братья, тоже динамовцы, Евгений и Иван, а также двоюродный брат Петр Антонов. Моими кумирами, естественно, были тоже нападающие - киевский динамовец Олег Блохин и барнаульский - Валерий Белозерский, которые очень часто забивали, их имена были у всех на слуху.
- А первые ваши тренеры?
- Помню даже наставников моих тренеров - Василия Сергеевича Фомичева, Станислава Францевича Каминского и Анатолия Николаевича Секриера. Под руководством Каминского удалось даже поиграть. А начинал я заниматься футболом на «Динамо» в семилетнем возрасте у тренера Геннадия Васильевича Гришко, который только приехал в Барнаул из бийского «Прогресса», выиграв с ним медали юношеского первенства СССР…
- Серебряные, обыграв юношей тбилисского «Динамо» - 1:0. Бийчане тогда проиграли только киевскому «Динамо» - 0:3. Гришко с подачи Владимира Григорьевича Маркина сразу пригласили в Барнаул, работать тренером «Динамо» вместо Владимира Васильевича Жучкова, которому исполнилось 60 лет, и он ушел на пенсию. Это сейчас с мальчишками в «Динамо» работает целый тренерский корпус, а тогда их было всего четверо, и у каждого - по два возраста. Геннадий Гришко окончил в Алма-Ате институт физкультуры, и его пригласили работать на перспективу, ждали от него действительно многого.
- Тренер был методически очень грамотный, самобытный и работал с душой. Но у него я мало был, с полгода, наверное. А затем попал в новую группу ребят 1967−1968 годов рождения, которую набирал Владимир Григорьевич Маркин.
Тренер, опережавший время
- Это был человек, фанатично преданный футболу, очень творчески и неординарно подходивший к своему делу. Он в буквальном смысле жил футболом и не представлял себя без него. Нам, еще совсем маленьким детям, зачитывал перед тренировками главы из книг о футболе, давал их читать на дом. Хорошо помню, как мне досталась из его рук книга Игоря Фесуненко «Пеле, Гарринча, футбол». Я ее всю прочитал и вернул, а взамен тренер мне дал книгу этого же автора - «Чаша Мараканы». Таким образом, он пытался приобщить нас к игре, чтобы мы знали о самых выдающихся игроках и стремились быть похожими на них, уже тогда ставили бы себе цель.
- Помню вашу детскую команду «Динамо» в 1978 году на краевых финальных соревнованиях «Кожаный мяч» по младшей группе в селе Смоленское, где она играла вне зачета с командами на год-два младше всех участников соревнований и, кстати, у всех выиграла. Маркин запомнился тогда недюжинными организаторскими способностями. Кроме того, что он проводил со своей командой полноценное утреннее занятие с маленькими мячами, скакалками и эстафетами перед каждой очередной игрой, он еще находил время, чтобы побеседовать с нами, молодыми тренерами, что-то посоветовать перед каждым следующим матчем. Обращал внимание на наши тренерские ошибки. Организовал даже товарищескую встречу между местной сельской командой и сборной тренеров всех команд, чтобы все ребята могли посмотреть, как играют в футбол их наставники. И сам стал нашим играющим тренером. На тот момент ему еще не исполнилось и 38 лет…
- Владимир Григорьевич проводил с командой весь световой день. Только он знал, как договорился с крайкомом комсомола о нашем участии в этих соревнованиях. Еще на первом их этапе, в районах города, даже маленьким игрокам группы подготовки при команде мастеров «Динамо» было категорически запрещено участвовать в соревнованиях «Кожаный мяч». Поэтому для нас тот краевой турнир был своеобразными тренировочными сборами. У нас каждый день, кроме матча, были утренняя и вечерняя тренировки. Разборы матчей, беседы о футболе, тренер слушал мнения игроков, которым в то время было всего-то 9−10 лет. Он очень хотел вырастить из нас гармонично развитых спортсменов. Поэтому мы не только бегали и прыгали со скакалками, играли разными по величине мячами, но и занимались плаванием и гимнастикой. Зимой же становились на коньки и играли в хоккей с шайбой с такими известными детскими хоккейными командами ровесников, как «Атлант», «Титан», СКИФ, «Сатурн», «Мотор» и даже новосибирской «Сибирью», которую мы обыграли во Дворце спорта.
- Очень хорошо помню ту игру и решающую победную шайбу (8:7), которую забросил, кстати, мой воспитанник Коля Сабанцев, которого очень звал заниматься хоккеем тренер «Атланта» Леонид Леонидович Миневич. Коля после сольного прохода обыграл вратаря «Сибири» и в падении забросил шайбу в ворота «под табло». Его Маркин увидел еще в «Сатурне», на Трактовой. И заманил в «Динамо», сразу выдав всю форму. Григорьич объездил в городе все «медвежьи углы». Он не сидел во время сентябрьского набора только на стадионе, а ходил весь год по школам, организовывал в них матчи между классами и безошибочно отбирал для своей будущей команды приглянувшихся ребят. Зимой он не только тренировал детей в хоккей с шайбой, но и в хоккей с мячом. Он и сам в свое время играл в шайбу в армейской команде Новосибирска во второй группе класса «А», а в заводской «Сибсельмаша» - в хоккей с мячом. Не все, наверно, из вас понимали - для чего он это делает?
- Лукавить не буду, в то время я даже над этим и не задумывался, но все это большое разнообразие тренировочного процесса мне очень нравилось и в дальнейшем очень пригодилось: никто из нас в большом футболе не имел серьезных травм. В детстве в нашей команде были свои «звезды». Так в хоккее, кроме Сабанцева, отлично смотрелись Сергей Маркин и Саша Юшкевич. На фоне остальных они были все Харламовыми. Владимир Григорьевич в тренировочной работе был очень дотошным: он добивался от нас автоматичности действий в игре в «стенку», и если что-то не получалось сразу, то через повторения упражнений мы все равно приходили к нужному результату. Очень поощрял работу над финтами, и к десятилетнему возрасту мое техническое оснащение уже приобрело какие-то зримые контуры. Например, в движении я мог перебросить мяч через голову и делать еще какие-то интересные трюки. Но, чтобы все это получалось, а затем и эффективно применялось, нужна была тренерская воля. А в этом плане у Маркина никаких ограничений не было. Поэтому наша команда играла в футбол в свое удовольствие и очень быстро прогрессировала, добиваясь высоких результатов.
- Был даже некоторый перебор сильных исполнителей, и тренер решил эту задачу по-своему, собрав после начальной школы ребят 1968 года рождения в один класс в 86-й школе. Все ребята были под тренерской рукой в одном спецклассе, под который был выстроен учебно-тренировочный процесс. С утра первые два учебных часа в школе были заменены на тренировочные, а вторая тренировка была уже после школьных занятий. Фактически команда имела в то время полноценные два состава.
- Все свои новаторские идеи он претворял в жизнь и фактически опережал время. Поэтому, когда Владимира Григорьевича не стало, и вместо него появился уже другой тренер - Александр Тимофеевич Захряпин, приоритеты и требования в игре и на тренировках совершенно поменялись. Он гораздо больше времени на тренировках уделял физической подготовке, морально-волевым и бойцовским качествам. Готовил команду к условиям, приближенным к командам мастеров.
- И некоторые ваши трюки оказались совсем не нужны…
- Точнее сказать - я быстро забыл, как все это делается. Поменялась игра, акценты сместились уже на других исполнителей. Да и наш возраст (1969 года рождения) тренировали разные специалисты. Какое-то время Юрий Васильевич Ефимов. Это был в свое время классный центральный защитник «Динамо» и очень интересный творческий тренер, со своим пониманием футбола. Затем вместо него какое-то время нас тренировал Александр Иванович Городов. Этот период интересен был тем, как из подросткового возраста мы переходили в юношеский футбол и стали одерживать первые победы на российском уровне. Запомнились, конечно, соревнования «Кожаный мяч», в которых мне довелось участвовать в 1984 году в барнаульском «Орленке» уже под вашим руководством.
- Откровенно говоря, это были мои последние соревнования «Кожаного мяча» и я уже изначально был к этому готов. Из года в год, соблюдая регламент соревнований, мои команды играли своими составами, но каждый раз мои «Сатурн», «Зарница», а затем и «Орленок» проигрывали решающие матчи в краевых финалах командам спортшкол Рубцовска и Бийска, под детскими названиями - «Мир» и «Орленок» или «Вымпел» и «Гренада». Лишь однажды «Зарница» все-таки стала чемпионом края, но в Новосибирске опять столкнулась с командами групп подготовки при командах мастеров других краев и областей, и даже автономных республик. Поэтому из ложного патриотизма молодому и амбициозному тренеру тоже хотелось выиграть для Барнаула что-то и на российском уровне, взяв в команду несколько динамовцев из других школ.
- Да, конечно, наши соперники на тех соревнованиях в Любино (Омской области) были явно не уличными командами, и все победы давались с большими потугами. Но, в то же время, это вселяло в нас определенный оптимизм. Мы становились сплоченным коллективом от игры к игре, появилась большая игровая практика с хорошими командами, уверенность в своих силах. Именно в том турнире Вадиму Бриткину и Василию Ощепкову были окончательно и очень удачно определены их игровые амплуа, и в обороне «Орленка» их ось сыграла заглавную роль. Неслучайно ведь после той победы в российских соревнованиях «Кожаного мяча» мы в Барнаул вернулись как на крыльях, и вскоре уже за «Динамо» одержали много громких побед на юношеском первенстве республики под Ростовом, в поселке Донском, где заняли второе место вслед за хозяевами и попали на финал в Грозный. Тренером у нас тогда был Александр Городов.
Кто нас выводит в мастера
- Помнится, уже на следующий год в главную команду «Динамо» взяли Евгения Смертина, которому исполнилось лишь 16 лет. Через год - Сергея Малетина, Сергея Маркина и Юрия Жмаева, и лишь потом только Василия Ощепкова, Вадима Бриткина, Алексея Ковалевского и Анатолия Панченко. И то последние двое играли только в кубковых матчах. С чем это связано?
- В то время командой мастеров руководил Василий Фомичев, и он обратил внимание на Евгения Смертина, который играл в юношеской команде в линии атаки фланговым нападающим. Тогда во всех командах мастеров второй лиги было 18 штатных ставок игроков. Игроки «Динамо» нами воспринимались «космонавтами», и попасть в число этих счастливчиков было мечтой каждого молодого футболиста. Первым из нас туда попал Женя Смертин, опередив даже молодых ребят на год старше. Затем взяли уже их, когда команду через год возглавил Станислав Каминский. Обновление, считаю, шло безболезненно и постепенно. Но взять всех сразу, пусть даже и очень талантливых, особой нужды у Каминского не было. На ключевых позициях играли более опытные и классные исполнители: Михаил Путинцев, Александр Дорофеев, Вячеслав Апасов, Сергей Квасов, Александр Богатырев, Олег Калашников, Юрий Тарнавский, Анатолий Фадейкин, Игорь Сартаков, Александр Михель, Владислав Яркин, Игорь Тихомиров, Виктор Рыбаков, Александр Майер…
- В то время существовал возрастной ценз, когда в домашних матчах должен был играть обязательно один игрок не старше 18 лет. В 1985 году - ребята 1967−1968 годов рождения (играли Стас Чаплыгин - 19 матчей, Юра Жмаев - 10, Женя Смертин - 9 и по 2−3 матча - Сергей Малетин, Петя Антонов, Сергей Маркин), а в 1986 году - должны были играть уже ребята 1968−1969 годов рождения…
- Одна вакансия, чтобы играть в поле! Естественно, что и замена могла быть только на ровесника. Поэтому при таких сложных обстоятельствах на поле должен был выходить абсолютно уверенный в своей подготовленности молодой игрок. Здесь кроме таланта нужно было иметь абсолютное здоровье и недюжинные амбиции, уверенность в своих силах. Проще говоря, нужно было пахать на тренировках, терпеть и ждать своего часа. Не у всех это получилось. Но все-таки я с благодарностью вспоминаю всех тренеров, кто нас готовил в мастера и то время. После Городова в сборной школьников края это был Захряпин, который много со мной работал и верил в мое светлое будущее, а на выпуске уже - Ефимов.
- Помнится, как Юрий Васильевич сам выходил на поле в составе вашей юношеской команды в играх чемпионата города среди взрослых команд, и буквально в этих игровых условиях своей игрой и подсказом вселял в своих воспитанников уверенность. Как говорится, словом и делом.
- Для нас было неожиданностью, что он много времени уделял розыгрышу стандартных положений, которые мы усердно наигрывали, отшлифовывали их на тренировках по многу раз, а затем эффективно применяли в играх. Для нас это было наглядным примером, как количество переходило в качество. Поэтому и не случайно мы выиграли в Барнауле у всех российских юношеских динамовских команд с явным преимуществом. Ефимов для нас был хорошим тренером-мотиватором, всегда уверенным в победе своей команды. Это очень хорошее качество наставника, который знает, как достигнуть победы в ходе матча, а тем более в турнире. Но в финальном турнире ЦС «Динамо» нам сыграть не довелось.
- В те годы финальный турнир ЦС «Динамо» среди юношеских команд проводился совсем по другому регламенту. В нем участвовали команды юношей при командах мастеров высшей и первой лиг. Вот поэтому, в 1986 году, сначала провели в апреле этот турнир в Аджарии среди динамовских команд Москвы, Киева, Тбилиси, Минска, Батуми и Ставрополя, а затем в июле - первенство Россовета в Барнауле. Победитель никуда не выходил. Но ваши победы над командами Ставрополя (3:0), Махачкалы (4:1), Кирова (6:0), Вологды (3:1) и Брянска (5:0), конечно же, запомнились. Больше всех тогда забил мячей Евгений Смертин (6), который стал не только лучшим бомбардиром турнира, но и лучшим полузащитником. Вы отметились двумя голами в ворота Махачкалы и одним - в ворота Брянска. Фактически тот турнир стал выпускным для всех вас из динамовской футбольной школы.
- Да, нас сразу же нескольких человек стали привлекать к тренировкам команды мастеров и матчам «Динамо» на Кубок РСФСР. В дебютной своей игре (24 июля) я вышел на поле в начале второго тайма в Новокузнецке против местного «Металлурга». И после передачи с левого фланга на угол штрафной, первым же касанием, я на эмоциях удачно приложился по мячу с левой ноги и он со свистом залетел в дальний верхний угол ворот! Правда, счет к тому времени был уже - 0:3 не в нашу пользу. Так что мой гол не повлиял на общий исход матча, но и как все первое в жизни, запомнился. Еще одну кубковую игру я провел в августе, в Рубцовске, и на этом мои выступления в команде мастеров «Динамо» на тот период времени закончились. В «Динамо» нужно было 2−3 молодых игрока. Выбор Каминского был трудным, так как действительно конкуренция среди молодежи впечатляла, и он оставил в команде Евгения Смертина, Василия Ощепков и Вадима Бриткина. Остальные разъехались по другим командам или ушли, как и я, в армию. Кое-кто с футболом вообще на серьезном уровне закончил.
- А почему? Можно было играть в крепких командах коллективов физкультуры…
- Во второй половине 80-х уже ощущались некоторые перемены во всех сферах жизни, наступала эра перестройки, когда закрывались целые спортивные общества и хорошие команды при заводах, где были устроены футболисты. Да и нельзя сравнивать возможности разного времени и эпох. Футбол того времени по своему уровню во всех лигах был классным. Во всяком случае, в Барнауле и массовый футбол был высокого уровня. Но если не попал в команду мастеров, то дальше в жизни все равно нужно было определяться, искать себя в ней.
Продолжение следует.
Валерий Лямкин, пресс-служба ФК «Динамо-Барнаул».