Артём Карпукас: «Зачем заниматься футболом, если не ставишь перед собой высокие цели?»
Во второй части завершившегося сезона Российской премьер-лиги к семи воспитанникам алтайского футбола, играющим в командах элитного футбольного дивизиона, добавился ещё один - полузащитник московского «Локомотива» Артём Карпукас.
Ещё зимой молодой 19-летний футболист даже и не думал о выступлении за главную команду железнодорожников и довольствовался игрой за молодежку «Локо» и «Казанку» в ФНЛ-2.
Однако после зимней паузы тренерский штаб «Локомотива» включил футболиста в заявку. 27 марта воспитанник СШОР Алексея Смертина сыграл за московский клуб в товарищеском матче, а 17 апреля дебютировал за «Локомотив» в матче РПЛ против «Сочи». Но и это ещё не всё, не прошло и четырех матчей, как Артём Карпукас был признан лучшим игроком поединка «Локомотива» и казанского «Рубина».
Молодой футболист вытеснил из состава француза Алексиса Бека-Бека и на равных конкурирует с другим центром железнодорожников - Дмитрием Бариновым. Артём хорошо играет в разрушении, при этом обладает хорошей техникой и уверенно начинает атаки «Локомотива» из глубины поля.
Часть своего отпуска Артём проводит у родителей в родном Бийске. Футболист рассказал «Алтайскому спорту» о ток, как ездил из Бийска на тренировки в Барнаул, почему не считает свой дебют в РПЛ чудом и кто вдохновляет его на тренировках «Локомотива».
Родители пошли на авантюру
- Артём, расскажи, каким было твоё детство.
- В нём не было свободного времени. С пяти лет я занимаюсь футболом, и всё внеурочное время посвящал тренировкам. Первым тренером у меня был Сергей Николаевич Коновалов, я тренировался с ребятами на год старше (набор в секцию шёл с шести лет). Года через два меня пригласили на просмотр в Барнаул в школу Алексея Смертина и я попал к Олегу Викторовичу Киушкину. Тогда про свободное время забыл окончательно. Почти каждый день отец возил меня на тренировки в Барнаул. Они начинались в 9 утра, приходилось рано просыпаться. А после мы возвращались назад в Бийск на учёбу в школу. Учился я неплохо, в редких случаях не успевал по каким-то предметам.
- Наверное, решение ездить на тренировки за 150 км от дома было непростым.
- Его принимали родители. Хорошо, что они повелись на эту, не побоюсь этого слова, авантюру. Ведь не было никаких гарантий, что у меня получится. Я очень сильно за это благодарен родителям. Они потратили на меня много сил и времени, проходилось жертвовать своими планами, возможностями и целями. Надеюсь, что это было не зря.
- Для ребёнка такой график был сильно тяжёлым?
- Всё-таки тяжело было моим родителям. Отец постоянно был за рулём, а это утомляет. А я, если хотел, мог в любой момент поспать или отдохнуть. В маленьком возрасте не сильно ощущаешь дорогу.
- Появлялись мысли завязать с футболом?
- Конечно, были тяжелые моменты. Отец всегда требователен ко мне, было это и в детском возрасте. Бывало, что он отчитывал меня за плохую игру. И иногда было такое настроение, что в голове появлялись мысли: «может это не моё?» Но на следующий день я приходил на тренировку, и всё негативное настроение уходило. Я очень сильно люблю футбол. Я кайфую от того, что делаю. Такая любовь к футболу и даёт результат.
- С чего она началась?
- Любовь к футболу привил отец. Он бывший футболист, играл за бийский «Прогресс». Его увлечение передалось мне. С первой тренировки, с первого просмотра матча мне всё это понравилось. Так и закрутилось.
- В СШОР Алексея Смертина ты тренировался в команде «Алтай-2001», то есть с ребятами на год старше тебя. Насколько было тяжело играть против них?
- В этом возрасте разница в год имеет большое значение. Но я ничем не уступал, хоть поначалу был физически слабее.
- Ты уже упомянул, что твоим первым тренером был Сергей Коновалов. Затем в СШОР Смертина ты занимался у Олега Киушкина. Расскажи, что дал тебе каждый тренер.
- Они учили нас трендам современного футбола. А то, как нас обучал играть в футбол Олег Викторович, не все московские тренеры так учат. Мы отрабатывали игру через передачи, учились подстраиваться под мяч, играть в комбинационный футбол. В академии «Локомотива» со мной работало много разных тренеров. От каждого из них я брал по чуть-чуть - у кого-то технические моменты, у кого-то ментальные, у кого-то тактические.
- Какие детские соревнования тебе запомнились больше всего.
- Выделю два турнира. В 2012 году в составе команды «Алтай-2002» мы ездили в Турцию на всероссийский финал «Загрузи себя футболом». В турнире участвовали шесть команд, в том числе и московский «Локомотив». Тогда я сыграл против ребят, с которыми потом вместе занимался в «Локомотиве», многие из них стали мне близкими друзьями. И особые воспоминания связаны с суперфиналом «Локобол-2013» в Москве. Тогда наша команда «Алтай-2002» заняла третье место. Я думаю, что для многих это была сенсация. А нашему мальчишескому счастью не было предела! Тем более в матче за третье место мы обыграли московское «Динамо» - 3:2, хотя проигрывали по ходу матча 0:2. Кстати, за динамовцев выступал Константин Тюкавин.
- В самом первом телевизионном сюжете о тебе, который снял спортивный журналист Алексей Любар, ты говорил, что тебе нравится играть в центральной зоне, потому что там большой объем работы. Откуда у тебя такое трудолюбие?
- Не знаю, как я такое умудрился сказать. Никто не любит много бегать. Я не самый быстрый игрок, но у меня есть все данные, чтобы играть именно в центре поля. Мои сильные стороны раскрываются именно в центре полузащиты. Это и передачи, и видение поля, и чтение игры. Ну и, конечно, на этой позиции приходится много двигаться, помогать партнерам по команде обороняться и атаковать.
- Но тебя пробовали на других позициях?
- Конечно. Даже находясь в академии «Локомотива», я играл на позиции выше, чем опорный полузащитник. И, слава богу, что разглядели во мне потенциал именно центрального полузащитника. Для меня это одна из самых любимых и подходящих позиций на поле.
- А когда ты увидел профессиональный футбол вживую?
- Это было, когда я впервые попал на просмотр в академию «Локомотива». Мы пошли на одну из игр главной команды. У меня были потрясающие ощущения. Я увидел, сколько пришло болельщиков на трибуны, как они переживают за любимую команду. Мне это всё очень понравилось и запало в душу.
- Получается, что ты не просто игрок «Локомотива», а ещё и болельщик этого клуба.
- Я очень переживаю не только за основную команду, но и за «Казанку», и молодежку «Локомотива». Тем более я ещё в этом сезоне играл в молодежной лиге, смотрю все их матчи. Кстати, в этом сезоне молодёжка «Локомотива» взяла бронзовые медали.
- Ты провёл в молодежном первенстве 13 матчей за «Локомотив». Тебе бронзовая медаль положена?
- Надеюсь, что вручат.
Не отступать и не сдаваться
- Как ты оказался в детской футбольной академии «Локомотива»?
- На первый просмотр поехал, когда было девять лет. Он длился около месяца, но пролетел незаметно. Меня сразу взяли на заметку, но в интернат я заехать не мог - туда берут ребят с одиннадцати лет. Мы постоянно были на связи с тренерами академии, я периодически приезжал к ним на просмотры. А окончательно меня взяли в академию после «Локобола» в 2013 году, про который я уже говорил. На том турнире у меня был выбор: играть за «Алтай» или за «Локомотив». Я принял решение выступить за родную команду, сыграть в футболке «Алтая» последний турнир.
- С какими трудностями ты сталкивался, обучаясь в академии?
- Их было много. Я мало играл и не был на ведущих ролях в команде своего возраста. Но меня никогда не покидала вера в себя. Я понимал свои сильные стороны. И тренеры ждали, что я начну их проявлять на поле. Трудно было и в выпускные годы, я не всегда попадал в состав. Я хотел играть и получать больше игрового времени. Были разные мысли. Что скрывать, бывало, что не сдерживал эмоций и звонил родителям в слезах. Я даже представить не мог, что произойдёт дальше. Спасибо родителям за поддержку. За то, что умели в некоторых моментах настоять.
- Жизнь вдали от родителей, жизнь по распорядку и никакой личной свободы. Как тебе жилось в таких условиях?
- Тяжело. У меня словно отняли семью. Но постепенно я к этому привык. Два раза в год у нас был отпуск. А потом меня и домой перестало тянуть. Потому что мне было скучно без футбола. Даже сейчас хочу поскорее вернуться назад в Москву.
- Часто созваниваешься с родителями?
- Стараюсь по возможности позвонить один раз в день. Но в основном звоню по положительным поводам. Я не люблю говорить родителям о своих неудачах, потому что это мои проблемы, и я должен их решить сам.
- А много ребят, с которыми ты занимался в академии, не выдерживали трудностей и бросали футбол?
- Многие бросают. Одни не выдерживают трудностей, у других не получается. Благо, что мои близкие друзья не опускают рук и стараются.
- Бывшие российские футболисты, например, Ролан Гусев и Сергей Юран, часто в своих интервью говорят о том, что в их футбольных интернатах была дедовщина. Как обстояло с этим у вас?
- Когда я только пришёл в интернат, это немного проскакивало, но сейчас об этом не может идти и речи.
- Насколько трудно молодому игроку, только что окончившему академию, влиться в молодежную команду?
- С молодёжным коллективом у меня не было никаких трудностей, там играло много моих друзей по академии. У нас получилась хорошая команда, которая сейчас играет на высоком уровне. Не у всех получилось закрепиться в «Локомотиве», но много ребят, которые сейчас играют в Российской премьер-лиге за другие команды. Не было проблем и с адаптацией в «Казанке». Совсем по-другому обстоят дела с основной командой. Ты приходишь на тренировку, а там большие мастера - из России, Франции, Польши, Хорватии… В «Казанке» я привык много говорить с партнерами, подсказывать, так как хорошо вижу ситуацию на поле, в основном составе я пока не такой разговорчивый. Надеюсь, что со временем адаптируюсь.
Дебют удался!
- Как считаешь, твой дебют в 19 лет в Российской премьер-лиге - это чудо или закономерный результат?
- После первого матча была эйфория. Ещё недавно я играл за молодежный состав «Локомотива», и вот вышел в стартовом составе за главную команду. Но чудом это назвать не могу. Любой спортсмен, который начинает заниматься футболом, ставит перед собой высокие цели. Я долго к своей цели шёл, и воспринимаю случившееся как должное - я это заслужил. Если играть в футбол и не думать о премьер-лиге, то зачем вообще тогда заниматься футболом?
- Пока ты ждал своего дебюта за «Локомотив», у тебя были предложения из других клубов?
- Зимой было пару вариантов для продолжения карьеры в ФНЛ. Тогда казалось, что это поможет мне в развитии, я мог получать регулярную игровую практику. Но мне не хотелось уходить из «Локомотива», я верил, что получу свой шанс.
- Но почему у тебя была такая сильная уверенность? Тебе обещало это руководство или тренерский штаб?
- Нет, никто ничего не обещал. Но в своей жизни я переходил только из школы Смертина в академию «Локомотива». Переход в другой клуб расценивался мной не как шаг вперёд, а как шаг в сторону, который мог помочь моей карьере, но мог и навредить. И я на него не решился. Вместо этого постарался доказать своей игрой на молодёжном первенстве и за «Казанку», что достоин играть за главную команду.
- Впервые в стартовом составе основной команды «Локомотива» ты вышел в товарищеском матче против «Химок»…
- Примерно за пару дней до матча я понимал, что приму участие в игре с «Химками». Но для меня было неожиданностью, что я проведу на поле весь матч, я рассчитывал минут на тринадцать. И самое интересное, что после игры я получил много сообщений - поздравлений с дебютом, хотя я не считал, что дебютировал. Это была всего лишь товарищеская игра. Не сравнимо с тем, какие эмоции я испытал после матча с «Сочи», когда дебютировал в РПЛ по-настоящему. Это разные эмоции.
- Расскажи о матче против «Сочи». Как ты узнал о том, что выйдешь в стартовом составе?
- О том, что я дебютирую в основном составе, узнал на предыгровой тренировке за день до игры. Был колоссальный мандраж, я сильно волновался. Ко мне подошли Заур Залимович (Заур Хапов - главный тренер ФК «Локомотив» - Прим. «АС».) и Марвин Комппер (тренер ФК «Локомотив» - Прим. «АС») и сказали мне нужные слова, которые я прокручивал в своей голове до начала матча. Подбадривали ребята. До стартового свистка было волнение, но с первым касанием мяча мандраж и волнение пропали. Я просто наслаждался игрой, тяжёлой игрой.
- И как ты оценишь свой дебют?
- Я был доволен.
- Проходит несколько матчей и в игре против «Рубина» ты признан лучшим игроком. При этом, единственный гол в матче забил твой одноклубник Антон Миранчук. Редкость, что лучшим игроком называют не автора победного мяча. Было приятно?
- Это было безумно приятно. Я просто старался делать свою работу хорошо. Я очень рад, что мой труд оценили. Первым делом позвонил родителям, мы вместе порадовались. Прошло пару дней, и эйфория ушла. Мы готовились к следующим матчам.
- Кстати, везде есть состав «Локомотива» на товарищескую игру с «Химками», но нигде нет состава подмосковной команды. Вы случайно с земляком Кириллом Боженов не встретились на поле?
- Нет, тогда проходили учебно-тренировочные сборы основной и молодежной сборных России. Кирилл как раз был вызван в молодежку.
- А ты общаешься с другими воспитанниками алтайского футбола, играющими в РПЛ?
- Я их, конечно, всех знаю, но я не уверен, что они знают про меня. Поэтому общение с игроками с Алтая я пока не наладил.
- Из шести матчей в РПЛ какой ты для себя выделяешь?
- Каждый матч по-своему хорош. Матч с «Сочи» - это дебют, с «Зенитом» - игра с чемпионом, с «Рубином» я взял приз лучшего игрока матча. Игра против футболистов «Зенита» для меня - колоссальный опыт. Досадно, что проиграли.
- Кого из тех футболистов, против которых играл, ты мог бы выделить?
- У «Сочи» это Кристиан Нобоа. Просто невероятно в 37 лет играть на таком высоком уровне. Мне было тяжело ему противостоять. С ним надо играть плотнее, но как это сделать, если он отходит к центральным защитникам и раздаёт оттуда точные передачи.
Ещё бы я выделил весь состав «Зенита» - клуб укомплектован хорошими мастерами. Против них очень тяжело играть.
- Пару слов об итогах сезона. «Локомотив» занял шестое место. Как оцениваешь такой результат?
- Это не то место, которое мы заслуживаем. Но сезон получился для команды не простым. Посмотрите на наш состав - в клубе играет много молодых футболистов. Поэтому результаты некоторых матчей были совсем не те, на которые мы рассчитывали. Уверен, в новом сезоне мы выступим лучше.
- Кто тебя больше всех удивлял на тренировках «Локомотива»?
- Рифат Жемалетдинов и Дмитрий Баринов - очень техничные футболисты. Помимо этого они вызывают у меня уважение отношением к футболу и работоспособностью. У того же Дмитрия Баринова - дух победителя, он хочет выигрывать на каждой тренировке.
- Ты чувствуешь поддержку со стороны руководства клуба?
- Да. И со стороны руководства клуба, и со стороны тренерского штаба. Очень стараюсь их не подвести. Поэтому выкладываюсь не на сто процентов, а даже больше.
Дальше - лучше
- После дебюта за «Локомотив» к тебе больше внимание со стороны СМИ и болельщиков. Ощущаешь популярность?
- Не особо. Пару раз меня узнали возле тренировочной базы «Локомотива». Некоторые фотографируются после матчей. Конечно, такое внимание в новинку, но я воспринимаю его с улыбкой. Стараюсь никому не отказывать, потому то сам в детстве ждал футболистов и просил с ними сфотографироваться. Хотел получить игровую футболку, когда подавал мячи. Мне было обидно, когда некоторые игроки проходили мимо и не откликались на мои просьбы. Сейчас, вспоминая это, я стараюсь никого не обидеть.
- А когда ты занимался в академии, кто был твоим любимым игроком в «Локомотиве»?
- Всегда восхищался центральным защитником Ведраном Чорлукой и его видением поля. Для меня в этом качестве он бы сильнее всех в нашей лиге. Я пристально наблюдал за ним: как он оценивает ситуацию на поле, как отдаёт первый пас.
Очень приятно видеть, чего добились Алексей и Антон Миранчуки. Я жил вместе с ними в интернате и рад их успехам. Они молодцы! Я видел, с какими они сталкивались проблемами. Как не сразу всё получалось у Антона, и он уезжал в аренду в Эстонию. Теперь он один из лидеров в команде.
- Насколько объединяет то, что большинство игроков «Локомотива» - свои воспитанники?
- Мне иногда обидно, что некоторые сильные игроки нашей футбольной академии так и не получают своего шанса в главной команде. Поэтому я вдвойне чувствую свою ответственность.
- Второй сезон проводить всегда сложнее, чем первый.
- Я надеюсь, что всё будет только лучше. Пройдёт адаптация к скоростям, наладятся игровые связи.
- Какие у тебя дальнейшие планы?
- Я пробуду на Алтае примерно до 10 июня. С 1 июня тренеры начнут присылать нам задания на индивидуальные тренировки. Хочу подойти к сборам в оптимальной форме. В середине месяца начнётся медобследование, а затем начнём подготовку к новому сезону.
***
- У тебя необычная фамилия. Неподготовленный зритель, изучая составы, может принять тебя за иностранца. Интересовался когда-нибудь о происхождении своей фамилии?
- Нет, но порой случались смешные ситуации. Бывало, что в матче Российской премьер-лиги судьи обращались ко мне на английском языке. А я им отвечал, что хорошо понимаю на русском.
Беседовал Олег ХАРЛОВ.