Переходный период. Одна из сильнейших лыжниц края Ольга Сементина нашла себя после завершения карьеры
Болельщики лучше знают Ольгу Сементину под девичьей фамилией Кузюкова, с которой она брала медали чемпионата страны, выступала на этапах Кубка мира и Олимпиаде в Сочи. Вскоре после нее она вышла замуж за тренера краевого училища олимпийского резерва Виталия Сементина, стала мамой двоих детей. Сейчас она понемногу возвращается в спорт уже в роли тренера.
На радость детям
— Ольга, окончание вашей карьеры прошло незаметно.
— Да зачем было торжественно объявлять, не такая уж великая карьера. После Олимпиады в Сочи я еще пару лет выступала, после сезона 2015/2016 ушла в первый декрет. Потом попыталась вернуться, бегала за Вооруженные силы, но обострились травмы, а затем ушла во второй декрет. Если после рождения первого ребенка я еще рассматривала возможность вернуться, то сейчас уже нет. Да, есть спортсменки, которые после большого перерыва выходят, даже попадают на Кубок мира, но занимают они там 50−60-е места. Это не то, ради чего мне бы хотелось уезжать от детей, приоритеты сменились.
— Когда к интервью готовился, обнаружил интересную деталь: если вбивать в поисковик «Ольга Кузюкова», находишь информацию о спортсменке, если «Ольга Сементина» — то уже о руководителе федерации и эксперте.
— Любопытно, надо проверить. Да, конечно, жизнь изменилась, но, думаю, у каждого человека когда-то заканчивается один период, потом после переходного наступает второй. У меня, правда, переход затянулся, но сейчас как раз новый этап начинается, пробую тренировать детей, получаю их энергию.
— Что за клуб лыж и биатлона вы открыли?
— Это было быстрое решение, начали работу в сентябре, хотя идею я вынашивала давно. Была мысль о семейном клубе. Я знаю много историй, как родители пытаются приобщить детей к спорту. Покупают те же лыжи, выезжают в лес, пытаются что-то объяснять. У детей не получается, родители нервничают, в итоге лыжи забрасывают в дальний угол. Я обучаю ребенка первым шагам на лыжах и при этом даю рекомендации родителям, как им потом самим тренировать своих детей. В итоге и у ребятишек получаются, и мамы с папой довольны. В основном у нас маленькие дети, хотя есть и несколько взрослых, с ними занимаемся индивидуально. Осенью ставили ребят на ролики, занимались ОФП, сейчас - лыжи, биатлон, стрелковую подготовку тоже даем.
— Своих детей вы уже на лыжи поставили?
— Старший сын Захар впервые встал на лыжи прошлой зимой, хотя даже не планировали. Этой зимой сам сказал: «Хочу», а потом признался, что ему очень понравилось. Прямо бальзам на душу. В садике он еще занимается хореографией, говорит, что лыжи больше нравятся. А дочери Юле только год, у нее лыжи еще впереди.
— Вы себя в будущем тренером видите?
— Да. Больше бы хотела работать с маленькими детьми, чтобы дать правильные навыки, базу.
— Сами покататься время находите?
— Пока только в рамках тренировок с другими, чтобы самой тренироваться полноценно - нет.
— Сколько сейчас смогли бы пробежать? Марафон бы осилили?
— Если не на результат - вполне.
Проблемы федерации
— Ольга, вы несколько лет возглавляете краевую федерацию лыжных гонок. Как вам в этой роли?
— Сложно. Это общественная работа, времени на нее не так много. Пока заняты бумажной работой. Слава богу, получили аккредитацию, привели в порядок документы, на это полтора года ушло. Хотелось бы выйти на новый уровень, но до чего-то большего пока руки не доходят. Некоторые тренеры возмущаются, что мы ничего не делаем, но в основном критика не конструктивная. Я готова выслушивать замечания, но по делу и с реальными предложениями. При этом с удовольствием свое место уступлю, но тому, кто реально будет заинтересован в развитии и вести дела, а не придет ради пиара, а по факту все будет на нас.
— Почему вы вообще решили возглавить федерацию?
— Никто больше не хотел. У предыдущего руководителя Бориса Глумова уже не было времени заниматься этими делами. Сейчас краевое Министерство спорта на федерации возложило больше активности и ждет инициатив от них, так что работы на самом деле много.
— Как вы оцените ситуацию с лыжным спортом в крае?
— Не лучше и не хуже, чем была. Есть флагман - Яна Кирпиченко, есть выходящий на мировой уровень Никита Денисов, есть перспективные талантливые ребята. Финансирование тоже примерно на одном уровне.
— Субъективное мнение по Яне Кирпиченко - ее прогресс несколько замедлился.
— Я сама с Яной об этом не говорила, так что сложно комментировать, что происходит. Может, дело в психологии. Надо ставить максимальные цели. Моей целью было получить звание мастера спорта международного класса и съездить на Олимпиаду. Когда это выполнила, результат пошел на убыль. Может, как раз потому, что не разрешила себе мечтать об олимпийской медали, побоялась.
— Яна к прошлому сезону готовилась в составе сборной России, перед нынешним сама. У вас в свое время было также, как лучше?
— В сборной сложнее. Туда надо попадать уже психологически зрелой. Большое давление, серьезная конкуренция. Надо выполнить небольшую интенсивную работу, а ты изо всех сил пашешь, чтобы себя показать. После первого года в сборной у меня была огромная перетренированность. Плюс, не смотря на дружеские отношения, перед отбором на крупные соревнования обстановка напряженная. Если ты легко заводишься, поддаешься на провокации, лучше отдельно работать.
Ольга Кузюкова родилась 27 сентября 1985 года в Рубцовске. Первый тренер Андрей Астанин, а после переезда в Барнаул и поступление в УОР готовилась под руководством Сергея Мороза. Чемпионка России, участница этапов Кубка мира. На Олимпийских играх в Сочи заняла шестое место в эстафете.
Под огнем критики
— Олимпиада в Сочи - самое крутое, что было в вашей карьере?
— Да. Тем более до последнего было непонятно, попаду ли туда. Не верила, пока в самолет не села. Когда тебе все лето говорят, что ты никуда не отберешься, ты начинаешь верить в это. Сейчас, по прошествии времени, понимаю, что все было справедливо. Когда вопрос не стоит о медали, лучше дать шанс молодым, хотя бы опыт получат. Так что мне повезло, что я в итоге попала в Сочи.
— Кто вам первым сказал, что вы едете в Сочи?
— Не помню, наверное, тренеры сборной. Все решалось в Польше в последней гонке: или я, или Алия Иксанова. Честно говоря, мы обе пробежали не очень, но я выиграла у нее 30 секунд, приоритет отдали мне.
— На что в Сочи рассчитывали?
— На медаль в эстафете. Очень хотели, но, видимо, не до конца.
— После эстафеты критики в ваш адрес было много.
— Да. Но я сделала все, что могла. На следующей Олимпиаде в Корее в эстафете лыжницам на каждом этапе тактику разложили от и до. Мы же все делали по своим ощущениям. Я свой этап бежала так, как бы выступила в личной гонке на 5 км. Со стороны выглядело так, что я рванула со старта, потом меня накрыло и я отстала. Но я выложилась так, как нигде не выкладывали. Еще выступление осложнило то, что лыжи не ехали. Это уже моя вина, что несерьезно отнеслась к подбору инвентаря в подготовительный период.
В биатлоне скучно
— Когда вы выступали, биатлон в стране был популярнее лыж. Это не обижало?
— Нет. Кому-то он кажется интереснее, есть доля неизвестности из-за стрельбы. Но лыжники все равно сильнее (улыбается. — Прим. авт.).
— Вы в биатлоне никогда не выступали?
— Пробовала, когда из Рубцовска в Барнаул переехала. Но скучно тренироваться было. Все эти пристрелки, чистка оружия, перенос ковриков… Мне надо было всегда бежать, чувствовать ветер.
— А лыжи ваши с чего начинались?
— Со школьной секции, первый тренер Андрей Астанин. Мы с подружкой в классе были самые быстрые, на месте не сидели, он и предложил пойти в спортшколу. Поначалу у меня не получалось, но это только раззадоривало, мол, еще вам покажу. Потом попала в группу Сергея Мороза, потом в училище олимпийского резерва.
— В Алтайском крае запустили проект «Народная лыжня». Хорошее дело?
— Очень. Сама уже в парке им. Ленина разок прокатилась, очень круто. В пандемию, когда фитнес-центров многие боятся, а в лес ехать далеко, это то, что нужно.
Ярослав Махначёв, «Вечерний Барнаул»,
29.12.2020 г.
Ещё по теме: