«Пошел в атаку - не ложись!» Невероятные приключения Евгения Горбика на воде и бездорожье

Мажойское ущелье, 2011 год Мажойское ущелье, 2011 год

Президент краевой федерации туризма рассказывает о своих походах и людях, окружавших и окружающих его.

В нынешнем году Евгений Горбик разменял восьмой десяток. Его 45-летняя спортивная карьера четко делится на две части - в первой половине он был водником, во второй (до сих пор продолжающейся) - автотурист. Он добился значительных успехов и там, и там, и по-прежнему планирует необычные автомобильные маршруты.

Из семидесятых

- Евгений Алексеевич, когда вы пошли в свой первый поход?

- В организованный туризм я пришел в 1975 году, а до этого у меня было несколько походов, которые я бы назвал хулиганскими - непродуманными и неподготовленными. С 75-го года я стал посещать туристический клуб на площади Спартака. Начинал я с водного туризма и попал сразу в сильную команду к Геннадию Николаевичу Кезику. Это был один из выдающихся авантюристов (в хорошем - туристическом - смысле этого слова). Я с ним походил три-четыре года, кое-чему научился, а потом на заводе «Ротор», где я проработал всю жизнь, создал с нуля секцию туризма. Мы организовывали не только водные походы, но и пешие, лыжные. Зимой каждые выходные выезжали в Тогулёнок. Наша заводская команда занимала порою два вагона электрички - песни, гитары, а потом лыжи…

- На чём ходили с Геннадием Кезиком, а затем в свои водные походы?

- У меня есть фотографии этого периода. Мы строили плоты. Из деревянных плотов я тогда уже «вырос», а мы конструировали плавсредства из надувных элементов. Брали на заводе РТИ резину, клеили такие продолговатые мешки, шили для них чехлы, которые выполняли защитную функцию. Как покрышка на колесе автомобиля, которая оберегает шину. А потом все это тащили на себе до места старта. На одном из фото запечатлен мой рекорд - я пронес 70 километров 52 килограмма. Это был 1977 год, сплав по рекам Карагем-Аргут, между прочим, первопрохождение, шестая категория.

- Какой из видов спортивного туризма требует наибольших затрат сил?

- Лыжный - самый тяжелый. День короткий, надо успеть до темноты разместить лагерь, чтобы переночевать. Это непросто, требуется полтора-два часа: расчистить снег, поставить палатки, наломать лапника, наладить печь, просушиться. Тогда таких комфортабельных палаток не было, шили сами. Ехали в ДОСААФ, покупали списанные парашюты, распарывали их, шили палатки, рюкзаки. У каждого туриста была дома швейная машинка…

- Из легенд алтайского туризма 70-х годов сразу вспоминается Михаил Колчевников. Вы были ему соперником, например, соревновались с ним в первопрохождениях?

- Я бы так не сказал, никогда мы с ним не соперничали. Михаил Юрьевич всё-таки был на голову выше меня, у него был авторитет, он был именитый человек всесоюзного масштаба, а я - так, молодой пацан. Его спортивная биография началась намного раньше моей. Мы дружили, семьями бывали друг у друга в гостях. Михаил Юрьевич привлекал меня к организации соревнований. Я и свою команду привозил, и был в оргкомитете.

Например, когда в мае 1989 года проводили первый Кубок мира по рафтингу, я был ответственным за безопасность на воде - заместителем главного судьи. Это была задача новая, масштабная: как заставить и наших разгильдяев, и негров в ушанках подчиняться общим правилам. МЧС, в те годы эта организация по-другому называлась, тогда не ставила себе задачу ставить безопасную трассу, не пускать и т. п. Соревнования идут, а они сидят в стороночке - вот когда кто-то будет тонуть, тогда они полезут спасать. И такая задача легла на меня. А мы не знали толком, что делать - тогда привезли столько народу, новые типы судов: Америка приехала с надувными рафтами, Австралия с каяками, и российские катамараны теснились по берегам… И придумали ввести систему самостраховки: команда проходит дистанцию, но после финиша не уходит, а остаётся и страхует своих следующих коллег. Эта схема прижилась, так и работает до наших дней.

- А до 1989 года на «Чуя-ралли» такая система не применялась?

- У «Чуя-ралли» до Кубка мира был немного другой формат. Не было единого базового лагеря соревнований. Все проходили дистанцию и вставали лагерем уже ниже по реке, затем базу переносили еще ниже…

Что интересно, хотя мы дружили с Колчевниковым и вместе проводили многие соревнования, никогда с ним не были в совместном походе. В чём я благодарен Михаилу Юрьевичу - он дал мне совет: «Ты не торопись пройти весь Алтай. Ты еще молодой, пока есть силы, иди в походы и в другие регионы». И действительно, тогда возможности были, и мне удалось значительно расширить географию моих путешествий. Были многие известные туристы, которые ходили только Чую, Катунь, Башкаус. Мне же удалось побывать в Казахстане, Средней Азии, Саянах, Прибайкалье, Забайкалье. Это значительно расширяет кругозор спортсмена, ведь реки в разных регионах, даже одной категории сложности, сильно отличаются друг от друга. Там другая тактика, стратегия прохождения, а может быть даже и техника.

Глазами организатора

- Можно ли спортивный туризм 70-х назвать тем же видом спорта, что и сейчас, учитывая то, как изменилось техническое оснащение?

- Можно. Осталось самая главная составляющая - соревновательный элемент: пройти первым, так продумать маршрут, чтобы реализовать его как можно ближе к плану. Тогда ты из себя что-то представляешь как организатор, как тренер. Ну и первопрохождение всегда ценится, как конфетка. Свои экспедиции я планирую дома, рассматривая карты, изучая информацию, погружаясь в крутизну горизонталей: победа куется уже на этапе планирования маршрута. Маршрут - как женщина: дразнит многих, но сдаётся настойчивому.

- Насколько важен подбор людей в группу?

- Для маршрутов высшей категории сложности - чрезвычайно важен. Неконструктивное поведение всего одного члена коллектива снижает эффективность всей группы на 30−40%. Получается, что результат команды больше зависит от того, есть ли в ней хоть один слабый участник, а не от того, сколько в ней участников сильных. Выходит, надо концентрироваться не на помощи сильным, а на том, чтобы на этапе подбора избавиться от слабых. Сильные справятся и сами, если слабые не будут разлагать среду.

Главный принцип успешной команды, это когда члены группы собираются по принципу взаимного дополнения. Это самый годный вариант. Но если руководитель сядет на берегу реки в ожидании, когда мимо него проплывет нужный человек - из него никогда не вырастет тренер.

Руководителем группы могут стать многие из нас, здесь главное собраться и растолкать локтями других лидеров. Однако, будет не лишним напомнить слова боксера Тайсона: «У всех есть план до первого удара в нос. Потом начинается выживание». Знать будущее мы можем только примерно, а реальных сценариев может быть несколько. Но поскольку ты взялся за роль организатора, то тебе и прописывать путь к цели, предугадывать шаблоны поведения конкретных людей, формировать питательный бульон, в котором из хаотичного броуновского движения кристаллизуется кусок тверди под названием «команда».

При финальном подборе команды для серьезного похода нет места педагогическому аспекту. Воспитанием надо заниматься до выхода на маршрут. Разумеется, это относится только к маршрутам высшей категории сложности, которые нацелены на серьезный результат.

Когда меня спрашивают, «какое качество в людях ты бы назвал самым ценным в экстремальных маршрутах», я не задумываясь отвечаю: «предсказуемость поступков». И очень важно, чтобы ещё до выхода на маршрут все в группе испытывали эротическое возбуждение на запланированный маршрут.

Белые пятна

- Итак, вы пришли в водный туризм и остались в нём. Какие цели как спортсмен вы ставили перед собой и удалось ли их достичь?

- Прежде всего, заниматься этим было здорово и общаться с этими людьми было очень интересно. Но далекой заманчивой целью было крутейшее звание «Мастер спорта СССР». Этой цели мне удалось достичь, когда я получил серебряную медаль чемпионата Советского Союза за первопрохождение в 1981 году реки Шавла, это приток Аргута. В 70-е годы ее пробовал пройти Владимир Неустроев из Горно-Алтайска, однако, не получилось и он написал: река бесперспективная. Безусловно, что на тот момент времени, ни суда, ни накопленный общий опыт сплава, не позволил команде Неустроева осуществить сквозное прохождение всех притоков Аргута. Открыть новую реку - это была редкая удача, фурор! Шавла вошла в перечень классифицированных «пятерок».

- Сейчас уже белых пятен на туристской карте не осталось?

- На Алтае точно нет. Кое-что в других регионах, например, в Чечне, которая раньше была недоступна для туристов. Сейчас собирают уже кусочки - притоки второго порядка: там 15 километров, здесь - семь… А целых рек от истока до устья не пройденных уже не осталось. Пытаются искать за границей. Это что касается воды. Но есть же у нас огромные возможности для прокладки новых маршрутов для пеших туристов, лыжников, автомобилистов. Для автотуристов на Алтае найти что-то новое сложно. Горы у нас молодые, крутые и таёжные, проложить маршрут даже для внедорожника не всегда получится.

В этом плане Монголия просто подарок. Леса нет, уклоны более плавные, горы старые и рельеф позволяет прокладывать маршрут почти по линейке. Я разработал много автомобильных маршрутов по Монголии, по ним ходят уже и другие люди, а наша команда начала заезжать на машинах на горы-четырехтысячники. Мы с Мишей Некрасовым запустили в народ термин «штурм-заезд».

Чемпионы и легенды

- С 2005 года вы являетесь президентом краевой федерации спортивного туризма. Расскажите, кто в нашем регионе в каких направлениях является лидером.

- Алтайские туристы-водники издавна находятся в группе лидеров в России. И нынешнее поколение не уступает. Из современных водников, я самым сильным назвал бы Сергея Блошкина. Он сплавлялся и организовывал походы на Алтае, Кавказе, в Средней Азии, Гималаях и т. д. Не так давно у нас появилась новая звезда - каякер Кирилл Косогоров. Он побывал в интересных местах, в том числе, прошёл великолепные маршруты на Мадагаскаре и Южной Африке. К сожалению, не совсем корректно оформил отчет по Мадагаскару. В фотоматериалы попали чужие каяки. Надо было указать, что в походе встретили другую группу, коллеги попросили подстраховать. В итоге московские эксперты сняли Кирилла с соревнований. Представляете, какие немалые деньги потрачены на поездку! Да и просто обидно, поход-то шикарный. А за маршрут по рекам Южной Африки борьба ещё предстоит!

В автотуризме у нас самая сильная команда в России, руководители - Михаил Некрасов и я. Мы соревнуемся с Олегом Булгаковым из Новосибирска, и в Москве есть одна-две команды, которых мы считаем себе конкурентами. Всем уже известно, если на чемпионат заявляются Некрасов-Горбик, то обязательно будут в призёрах.

Ветеран Виктор Пантыкин по-прежнему держит марку в мототуризме. Среди туристов-лыжников я бы отметил Андрея Дудника, который еще недавно возглавлял краевую федерацию рафтинга, а теперь все серьезнее занимается новым направлением. А в пешем и горном туризме лидером у нас в крае я считаю Алексея Арапова. После того, как он уволился из МЧС, Алексей открыл свой спортклуб и сейчас главный в этих направлениях.

- Есть такие соревнования - чемпионат мира по туризму. В нем участвуют спортсмены только с постсоветского пространства?

- Когда началась эта история с чемпионатами мира, я отнёсся к ней весьма скептически. Участвовали в них поначалу представители России, Украины, Белоруссии и Киргизии. А потом, когда представительство начало увеличиваться - семь, одиннадцать стран, я свой скепсис поумерил. Мы решили так: все соревнования начинались с небольшого количества участников, а протоколы и титулы остаются, и потом, когда в чемпионатах по туризму будут участвовать 150 государств, кто вспомнит, что тридцать лет назад их было всего четыре? Так что мы тоже стали потихоньку заявляться - там система такая: предоставляешь отчет о походе на чемпионат или Кубок России, а потом этот же отчет можешь послать в международную федерацию. Только там подводится итог за последние два года. Так что на Алтае уже есть свои чемпионы мира по туризму, но мы особо это не выпячиваем, чтобы до поры до времени не выглядеть глупо. И в январе-феврале 2021 года будут оцениваться походы 19-го и 20-го годов. Мы туда отправим свой отчет о монгольском маршруте 2019 года - уверен, будем в призерах.

- Выше вы перечислили современных лидеров в вашем виде спорта. А кого бы вы назвали лучшими туристами Алтая всех времен?

- Из прежних времен алтайский турист номер один, конечно, Колчевников. Михаил Юрьевич - наш единственный заслуженный мастер спорта, он единственный от России включён в международную Аллею славы «Белая вода». Я затрудняюсь назвать количество его первопрохождений - он был первым на многих реках Алтая, Бурятии, Казахстана, Средней Азии.

Михаил Михайлович Маркин до сих пор ходит в походы 4 категории сложности, пешие, комбинированные с конными участками. Тоже человек-легенда.

Владимир Иванович Неустроев жил в Горно-Алтайске, но тогда у нас регион был общий. В числе прочего он совершил уникальный четырехмесячный поход - люди менялись, а он с ядром группы прошел, где по условиям того времени было возможно, по притокам Аргута, а главное - сделал подробное описание рек.

Александр Проваторов - фигура известная, но он сам по себе, одиночка, в отличие от тех людей, которые вносили вклад в общее дело.

Еще я бы назвал бийчан Виктора Васина, Евгения Лебедева и Алексея Круглова.

Новые дисциплины

- Водный, пеший, горный, конный, автомобильный… А новые виды туризма появляются?

- Да! Причем, неожиданные. Во-первых, официально дисциплиной у нас теперь является зальный туризм (в закрытых помещениях). Казалось бы, смысл спортивного туризма - быть на природе, на свежем воздухе. Но как вспомогательная, обучающая дисциплина зальный туризм имеет право на существование. В помещении ставится трасса, например, веревочная, и проводятся на ней соревнования. Вполне сравнимо со стенкой-скалодромом под крышей. Локомотивом этого вида у нас в крае является кандидат в мастера спорта Сергей Филонов и он уверенно ведет сборную края на лидерскую позицию в Сибири.

И второе новшество - в этом году до нас довели, что отныне северная ходьба, чаще называемая скандинавской ходьбой, тоже будет частью спортивного туризма. Если честно, я не понимаю, как соревноваться. У нас же спорт, должен быть соревновательный элемент. Правила состязаний по северной ходьбе еще кто-то там разрабатывает. А пока мы ждем правил, на нас вышла энтузиастка из Бийска Лариса Зарубина, которая занимается у себя в городе популяризацией скандинавской ходьбы. Лариса собрала в наукограде большое сообщество любителей этого вида и строит планы на то, чтобы пойти в близлежащие районы.

- Откуда в туризме берутся кадры? У других видов спорта работают спортшколы, где занимаются дети, а у вас?

- Работают кружки в детских центрах системы дополнительного образования. В Барнауле есть краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения. Учителя ведут секции в некоторых общеобразовательных школах. Но тут все зависит от доброй воли директора школы - поддержит он энтузиазм покупкой снаряжения или нет. Еще одна мощная система - военно-патриотические клубы, во многих из которых воспитанникам дают туристическую подготовку. Действительно, в армии подобные навыки не будут лишними. В позапрошлом году мой заместитель по федерации Антон Сергеев по президентскому гранту проводил на реке Песчаной всероссийский слет ВПК. И в программе совершенно логично были разбивка палаточного лагеря, соревнования по водному туризму и т. д.

- За 45 лет спортивного стажа у вас за плечами огромное количество походов. Какие экспедиции считаете самыми важными, интересными?

- Из водных, конечно, маршрут по Шавле 1981 года, про который мы уже говорили. Основная сложность - река имеет очень большой уклон, в среднем 17 метров на километр. Для сравнения, Аргут, кажется, 9 метров. Берега поросли лесом, зачалиться невозможно. Если перевернемся - потащит неизвестно куда. На барнаульском стадионе «Рубин» в подтрибунном помещении мы взяли хоккейные щитки и наплечники, и я заставил команду надеть их перед сплавом. И когда вылазили из воды, у многих щитки были разбиты. А не будь щитков, разбиты были бы колени.

И еще назвал бы одну экспедицию - поход по рекам Карагем-Аргут 1977 года. Карагем - шестая категория, делали первопрохождение, плюс на Аргуте там есть очень сложное препятствие - порог-водопад Сапожникова. Мы прошли его первыми на надувном плоту, сломали гребь, но все удержались на судне, иначе и спасать-то было непонятно как. У Аргута, как говорят, «азиатская», «жесткая» вода, крутой вал с засасывающими бочками.

Автомобильные мои маршруты мне все хороши! Есть в Монголии массив Хархираа. Много мимо него ездил, смотрю, вроде, должна быть там проходной перевал. Стали изучать горизонтали - непонятно! Решили попробовать. Это был 2012 год. Вышли к месту, там мыс и вниз идет не обрыв, но очень крутой уклон метров 300−400. А там дальше уже видно русло реки, по которому можно идти. Решили на одной машине спускаться, остальных оставить наверху. Пошли трое на одной машине. Добрались только до середины спуска. Решили заночевать. Утром проснулись: их наверху снегом занесло, а нам еще вниз спускаться. Приняли решение разделиться, мы уходим вниз по реке, а остальная часть группы едет назад, в объезд и выходит нам навстречу. Главное, чтобы притащили нам солярку. Шли мы четыре дня, уже сигнал горит, что горючее на исходе. Сезон - конец осени, практически, зима. Сломается машина или кончится солярка - всё, замерзнем. Но есть жизненный принцип: «Пошел в атаку - не ложись!». Все-таки мы встретились со своей группой, принесли нам товарищи горючее. И такое я испытал экстремальное наслаждение: маршрут - как женщина: дразнит многих, но сдаётся настойчивому. За этот поход мы взяли вторую золотую медаль на чемпионате России.

Беседу вёл Вадим ВЯЗАНЦЕВ,

«Алтайский спорт», 30.11.2020.

Справка

Евгений ГОРБИК - президент Федерации спортивного туризма Алтайского края. Мастер спорта СССР по водному туризму, мастер туризма России международного класса по автомобильному (звание присвоено всероссийской федерацией). Серебряный призер чемпионата СССР (1981, водный туризм). Четырехкратный чемпион России (2011, 2012, 2017, 2019), неоднократный призер чемпионата и Кубка России (автотуризм).

Евгений Горбик является автором идеи Международного туристско-спортивного фестиваля «Большой Алтай», где соревнуются сборные команды России, Монголии, Китая и Казахстана.

В 2000-е годы перешел в спортивный автотуризм, последние двадцать лет профессионально занимается освоением туристского потенциала Монголии, где сумел проложить интересные и логичные маршруты, которые сегодня взяты за основу автотуристами России и Монголии.

Объединив усилия ФСТ АК и клуба внедорожного движения «Алтай 4×4», он играет роль «играющего тренера», ежегодно разрабатывает первопрохождения маршрутов, которые занимают призовые места в соревнованиях чемпионата и Кубка России.

В качестве тренера подготовил 10 мастеров спорта.