Мнения сторон в споре о строительстве нового физкультурно-оздоровительного комплекса на улице Антона Петрова
18 декабря в конференц-зале СШОР Алексея Смертина прошло заседание круглого стола, где обсуждалось место строительства нового физкультурно-оздоровительного комплекса (центра единоборств). Около десяти лет назад под объект была выделена территория в парке Индустриального района со стороны улицы Антона Петрова. Теперь, когда регион дождался денег из федерального бюджета - они выделяются по проекту «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография» - оказалось, что общественники выступают против использования именно этой территории, так как в данном случае придётся вырубить 356 клёнов.
Целью встречи, модератором которой выступил краевой министр спорта Алексей Перфильев, была объявлена выработка совместного решения. Впервые на общей площадке мнениями смогли обменяться как противники стройки, так и её защитники.
«Против»
Итак, против строительства объекта в этом месте выступили общественники:
Юрий Красильников («Левый фронт») предложил рассмотреть для строительства участки в посёлке Новосиликатном и селе Власиха;
Виктор Рау долго говорил, но в итоге стало понятно, что он против; из конкретики стоит отметить его замечание, что за этим круглым столом не хватает представителей городской администрации;
Татьяна Труфанова предложила рассмотреть для строительства новые микрорайоны между улицами Солнечная Поляна - Павловский тракт - Сиреневая - Северо-Власихинский проезд;
непредставившаяся преподавательница ландшафтной архитектуры обвинила собрание в демагогии, и после ряда лирических отступлений стало ясно, что «ни одного куска зелени мы не должны отдавать», «категорически ничего нельзя здесь строить».
Общественники справедливо отмечали, что площадь зелёных зон в Барнауле за последние 30 лет уменьшилась.
«За»
Не буду приводить цитаты всех выступавших «с другой стороны», ограничимся лишь частью.
Бронзовый призёр Олимпиады в Лондоне, а ныне депутат городской думы Иван Нифонтов согласился, что «зелёная зона здесь однозначно нужна». Однако, в нынешнем виде это место не может называться парком отдыха, так как находиться здесь элементарно небезопасно. Иван зачитал справку управления внутренних дел, из которой следует, что за текущий год на территории парка было два случая задержания лиц с наркотическими веществами, один грабёж, восемь драк, в которых пять человек получили телесные повреждения, десять лиц задержаны в состоянии алкогольного опьянения, поступило три сообщения о лицах, демонстрирующих половые органы, дважды на этой территории находились несовершеннолетние, ранее заявленные как без вести пропавшие… Иван предложил использовать строительство здесь спортивного объекта для частичного приведения в порядок этого места, а вместо спиленных трехсот клёнов высадить или вокруг ФОКа, или по периметру парка такое же количество новых деревьев.
Глава регионального исполкома ОНФ Сергей Войтюк напомнил, что накануне в Госдуме обсуждалось, как общественность порою срывает колоссальные инвестиционные проекты. Вспомнил он ситуацию в Рубцовске, когда город был на грани того, чтобы получить отказ в финансировании реконструкции местной ТЭЦ из-за непонимания и недоговорённости между властями и общественностью. После того, как в Рубцовске удалось прийти к компромиссу, с 2017 года в инфраструктуру теплоснабжения вложено уже более 2 миллиардов рублей, которых у самого города никогда бы не нашлось.
Представитель проектировщика - ООО «Альфа-Проект» - Алексей Тремасов показал на карте, где расположены все деревья на участке, где предполагается строительство. Кстати, это именно его организация пересчитала все растения на потенциальной стройплощадке - учтены все деревья и кустарник с толщиной ствола от 50 миллиметров. Проектировщик выразил удивление, почему эта территория вообще называется парком. Парк - это то окультуренное пространство, которое расположено ближе к улице Энтузиастов. А та часть участка, которая лежит вдоль улицы Антона Петрова, «это - не парк». Он также поделился личными впечатлениями: «целостность деревьев не устанавливалась, на первый взгляд многие из них - аварийные, их всё равно надо сносить».
Такого же мнения о качестве растений и председатель общественного совета при министерстве природных ресурсов Алтайского края, кандидат сельско-хозяйственных наук, дендролог Денис Шубин: «клён - это сорняк», «парком данную территорию назвать нельзя». Он подчеркнул, что нельзя вести себя, как лебедь, рак и щука. Если мы допустим ситуацию, когда центр увидит, что деньги выделены и они провоцируют социальную напряжённость, то просто в следующий раз мы этих денег не получим. Надо развивать и спорт, и экологию, и данный проект может удачно объединить обе эти составляющие.
Директор Барнаульского зоопарка, депутат АКЗС Сергей Писарев рассказал, что только с той части «парка Индустриального района», которую занимает зоопарк, было за 20 лет вывезено 500 камазов мусора. Здесь были старые холодильники, диваны
Говоря о будущем парка, Сергей Писарев отметил, что необходимо комплексное решение - надо, чтобы все заинтересованные стороны (администрации города и района, краевые минприроды и минсорта, организации, работающие на этой территории - зоопарк, СШОР Смертина
Территория должна быть облагорожена: должны появиться дорожки, по которым будут гулять мамы с колясками, лавочки-скамейки, тропы, на которых пенсионеры будут заниматься скандинавской ходьбой. И если появляется новый спортивный зал, городская власть должна позаботиться о том, чтобы к нему были проложены асфальтированные освещённые дорожки. Парк должен быть огорожен и доступ в него закрыт после 23 часов, как это делается, например, в Москве. Днём туда предполагается абсолютно бесплатный доступ посетителей. Должны прийти ландшафтники, они поставят крестики на тех аварийных деревьях, которые надо убрать, а на их место посадить дубы, берёзы, липы, чтобы это был действительно нормальный парк. Также важно, чтобы у этой будущей зоны отдыха появился реальный хозяин, в кои Сергей Писарев ещё раз предложил себя. «Если есть желающие - присоединяйтесь!», - призвал директор Барнаульского зоопарка.
Итого. Что мы получаем и что теряем
Вариант 1. ФОК строится в «парке»
Горожане получают спортивный объект на стыке двух густонаселённых районов. Зелёный массив занимает около 16 га, ФОК с прилежащей территорией - 0,8 га, что составляет 5% площади «парка». Большая часть этих пяти процентов подвергнется вторичному упорядоченному озеленению. Есть шанс, что спортивный объект, ставший местом притяжения жителей близлежащих районов, привлечёт внимание городских властей, что приведёт к окультуриванию всех этих джунглей, превращённых в помойку. Шанс, что это пространство со временем станет именно зелёной зоной, а не чёрной дырой, которой оно является в настоящее время.
Если удастся быстро и правильно освоить деньги, регион останется на хорошем счету у федерального центра (как выражается краевой министр Алексей Перфильев, в «зелёной зоне рейтинга») и с очень большой долей вероятности получит финансирование на следующие важные объекты спортивной инфраструктуры.
При этом, по мнению автора данного текста, министерству спорта уже сейчас желательно подтвердить общественности, что место под легкоатлетический манеж оно будет искать в другом районе города (ему тоже выделили территорию в этом парке). Иначе его точно забанят. Этот объект, в случае его возведения, занял бы уже значительно большее пространство. Надо опровергнуть демагогическое утверждение, что «если мы сейчас согласимся на небольшой ФОК, то автоматически получим и строительство огромного манежа». «Автоматически» ничего не будет.
Вариант 2. Ищем для ФОК другое место
В этом случае мы сбережём 356 деревьев, часть из которых является явно аварийными и отжившими свой век.
Первоначальный срок предоставления документов, в том числе проекта привязки к местности и всех согласований, - февраль-март 2020 года (потом, неофициально, вроде бы, добавили ещё три месяца). Под это задание были проведены торги, и по их результатам разработка проектной документации обойдётся региону в 3 миллиона 724 тысячи рублей. Мы говорим о месте в зелёном массиве со стороны улицы Антона Петрова.
Теперь предположим, что ФОК переносим на другую площадку. Нужно заказывать новый проект привязки, а для этого выбить деньги. Закон о краевом бюджете уже принят во втором чтении, там на такое средства не предусмотрены. Следующая возможность получить финансирование разработки проекта - попадание в КАИП (краевую адресную инвестиционную программу). Это возможно примерно в апреле (если дискуссия не утонет в пустой говорильне). Около двух с половиной месяцев надо на проведение торгов, 120 дней - на привязку и согласование (официальный срок работ). Так что получается, что документация в лучшем случае будет готова ещё через полгода после попадания в КАИП.
А что же федералы? Не факт, что они будут ждать до конца следующего года. Логика простая: не хотите брать федеральное финансирование - найдём других желающих. И даже если эти деньги нам ещё достанутся, то из-за несоблюдения сроков репутация края будет подмочена, и вряд ли впоследствии мы сможем рассчитывать на щедрость центра.
Можно взглянуть на проблему ещё с одной стороны. Если у нас есть деньги, чтобы во второй раз заплатить за проект привязки к местности 3,7 миллиона рублей (ой, ошиблись, мы немного не того хотели!), то давайте пересчитаем эту сумму в (не)посаженые деревья. По данным, предоставленным главным экономистом барнаульского МУП «Горзеленхоз» Юрием Сарайкиным, в 2019 году по муниципальному контракту стоимость посадки одного дерева (саженец до трёх метров, берёза/тополь/клён) составила около 2,5 тысяч рублей. Теперь разделим 3724 на 2,5.
Получаем: за те деньги, которые уйдут на повторную разработку документов, можно высадить в Барнауле 1490 деревьев. Полторы тысячи, Карл!
Вадим Вязанцев.