Иван Крюков: «Смотрите на себя, а не на профи»
Чтобы лучше понять, что движет людьми, пришедшими в триатлон, мы решили поговорить со спортсменом, который не просто участвовал в стартах серии Ironman, но и получил титул «Железного человека», который дают всем триатлетам, закончившим дистанцию. 26 мая 2018 года барнаулец Иван Крюков преодолел этап Ironman в Испании (в местечке Лансароте на Канарских островах), который считается самым сложным в череде европейских стартов «железных» состязаний.
- Иван, какой вид спорта для вас основной? Когда вы решили пройти этап Ironman, понимали, что даст вам преимущество?
- Основной вид спорта для меня - лыжные гонки, и когда я собрался на Ironman, функционально я был практически готов к беговой и велосипедной части дистанции. Оставалось только подтянуть плавание. Важное замечание: обычно я занимался на MTB-велосипеде (велосипед для маунтинбайка, или горный велосипед, на которых передвигается подавляющее большинство россиян-любителей активного отдыха. - Прим. «АС»). А «железная» дистанция - это шоссейный велосипед. И два этих средства передвижения отличаются примерно как пассажирский «боинг» от бомбардировщика.
Еще я никогда не бегал по асфальту. Лыжники предпочитают в межсезонье кроссы по лесу. Так что и марафонский бег, да еще на фоне такой усталости, и шоссейная гонка были для меня откровением. В общем, к триатлону я был готов только функционально. Никаких специальных знаний, мышечных навыков, методик тренировок у меня не было. Конечно, спортсмены, серьезно занимающиеся триатлоном, готовят мышцы к перемене деятельности, к резкому переходу с одной нагрузки на другую, с плавания на велосипед и потом на бег. Такие тренировки называются брики. У меня такой возможности не было. Я просто весь зимний сезон катался на лыжах и функционально был готов к нагрузкам.
По факту лучше всего я прошел именно плавательную часть дистанции, потому что специально готовился. У меня было порядка 20 тренировок в открытой воде с тренером и десяток самостоятельных заплывов. Надо сказать, что плыть в океане или в море куда сложнее, чем в озере, например. Это, как правило, всегда волна большая, непрозрачная вода… Но все равно это интереснее, чем плавать в бассейне. Для меня это очень скучно.
- Как долго занимались подготовкой?
- Готовиться к Ironman я начал за два года, в 2016 году. Однажды в очередном велотуре в Горном Алтае вечером у костра зашел разговор про триатлон вообще и Ironman в частности. И после этого я твердо решил, что поеду на один из этапов в Европу. Честно сказать, я преодолел не так уж и много триатлонных дистанций, прежде чем поехать в Испанию. Я прошел один раз олимпийский триатлон (плавание 1500 м, велогонка 40 км и бег 10 км. — Прим. «АС») и один раз «железную половинку». Всего один раз до старта в Лансароте я проплыл 4 км. Причем в бассейне, а не в открытой воде. Но это очень мало! Да, организм был готов. Я прошел медицинские тесты и понимал, что дистанцию пройду. Небыстро пройду, но я и не ставил задачи показать результат. Хотел получить удовольствие, и чтобы на следующее утро после дистанции, когда у меня был самолет в Барселону, были силы погулять по красивому городу пешком. Так и вышло (смеется). Барселону я посмотрел на своих двоих!
- Какой вид спорта ключевой в триатлоне?
- Самое сложное, мне кажется, это бег. На плавании не решается ничего - доплыви, не устань! Я плыву за две минуты 100 метров, это очень средний темп. Но я не устаю вообще. А если начну плыть по 1,45 на сотку - я уже «накушаюсь». Ну и насколько я быстрее приплыву, если ускорюсь? На 10 минут?! Но выйду на берег уже
никакой! А когда плыву за две минуты, пульс 128−130, как при беге трусцой. В итоге мировой элите триатлона на плавательном этапе я проиграл полчаса, что несущественно. А вот если гипотетически я проиграю лидерам полчаса на беговом этапе, то это будет означать, что марафон я должен бежать в районе 3 часов 10 минут. Хотя бегу за пять часов на самом деле. А лидеры из трех часов выбегают легко. Как кандидаты в мастера спорта в легкой атлетике. Хотя я считаю себя неплохим бегуном, по крайней мере, выносливым.
Так что на плавании я откровенно берегусь. Также с велосипедом. Лидеры проехали за шесть часов с небольшим, а я проехал за восемь горный этап. А на равнине лидеры выезжают из 4 часов. В олимпийском триатлоне другой расклад. Там все решает первый вид - плавание. И, соответственно, совсем другие методики подготовки к соревнованиям.
- Доводилось читать, что Лансароте - самый сложный триатлон из числа тех, что Ironman проводят в Европе.
- Это действительно так. Там очень сложная велосипедная часть дистанции. Соревнования проходили на гористом острове, где перепад высоты составляет 2500 метров. Это люто! В серии Ironman других таких гонок нет. Дело в том, что Ironman - коммерческий проект, и организаторы многих этапов не хотят, чтобы участники буквально убивались там, поэтому облегчают трассы. А на Канарах все очень серьезно. Так что неподготовленному физически и психологически спортсмену будет предельно тяжело.
А результат достигается потом и кровью буквально. При посадке в самолет после соревнований понял, что половина пассажиров как раз участники триатлона. Так многих из них реально заносили в салон родственники и друзья - настолько они были измотаны. Да, они преодолели трассу намного быстрее меня. Но я на тот момент к таким подвигам не был готов. В полете познакомился с парнем, один из сильнейших триатлетов-любителей у нас в России, к сожалению, не вспомню фамилии. Так вот ему не хватило двух мест, а это пара десятков секунд, чтобы отобраться на чемпионат мира по триатлону. Ради экономии нескольких мгновений он не переодевался после плавания, не смыл с себя морскую соль, прыгнул на велосипед и пять с половиной часов крутил педали под палящим солнцем. И беговую часть дистанции преодолел в стартовом костюме, который от соли уже трескался буквально. Представляете, что стало с его кожей?! Я так не готов.
- Почему именно Испания? Проще было добраться или хотелось именно самый сложный этап?
- Я долго изучал, куда можно поехать. Лансароте выбрал по двум причинам: и сложно, и очень красиво. Велодистанция проходила одним кольцом на 180 км по национальному парку. Обычно делают несколько кругов, как у биатлонистов или лыжников. Вы не поверите, но на финише я не хотел, чтобы все закончилось, хотелось еще посмотреть на красоту кругом. Скажем, на лыжных марафонах часто ловлю себя на мысли, что еще двести лишних метров к полтиннику - и я не добегу! А здесь я хотел еще на второй круг уйти (смеется).
По логистике на самом деле было не очень удобно. В Испанию я летел из Афин. С двумя пересадками. С огромной переплатой за велик, по тому что европейские перевозчики не так лояльны к подобным вещам, как российские авиакомпании, и провоз велосипеда стоит даже дороже, чем пассский билет. Вообще, из России на первый старт Ironman предпочитают ездить в Барселону или Копенгаген. Там равнинные трассы, много россиян, хорошая логистика. А вот на самый северный из Канарских островов добраться не так просто.
- Сколько стоит участие в этапе Ironman?
- Если заранее позаботиться о покупке слота на участие, то он обойдется примерно в 400 евро.
- На этом ваша история с Ironman окончена? Или планируете новые старты?
- Есть планы в конце этого сезона еще раз преодолеть полную дистанцию «Железного человека», но уже на результат. В течение лета буду готовиться. Условная задача - выбежать из 11 часов. Из 10 часов выбегать не планирую. Для таких подвигов однозначно нужен дорогой шоссейный велосипед, совсем другой бюджет.
- Что можете рассказать о международном триатлонном сообществе? Какое впечатление сложилось?
- Ну, во-первых, это люди-максималисты. Они в триатлон пришли не из другого спорта, как я, а просто пришли в спорт. Из бизнеса, из профессии. А когда так случается, человек пытается взять все и сразу, покупает хорошую экипировку, например. Там обеспеченные люди. В возрасте, как правило, за 40 лет. Студенту денег не хватит на профессиональные старты.
- Молодая Федерация триатлона Алтайского края уже громко заявила о себе, анонсировав проведение нескольких интересных стартов в ближайшее время в Горном Алтае. Что вы думаете об этом?
- Я думаю, это красиво, увлекательно и очень дешево - надо ехать! Поверьте, это самый простой способ понять, а нужно вам этим в принципе заниматься или нет. Возможность пообщаться с увлеченными, более опытными людьми, потусоваться, в конце концов. Я вообще всем любителям спорта рекомендую следить за стартами под эгидой нашей федерации, потому что многие из них будут рассчитаны именно на популяризацию триатлона. Не бойтесь выглядеть белыми воронами среди профи, у нас профессионалов в триатлоне крайне мало. Не сравнивайте себя с мастерами спорта. Сравнивайте себя вчерашнего и сегодняшнего, ловите кайф от своего прогресса. Приезжайте, учитесь, общайтесь, преодолевайте себя, получайте удовольствие от жизни и спорта. Для более яркого примера так скажу: многие из тех, кто бегает лыжные марафоны у нас на «Трассе здоровья», сможет найти для себя удобную дистанцию в триатлоне. Тем более что зимний триатлон у нас тоже, надеюсь, будет активно развиваться.
Справка
Иван Крюков стал вторым спортсменом из Алтайского края, преодолевшим этап Ironman. Иван проплыл 3,8 километра за 1:24.36. 180 километров на велосипеде по горной трассе наш земляк проехал за 8:07.56. Трассу марафона, 42 км, Иван преодолел за 5:01.43, а финишировал Крюков с итоговым временем 15:08.25, уложившись в отведенные 17 часов. Первым участником Ironman из Барнаула стал в 2012 году Станислав Кардасевич. Он прошел Ironman Regensburg в Германии за 12:01.11. Третьим «железным человеком» с Алтая стал Василий Зайковский, который преодолел этап Ironman в Малайзии в ноябре 2018 года.
Александр ЧЕРНЫЙ,
«Алтайский спорт» № 4, апрель 2019 г.