На 62-м году жизни умерла мастер спорта международного класса СССР по лёгкой атлетике Галина Шульженко
Яркая и красивая, она была одной из лучших спортсменок Алтайского края, как многоборка входила в сборную Советского Союза в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Была участницей легкоатлетического матча СССР-ФРГ, в составе сборной Советского Союза выиграла Кубок Европы в 1982 году. В списке рекордов края до сих пор не улучшен её результат 1981 года в толкании ядра - 15,04 метра.
Трагические обстоятельства прервали её спортивную карьеру: во время подготовки к соревнованиям по неординарной методике она переохладилась, и это спровоцировало тяжёлую болезнь, мучившую её долгие годы.
Добрая душа, Галина Васильевна Шульженко оставила этот мир 10 апреля. Прощание с покойной пройдёт 12 апреля с 11.00 до 13.00 по адресу: проспект Космонавтов, 64 (крематорий).
Министерство спорта Алтайского края, газета «Алтайский спорт» выражают глубокое соболезнование родным и близким Галины Шульженко.
Ниже - очерк о Галине Шульженко, опубликованный в газете «Алтайская правда» в августе 2001 года
Возвращение Шульженко
Перед встречей с Галиной Шульженко пролистал газеты конца семидесятых-начала восьмидесятых годов. На краевом легкоатлетическом небосклоне тех лет она была самой яркой звездой, ее выступлениям в легкоатлетическом многоборье были посвящены десятки заметок. Но ни одного интервью или очеркового материала так и не нашел. Как признается Галина, она избегала общения с нашим братом-журналистом. Не из гордости - просто стеснялась. Несчастье, обрушившееся на Шульженко во время подготовки к Олимпиаде-88 в Сеуле, и вовсе сделали ее закрытой. Прошло больше десяти лет прежде, чем она оттаяла.
С коровами наперегонки
Родом Галина Шульженко из деревни Северки, что в Ключевском районе. Любопытно, что эти места дали краевой легкой атлетике не одну заметную фигуру. Из той же Северки нынешний доцент кафедры спортивных дисциплин БГПУ Владимир Кондратенко, оттуда же некогда одна из сильнейших прыгуний края Любовь Щербакова, в деревне Васильчуки Ключевского района выросла прежде ведущая алтайская лыжница, а ныне наша лучшая бегунья на длинные дистанции Марина Пилявина.
Все три сестры Шульженко, среди которых Галина - старшая, росли очень подвижными. Средняя, пойдя по стопам старшей, легко выполнила норматив мастера спорта, великолепные спортивные данные были и у младшей, но в одной из отчаянных ребячьих забав - гонке на велосипедах без руля, та получила серьезную травму. В деревне девчонки с фамилией Шульженко были у пацанов главными заводилами.
Первую спортивную грамоту Галина заработала, когда училась еще в 1-м классе. В деревенском спортзале ее считали своей в доску. Пропадала там все свободное от уроков время. Заканчивалась тренировка по легкой атлетике, начинались занятия у баскетболистов, потом у волейболистов… Ей все было интересно. Спортивный день девочки финишировал часам к десяти вечера. Зимой в это время в деревне глухая темень, поэтому километра три до дома Галина предпочитала промчать бегом. «Поем - и спать».
Чем хороша спортивная закалка с юного возраста - она на всю жизнь дисциплинирует, приучает к постоянной работе. Когда позже Галиной Шульженко восхищались и говорили, что она - талант, та всегда возражала: я всего добилась пахотой.
- В один прекрасный день мой сельский тренер объявил, что уезжает, - вспоминает Галина, - оставил мне план занятий. Я тренировалась самостоятельно. Летом прихожу на стадион - там коровы пасутся. Ну я вокруг них и накручиваю.
Девочка-сенсация
В восьмом классе Галина Шульженко впервые приехала в Барнаул на краевые соревнования. Выиграла по своему возрасту бег на 200 и 400 метров. Это была сенсация! Кто такая? Откуда? Из спортшколы Центрального района срочно заслали послов в деревню: девочке надо переезжать в город, у нее большое спортивное будущее! В первый раз послы воротились с пустыми руками. Но не отчаялись, а предприняли вторую попытку. На этот раз удалось уговорить и Галину, и ее родителей: мол, поступит в институт, будет жить-не тужить. Галина поставила лишь одно условие: поеду с подружкой! Взяли и подружку. Краевого училища олимпийского резерва не было тогда и в помине, поэтому девушек приютила в своей квартире семья тренера Юрия Захарова, с чьим именем связаны все самые громкие достижения Галины Шульженко. Юрий Петрович сразу выбрал для Шульженко многоборье. До 1980-го года оно включало в себя пять видов: прыжки в высоту и длину, толкание ядра, бег на 800 метров и на 100 метров с барьерами. А учиться Галю определили в 48-й барнаульскую школу, которую она закончила без единой тройки.
Баптистка какая-то!
Чтобы выйти на высочайший спортивный уровень в легкой атлетике, мало одних лишь упорных тренировок. Есть масса составляющих, лежащих за пределами спортивного сектора. В их числе рациональное питание, и медицинское обеспечение (не надо лукавить, что фармакология в жизни атлетов экстра-класса ничего не значит. Другое дело - кто до каких границ доходит? Это и определяет на крупных международных соревнованиях допинг-контроль - В.Д.).
Не раз и не два Галина на первых порах собирала сумку, чтобы уехать из Барнаула домой в деревню. А причина такая:
- У нас в хозяйстве были бараны, свиньи, куры. Но я не любила мясо. По душе были молоко, варенье, сладости. Захаров же, мой тренер, напирал: «Ешь мясо, борщ. Ешь больше! Тебе нужен белок!» В отчаяньи я готова была бросить спорт. Но к мясному рациону в конце концов все же привыкла. А вот всяких пилюль боялась панически. Даже растворенной в воде аскорбинки, глюкозы долгое время не могла принять. Захаров говорит: «Съешь витаминку!» А я: «Лучше огурцы буду есть - там тоже витамин Б». Он: «А ты знаешь сколько надо огурцов съесть, чтобы заменить одну витаминку? Грузовик!». Я отвечаю: «Ну и что? Съем и грузовик.» Вообще, если я сказала «нет» - меня бесполезно переубедить.
Однажды на сборах услышала, что, если принимать стимуляторы, огрубеет голос и вырастут усы. Это крепко во мне засело. Тем более, что на соревнованиях уже видела девчонок, которые бреются. У меня от природы на руках и ногах пушок, а если б кололась?.. Будь я терпимее в этом отношении, то могла бы стать участницей Олимпиады в Москве.
В сборной страны на первых ролях были тогда другие спортсменки, но я числилась в перспективных. И вот за год до Олимпиады-80 собирают кандидатов в сборную СССР по многоборью. Кроме спортивных прикидок начинают колдовать: кого какой химией подкормить, у кого какая на нее реакция организма. Звонят Захарову: «Подгоняй в Москву Шульженко!» Тот говорит: «Галина даже витамины боится пить, не то что колоть себя даст». Тогда они пошли на хитрость, в надежде на месте уговорить: «Пусть едет сюда в диспансер подлечить колено и спину».
И вот приходят в Москве руководители сборной ко мне в палату. Между нами происходит примерно такой диалог:
- Надо, Галя.
- Я буду готовиться, но колоться не буду.
- Без этого нельзя.
- Я и без этого хорошо выступлю.
- Мы верим, но это рискованно. Нам нужна гарантия.
- Давайте попробуем!
- Нам пробовать нельзя, нам в Москве нужны медали.
Так и не уломали. А потом с раздражением пеняли Захарову: «Эта Шульженко у вас, баптистка какая-то!»
Искушение греблей
С подготовкой к московской Олимпиаде-80 связана еще одна любопытная история.
- Мы были на сборах в Сочи, - рассказывает Галина, - готовились к чемпионату Советского Союза по «Трудовым резервам». Захарова с нами не было. Возвращаюсь в гостиницу с тренировки, а мне и говорят: «За тобой приехали из Москвы, срочно вызывают в Госкомспорта». В Москве с порога огорошили: «На Олимпийских играх будешь выступать в гребле на байдарках в паре с олимпийской чемпионкой».
Жена старшего тренера байдарочниц была олимпийской чемпионкой в лодке-одиночке, по конъюнктурным соображениям он решил пересадить ее в двойку и подыскивал партнершу. По результатам анкет, тестирований, протоколам соревнований тренер пришел к выводу, что я им подхожу. То, что я никогда не держала в руках весло, не смущало - за год, а на дворе был 79-й, они планировали довести меня до нужной кондиции.
- В многоборье ты и мастера не выполнишь, - убеждал байдарочник. — Я же гарантирую тебе квартиру в Москве, отличную зарплату и звание чемпионки Олимпийских игр.
На меня это подействовало, особенно купилась на яркую экипировку, которую готовы были выдать сей момент - тогда ведь не сейчас, все было серенькое. Радостной приехала домой, поделилась новостью с родителями. Не удержалась - рассказала по секрету и девчонкам, с которыми тренировалась. Они - Захарову. Юрий Петрович: «Никуда не поедешь, этот человек непорядочный, он должен был в первую очередь со мной поговорить». Осталась я в легкой атлетике.
Через несколько лет мы случайно с тем байдарочником встретились.
- Ну, как? — спрашивает.
Я с гордостью: - Мастер спорта международного класса!
- А могла бы стать олимпийской чемпионкой.
Несостоявшаяся миллионерша
Романтичная история приключилась с Галиной на международных соревнованиях в Болгарии. В нее влюбился молодой грек - сын миллионера. Пытался засыпать подарками, предлагал выйти замуж.
- Но нам строго наказали ни с кем из иностранцев не общаться, ничего у них не брать, - рассказывает Шульженко.
- Тот приведет в номер переводчицу, а я в ванную закроюсь, будто меня нет. Сидит - ждет. Хороший, симпатичный парень… Все соревнования от меня не отходил.
- Давай замуж! — говорит.
- А чем я заниматься буду?
- Спортом - не будешь. Будешь собой заниматься. У меня яхта, остров.
- Да ты сдурел? Как это я спорт брошу?
Когда уезжал домой - плакал. Я так из номера к нему и не вышла. Девчонки: «Попрощайся хоть!» А мне стыдно - вдруг он целоваться полезет?
Пока занималась спортом, никто мне не нужен был. Со многими мальчишками хорошие отношения были, но стоит кому-то в мой адрес больше внимания уделить - все, отодвигала на расстояние. Сейчас эти парни говорят: «Галя, мы тебя боялись».
Личная жизнь, в общепринятом смысле, у Шульженко не сложилась. Замуж Галина не вышла. Любимому человеку, от которого растет сын, она не простила неверности.
Высший взлет и конечная остановка
После Олимпийских игр в Москве пятиборье превратилось в семиборье. К пяти прежним видам добавились бег на 200 метров и метанье копья. Шульженко это не пугало. Ей всего 21 год, от природы целеустремленная, она жила с прицелом на участие в следующих Олимпийских играх - советские спортсменки-пятиборки старшего поколения, оккупировавшие на московской Олимпиаде весь пьедестал почета, покинули большой спорт. На смену шли молодые. Но огромные объемы нагрузок, которым Шульженко подвергала организм с юношеского возраста (об отдыхе Галина и слышать не хотела) исподволь начали ее угнетать. Уже не было той радости, что раньше, от побед над собой и соперницами.
Выполнение норматива мастера спорта международного класса, (казалось, до него рукой подать), неожиданно превратилось в изматывающую гонку. Занозой сидела неудача на Кубке страны в Ставрополе. Галина по всем видам семиборья шла с превышением личного рекорда. Оставался последний - 800 метров. Все уже поздравляли ее с почетным званием международницы. Надо было пробежать дистанцию за время, из которого Галина выбегала в ста случаях из ста. Но, на радостях рванув на старте, она «наелась» и недотянула до нужного результата десятые доли секунды.
Исправиться удалось на матчевой встрече СССР-ФРГ в Ленинграде. Галина с запасом выполнила норматив мастера спорта международного класса и показала лучший результат в составе сборной Советского Союза. В этот же день, на этих же соревнованиях, международницей стала еще одна подопечная тренера Юрия Захарова - Наталья Шубенкова, пришедшая в многоборье позже Шульженко, уже родив и немного отдохнув от спорта.
Если после Ленинграда спортивная карьера Натальи Шубенковой пошла по восходящей, то Галина Шульженко вскоре поставила на ней крест. Прямо во время тренировки собрала сумку и объявила Захарову: «Ухожу, устала!» Тренер удивленно вскинул брови:
- Сегодня? — Нет, я ухожу навсегда!
Юрий Захаров считает, что на выбор Галины повлияла не только усталость. В то время, как ее результаты росли не слишком резво, спортсменки, лояльней относившиеся к медицинскому обеспечению, уходили в отрыв. Это не могло не отразиться на настроении Шульженко.
Удар судьбы
Вернуться в большой спорт Галина попыталась через несколько лет. Накануне Олимпиады-88 в Сеуле. Один человек убедил ее, что через восточные методики можно добиться высокой степени физической готовности, не прибегая к традиционным нагрузкам. Переговорили с Захаровым. Договорились, что новый тренер готовит Галину физически и психологически, а Юрий Петрович поможет восстановить технику. О семиборье после продолжительного перерыва в занятиях не могло быть и речи, решили сделать ставку на бег - 400 метров с барьерами.
- Идея была такая: я нахожусь в высокогорье, готовлю функционалку, потом спускаемся вниз, Захаров ставит технику, соединяем - и вот результат. Но, думаю, в горах мы переборщили: сломали мою имунную систему. Когда спустились вниз, у меня стали побаливать суставы: не могла даже отжаться от пола. На отборочных стартах в Сочи в холодную дождливую погоду я не то, чтобы приемлемый результат показать не смогла, еле до финиша доползла. С этого момента началось…
Врачи называют три возможных причины ее болезни: инфекцию, переохлаждение, наследственность. Во время службы на флоте отец Галины испытал переохлаждение, и всю оставшуюся жизнь страдал от боли в ногах. Галину сейчас тоже мучают боли в суставах. И не только ног. Какое-то время она надеялась на выздоровление. Но когда в 33 года ей дали инвалидность - она восприняла это как приговор, заплакала.
Другая жизнь
- Когда я заболела, меня взяли на работу в ДЮСШ Центрального района методистом. Предлагали даже тренером, но я не пошла - физически было бы трудно выполнять эту работу. Относились ко мне очень лояльно. Могла болеть по месяцу - ничего мне не говорили. Я бы там работала до сих пор, но был момент, когда не платили зарплату полгода - и не на что было жить. В это время выручил Володя Рубцов. Мы вместе учились в Индустриально-педагогическом техникуме, потом в одной группе на заочном отделении БГПУ. Он предложил пойти секретарем в краевую федерацию бокса, где был председателем. Пятый год здесь работаю. Сейчас настали трудные времена, но я не притязательна.
Галина не любит жаловаться. Хотя знаю, в материальном отношении ей приходится несладко. Понемногу она стала избавляться от комплекса неполноценности, связанного с инвалидностью. Помогла поездка на Парасибириаду в Тобольск, в которую ее с большим трудом нынешним летом вытащил крайспорткомитет. Достоинство, сила духа и доброжелательность людей, с которыми судьба обошлась гораздо суровее, чем с Галиной, потрясли ее. Их совет «перестань жить прошлым, живи настоящим», похоже, возымел на нее чудодейственное воздействие. По крайней мере, наша беседа показалась мне своеобразной попыткой переосмыслить прожитое и открыть новую страничку в своей жизни.
Так получилось, что медали, завоеванные Шульженко на Парасибириаде, сейчас единственные в ее спортивной коллекции. Награды из прежней жизни исчезли вместе с ворами, бессовестно прихватившими не такие уж и дорогие в материальном отношении вещи.
- Мама, ты у меня теперь крутая, - шутит сын Виталий, кивая на ее новые спортивные медали.
Галине приятно. Она улыбается.
Виталий ДВОРЯНКИН,
«Алтайская правда», 2001 год.