Наш родной черноморец
История Владимира Финка похожа на сказку: парень из алтайской глубинки стал одним из лучших футболистов страны
Море было большим и синим. Владимир смотрел и не мог насмотреться - такая мощь и красота открылись перед ним! Рядом стояли администратор одесского «Черноморца» Матвей Леонтьевич Черкасский и начальник команды Виктор Захарович Зубков и довольно улыбались: они видели, что новобранцу из степного Алтая - нападающему барнаульского «Динамо» Владимиру Финку всё в Одессе нравится.
Одесситам рослый форвард приглянулся ещё в феврале-марте 1981 года в матчах на Кубок СССР в Крыму. И не только потому, что гол в их ворота забил, протаранив по центру всю оборону «Черноморца», он два гола забил и Никополю, приличной команде из Первой лиги. А ведь совсем недавно он и не помышлял о футбольной карьере! Можно сказать, чудом оказался в барнаульском «Динамо».
Всё в его жизни перевернулось в тот день, когда его, студента сельхозинститута и центрального защитника футбольной сборной АСХИ, пригласили в главную команду края во время спартакиады спортивных обществ края. Ничем не примечательный матч «Динамо» и «Урожая» закончился разгромным поражением селян со счётом 3:7, но профессиональный глаз тренера динамовцев Владимира Скориченко безошибочно выделил самого перспективного из соперников - Владимира Финка. Всем хорош был молодой 20-летний защитник: рост 180, крепкого телосложения, прыгуч, в единоборствах смел и неуступчив, быстрый, с сильным ударом.
Человек без «футбольного паспорта», как говорят в Москве, об игроках, пришедших в футбол из дворового футбола, уже в первый год среди профессиональных футболистов заставил некоторых «подвинуться». Девять забитых мячей в 39 матчах - лихой дебют для новичка!
Скориченко, как и другие алтайские тренеры - Фомичёв, Хоменко, Секриер, обладал одной замечательной чертой - умел не только найти талант, но и знал, как его раскрыть.
Труд и терпение
Володя Финк с детства жил в степном Алтае, в небольшом городе Славгороде, где большей популярностью пользовался не футбол, а хоккей с шайбой. В него охотнее играл и Володя, участвовавший даже в краевых соревнованиях «Золотая шайба».
В то время в его школе учителем физического воспитания работал любящий спорт, бескорыстно отдающий детям всё свое свободное время Юрий Сергеевич Гужбин. Он обучал школьников всем видам спорта. Скажем, объявляли о предстоящих через месяц соревнованиях по волейболу - и все оставшееся время до турнира Гужбин играет с ребятней в волейбол. Объявляют турнир по баскетболу - учит его премудростям. Его школьная команда не раз становилась победительницей городских соревнований по различным видам спорта.
На улице Ленина, где жил Финк, было много сверстников, которые с увлечением играли в настольный теннис и во все подвижные игры. Участие в подобном игровом многоборье было очень полезно.
Рядом со Славгородом были земли совхоза, директором которого работал Александр Андреевич, отец Володи. Поэтому, когда он подрос, его допускали к соревнованиям сельского района по разным видам спорта. С восьмого класса он стал выступать за сборную Славгородского района. Летом - в футбол, зимой - в хоккей с шайбой и мячом. Вскоре стал играть и за юношескую команду соседнего завода. Правда, тренировок не было, но собирались регулярно, чтобы погонять шайбу или мяч.
Когда окончил школу, поехал в Барнаул и поступил в Алтайский сельскохозяйственный институт на факультет механизации. Хоккея здесь не было, пришлось записываться в футбольную секцию. Команда АСХИ только начала создаваться под руководством тренера-общественника Виктора Вдовина. Он был уже после армии, постарше, хотя и однокурсником. Тренировки Вдовин проводил три раза в неделю, особенно налегал на кроссовую подготовку. Пользу от неё Финк ощутил уже вскоре, выигрывая бег по пересечённой местности у остальных футболистов.
В институтской команде Владимир Финк играл передним центральным защитником, для более конструктивной игры ему не хватало технического мастерства, ведь в детстве он не так уж и много упражнялся с мячом. В основном задачей Володи было разрушение чужих атак. И как Скориченко смог увидеть в нём, как и в игре запасного вратаря динамовской юношеской команды Владимира Кобзева, форвардов, до сих пор загадка.
Атака сверху
Атаковать ворота с воздуха Финк научился уже в барнаульском «Динамо», где подобрались рослые нападающие Сергей Окунев и Владимир Кобзев. Глядя на более опытных партнёров, привыкал играть головой и Финк.
Самое сложное в игре головой - рассчитать точку встречи с мячом. Как только партнёр делает передачу в штрафную, нужно по углу и скорости вылета мяча прикинуть, где он опустится настолько, чтобы его можно было достать в прыжке головой. Такой же расчёт производит в уме и опекающий форварда защитник. Начинается борьба за позицию, с которой удобней выпрыгивать навстречу мячу. Победить в такой силовой борьбе - это уже половина успеха.
Не было бы счастья…
Володя Финк был очень скромным и доброжелательным молодым человеком, когда попал в барнаульское «Динамо», где каждый футболист был звездой местного масштаба или даже сибирского, и поначалу к нему отнеслись даже не как к конкуренту на чьё-то место, а спокойно - посмотрим, что это за футболист.
Доказывать он никому и ничего не собирался, а просто трудился и трудился, и после сборов Скориченко дал ему шанс проявить свои возможности. А перед сборами, в марте 1979 года, мне довелось встретиться с ним на заснеженном поле в матче зимнего первенства города. «Полимер», в котором я тогда играл, сыграл с мастерами вничью - 1:1. Качество игры динамовцев, как ни странно, было в тот день невысоким, и их правый крайний нападающий Владимир Финк явно выделялся своими пробивными физическими качествами. Не обращая внимания на более авторитетных партнёров, он продолжал свои бесконечные затяжные рейды, нисколько не утопая в глубоком снегу, скопившемся на краю поля.
Помнится, динамовцев это изрядно веселило, и, чтобы самим много не бегать, они «нагружали» мячами Финка, который серьёзно относился к каждой передаче и старательно отрабатывал игровое задание. Точно так же и летом он оставался после тренировки ещё и ещё поработать с мячом, побить по воротам, отработать передачу мяча с партнёром на разные дистанции.
В 1979 году он закрепится в «Динамо», а на следующий год будет уже на равных конкурировать с такими нападающими, как Валерий Белозерский, Владимир Кобзев, Валерий Афонин и Сергей Окунев.
Особенно здорово он помог команде в сложный для неё период, когда на старте чемпионата уже в первой игре в Рубцовске «сломались» два самых высоких нападающих, умевших отлично играть головой, - Владимир Кобзев и Сергей Окунев. Не было бы счастья, да несчастье помогло - эта поговорка наиболее подходит к той ситуации.
Фомичёв, кстати, Финку доверял место на поле в меньшей степени, чем Скориченко, которого Василий Сергеевич сменил в конце 1979 года. Так было и на сборах, и по ходу чемпионата-80. Но пять голов он всё-таки забил.
Забивал голы Владимир Финк или головой, или убегая от защитников, после того, как набирал с мячом скорость. Но мог забить и сильным ударом из-за штрафной.
После пульки 1980 года и финала Первенства РСФСР в Сочи у Финка появились первые конкретные предложения о переходе в иногороднюю команду: Владимир Мунтян звал в киевский СКА, Арсен Найдёнов - в новороссийский «Цемент». Но в армию не хотелось, а в Новороссийске не смогли решить проблему с институтом, хотя до его окончания оставалось всего полгода.
Одесса - мама, Симонян - папа
Весной 1981 года после кубкового турнира в Крыму Владимиру Финку поступает предложение перейти из барнаульского «Динамо» в краснодарскую «Кубань». В это время он уже на примете у старшего тренера одесского «Черноморца» Никиты Симоняна. Рулевой «Черноморца» готов взять Финка в команду сразу, без всяких просмотров - пока тот находится в Симферополе, но у молодого футболиста на носу диплом, который надо защищать в Алтайском сельхозинституте. Приходится возвращаться в Барнаул.
Тем временем «Динамо» несёт вполне объяснимые потери - лучшие футболисты после успешного сезона уезжают в более именитые клубы. Финк выдерживает вынужденную паузу, вместе с «Динамо» стартует в новом сезоне 1981 года и защищает диплом. Играет два стартовых матча в чемпионате и забивает гол в ворота иркутской «Звезды» с линии штрафной: мяч влетает в «девятку» ворот и становится победным. А до этого в кубковом матче он забил со штрафного удара гол в ворота томичей. По всему было видно, что Финк играет на большом подъёме и, кажется, уже не вспоминает о несостоявшемся переходе в «Черноморец».
Но в Одессе о нём не забывают, посылают в Барнаул администратора команды Черкасского. 58-летний гонец настойчив: «Бросай всё! Никому ничего не говори, поехали так, без трудовой книжки». Финк в раздумьях: «Если всё начистоту рассказать руководству клуба, „Динамо“ - команда военная, чуть что - сразу под арест и на Гору, в армию - в воинскую часть 6515. Попробуй оттуда вырвись в Одессу!».
И Владимир делает решительный шаг: пан или пропал! Не ставя в известность динамовских тренеров, уезжает на Украину. Шум был большой. В «Комсомолке» выходит статья «Ложный финт» под рубрикой «Ну и ну!». Правда, появляется она 25 августа 1981 года, а Финк улетает в Одессу еще в начале мая и играет на первых порах в дубле «Черноморца». Одессу он будет любить как родную мать, а Симоняна с тех пор будет называть папой.
Трудный путь к признанию
Тренировал дубль Виктор Прокопенко. Уже в следующем, 1982 году, он принял главную команду Одессы - «Черноморец» и где-то с середины первого круга начал выпускать Володю в основном составе. Но полностью Финку удалось провести лишь пять матчей. Именно тогда он почувствовал, что всё-таки сможет играть в Высшей лиге, хотя раздавались голоса, что он футболист бесперспективный и его нужно отчислять. Прокопенко с этим был категорически не согласен.
Действительно, недостатков в игре Финка было предостаточно. И техника хромала, и тактический кругозор был узок, потому как азы футбола постигал сам. Ему нужно было время, чтобы адаптироваться в коллективе, привыкнуть к новым для себя партнёрам на футбольном поле.
По-настоящему ярко Финк заиграет в 1983 году. О нём и другом сибиряке - Владимире Поконине, перешедшем в «Черноморец» из ангарской «Ангары», заговорит вся Одесса. Что за чудо был тот сезон! Почти весь первый круг «Черноморец» лидировал. После того, как были одержаны победы над московскими «Динамо», «Спартаком», ЦСКА и «Торпедо», одесситов окрестили чемпионами столицы. Этим команда не ограничилась: последовали победы над действующим чемпионом СССР - минским «Динамо», грозным тбилисским «Динамо»…
Владимир Финк на виду, возглавляет список лучших бомбардиров чемпионата, претендует на приз газеты «Труд» как самый результативный игрок турнира. Его партнёры по атаке в то время такие форварды, как Иван Шарий, Юрий Горячев, Игорь Беланов, которого через три года признают лучшим игроком Европы.
В 1983 году Финк и Беланов были равнозначными нападающими, но Володе удача улыбалась чаще, и он, забив в чемпионате СССР 15 голов, установил рекорд «Черноморца», до этого принадлежавший Юрию Горячеву.
«В последней игре чемпионата мы играли в Кишинёве с „Нистру“, - вспоминал позже Финк. — Проигрывая 0:1, получили право на пенальти. Вадик Плоскина говорит: „Вова, иди бей“. Но я не пошёл, результат команды для меня важнее. Вадик забил - 1:1, потом мы повели - 2:1, 3:1. До конца матча оставалось две минуты. И тут Серёга Жарков накрыл у углового флажка защитника, тот покатил мяч назад, а я его перехватил. И хотя никогда не был хорошим дриблёром, накрутил несколько человек и пробил в ближний угол. Вот так рекорд и состоялся».
Одесситы, когда вспоминают 1983 год, всегда вздыхают по команде «Черноморец» первого круга, о втором круге предпочитают помолчать. Не выдержала команда испытание славой. Ох, и вредные трубы медные! С трудом, но удержались одесситы на восьмом месте, а ведь медали были так близки!
В тот год Финк сыграл в команде больше всех матчей за сезон - 32, и по справедливости стал мастером спорта СССР. Во втором круге он немного отстал от признанных бомбардиров - Юрия Гаврилова (18 мячей) и Игоря Гуриновича (17). Но и 15 голов помнит вся Одесса! Как можно забыть хет-трик Финка в ворота тбилисского «Динамо» или победный гол в матче с минчанами, когда на стадионе собрались 43 тысячи зрителей! Такое не забывается.
Спортивные издания с восторгом описывали его подвиги. Вот лишь маленькая толика.
«Спартаковцы Москвы пошли на размен игрока, приставив Морозова к Финку так плотно, что временами москвич казался тенью одесского форварда. Жестокость не диктовалась ничем, кроме одного: дать понять Финку, что церемониться с ним не будут. Это была не проверка мастерства, а явная проверка характера. К чести Владимира, проверку он выдержал достойно».
«В матче с динамовцами Тбилиси первыми успеха добились одесситы. Бил штрафной Пасулько, навстречу летящему невысоко мячу метнулся, распластавшись горизонтально, Финк - гол был красив. Из тех, которые любители футбола заносят в особые памятки».
«Победный гол в ворота ЦСКА получился трудовым. Удар у Игоря Насташевского не получился. Но исправить положение сумел Владимир Финк. Он едва ли не на коленях выбрался из кучи, дотянулся до мяча и не ударил даже - впихнул его в сетку».
Эх, если бы не травма…
После звёздного 83-го Финк неплохо начал новый сезон, забил три гола в девяти матчах, но получил травму. Перенёс две операции. Первую сделали в Киеве. Всё прошло удачно, но его подвело чрезмерное желание поскорей вернуться на поле: раньше времени выкинул костыль, слишком быстро стал увеличивать нагрузки. И в итоге через полгода понадобилась вторая операция. Вскрыли сустав, а там и мениск повреждён, и жировое тело увеличено, и хрящи стёрты… В общем, восстановление было долгим.
В 1985 году он вышел на поле всего в 11 матчах и не забил ничего, нельзя записать в актив и сезон-86: «Черноморец», лишившийся ряда звёздных игроков, вылетел в Первую лигу.
Травма сильно досаждала Владимиру. В сезоне-87 ему стоило немало сил и терпения, чтобы заставить тренеров поверить в его игровые возможности. Доказывать приходилось уже новому тренеру команды - Анатолию Фёдоровичу Полосину.
«Черноморец» стартовал в Первой лиге лихо, одержав пять побед подряд. Причём пятую принёс Финк, за четыре минуты до конца матча забив победный гол в Никополе - 2:1.
Но после этого опять выбыл из строя, а «Черноморец» продолжал побеждать и без него. В такой ситуации тренеры, как правило, от добра добра не ищут. Но чем всегда отличался Владимир, так это твёрдым сибирским характером. Оправившись от болячек, он раз за разом отвоёвывал место в основном составе и в итоге стал лучшим бомбардиром команды - забил 12 голов в 32 матчах. «Черноморец» же за четыре тура до конца чемпионата набрал необходимое количество очков, чтобы вернуться в Высшую лигу.
Очень скоро Владимир Финк понял, что с такой травмой, как у него, играть в полную силу на высшем уровне он не сможет. Поэтому в 30 лет перешёл в команду Второй лиги - «Нистру» (Кишинёв), которая ставила цель - выйти в Первую лигу. Молдавская команда с большим отрывом обошла команды Клайпеды и Тирасполя и заняла первое место в зоне союзных республик, а в переходном турнире в Омске Владимир Финк в решающей игре забил два гола в ворота «Иртыша», и «Нистру» победил - 2:1. Так была завоёвана путёвка в Первую лигу. Последний свой сезон Финк провел в том же «Нистру» в 1989 году.
Он был исключительно добрым, отзывчивым и порядочным человеком. В Одессе его считали своим, что редкость для приезжих. Не случайно он в течение долгих 14 лет работал в «Черноморце» начальником, а затем и администратором команды. На такие должности в Одессе за красивые глаза не ставят.
Все мы гордимся, что Володя вырос из нашего алтайского футбола.
Кстати
Владимир Альт, начальник крайспортуправления:
- Мне Владимир Финк запомнился с краевой сельской олимпиады 1978 года. Я играл в нападении за Ребрихинский район, а он в защите - за сельхозинститут. Наша команда была заметно сильнее, но сыграли мы вничью - 1:1, во многом благодаря хорошей игре Финка. Олимпиаду Ребриха в итоге выиграла, а «сельхоз» даже не попал в призёры. В том же году мы выиграли Кубок края среди коллективов спортобщества «Урожай». Осенью председатель ДСО «Урожай» Валентин Васильевич Подолько предложил нашему тренеру Ивану Антоновичу Лютову сформировать на базе команды Ребрихинского района сборную для выступления в краевой спартакиаде спортобществ. Со стороны Лютов пригласил только трёх игроков - Гришу Сергиенко из Михайловки, Витю Вдовина и Володю Финка - из сельхозинститута. Финк играл у нас переднего защитника, часто подключался к атакам. Мы были сильно удивлены, когда на следующий год увидели нашего защитника в составе «Динамо» на позиции нападающего.
В 2006 году я предложил организовать детский турнир по футболу памяти Владимира Финка в Славгороде, где он рос. Этим предложением был очень тронут отец Володи, вскоре погибший в автокатастрофе, как и его сын. А турнир памяти Владимира Финка живёт уже несколько лет. В этом году он в очередной раз пройдёт 1 - 2 октября на славгородском стадионе «Кристалл». Как я знаю, в Одессе с 2005 года по инициативе футбольного клуба «Черноморец» лучшему бомбардиру чемпионата города вручается кубок Владимира Финка.
Валерий ЛЯМКИН,
«Алтайский спорт», 22.09.2011.