Елена Шалина: «Судья должен быть незаметным»
Мастер спорта международного класса Елена Шалина для алтайского спорта одна из знаковых фигур - долгие годы была лучшей лыжницей края, входила в состав сборной страны. Грандиозных побед на мировой арене она не добилась, но в компании наших великих гонщиц туристкой не была.
Не затерялась Елена Алексеевна и после окончания спортивной карьеры. Сейчас работает инспектором-методистом в учебно-спортивном отделе Алтайского краевого совета «Динамо». А с недавних пор нашу землячку стали привлекать к работе судейского корпуса на всероссийских и международных соревнованиях. Те, кто знают Елену Алексеевну давно, уверены - эта работа для неё. Компетентная, ответственная, дисциплинированная, скромная и порядочная. То есть обладает всеми качествами идеального судьи! Может быть, международного опыта не хватает, но это ж дело наживное. Мы беседовали после её возвращения из Сочи, где прошли состязания Кубка России и этап Кубка мира, приуроченный к традиционной предолимпийской неделе.
Мы для лыжников помощники
- Елена Алексеевна, как вы попали в элиту судейского корпуса?
- Начнем с того, что в Барнауле у меня работа такая: проводить соревнования в системе АКС «Динамо» - спартакиаду по 12 видам спорта. Я задействована во всех судейских мероприятиях, при этом, конечно, моей специализацией остаются родные лыжные гонки и биатлон. На судейство более высокого уровня помог выйти начальник крайспортуправления Владимир Александрович Альт, предложивший в прошлом году принять участие в общесибирском семинаре в Кемерово. Мне было очень интересно. Выяснилось к тому же, что Николай Александрович Щелканов, возглавлявший на тот момент коллегию спортивных судей России, - наш земляк. Узнав, что я с Алтая, сказал: «Давай в судейство. Научим!». После этого я побывала на всероссийских семинарах в Йошкар-Оле и Сыктывкаре. Там учили, как готовиться к соревнованиям, как их правильно проводить. Сдавала экзамены по правилам соревнований. В 2012 году я успела поработать в судейской коллегии на тестовых стартах в Сочи, где проходил заключительный этап Кубка России. Впечатления незабываемые.
- Сложной оказалась работа?
- Сложной! Каждый день мы работали с восьми утра до девяти вечера. Провели соревнования, спортсмены идут восстанавливаться и отдыхать, а мы раскладываем протоколы, номера, мешки под одежду, готовим презентации… Я работаю в секретариате - в основном, с бумагами. Как спортсмены бегут, практически не вижу. Мы сидим на первом этаже, на втором располагается группа тайминга - те, кто отвечает за хронометраж. Там масса всевозможной суперсовременной аппаратуры. В Сочи лыжный городок разборный. Соревнования провели, строения разобрали - и всё, чистое поле! Это у биатлонистов комплекс стационарный, очень большой и прекрасно оборудованный.
- Какие самые главные требования предъявляются к работе судейского корпуса?
- Самое главное: быть незаметными. Не мешать спортсменам и не попадать в телекамеры. Второе - работать так, чтобы у команд не возникало никаких проблем по организационным вопросам. Все должны знать регламент соревнований. Необходимая информация участникам должна доводиться как можно быстрее.
- А знание английского языка?
- Язык учим. Надо уметь понятно объяснить иностранцам всю необходимые моменты. Мы зарегистрированы в олимпийском волонтёрском центре, где есть специальная программа для изучения английского. Но думаю, что пришло время более тщательных и углубленных занятий.
- В игровых видах спортсмены, мягко говоря, прохладно относятся к судьям.
- Это вполне объяснимо для контактных видов спорта. В лыжных гонках и биатлоне судьи являются помощниками для спортсменов. Мы с ними очень дружны. Они часто обращаются за консультациями, разъяснениями.
- Из того, что вы рассказали, всё понятно, но я всё равно задам вопрос, который мучит некоторых особо любопытных барнаульцев: небось, Шалину постоянно тащит её подруга по сборной Елена Вяльбе, ныне возглавляющая федерацию лыжных гонок России?
- Я звонила Елене Валерьевне накануне семинара в Йошкар-Оле, куда ездит постоянный контингент судей, состоящий в основном из специалистов из Тюмени, Сыктывкара, Дёмино. Она помогла мне сделать официальный вызов из федерации. А на соревнованиях нам совсем некогда общаться, я никогда не сяду, сложив ручки, и не скажу: «Я протеже Вяльбе». Что скажут, то и делаю, без каких-то амбиций и обид: надо пакеты складывать - складываю, надо бегать туда-сюда с информацией - бегаю. У нас все друг другу помогают, налажена взаимозаменяемость. Если бы я где-нибудь плохо отработала, едва ли меня вызвали бы ещё раз. На таком уровне ответственности балласт никому не нужен.
Трасса в Сочи очень тяжёлая
- Уверен, что вы пробежались на лыжах по сочинской лыжне.
- Очень тяжёлая трасса. Большие подъёмы. Но готовят её очень хорошо. На этих соревнованиях судейский корпус насчитывал 60 человек. Немножко с погодой не повезло. Но она в тех местах всегда сложная. Бывает, на одном участке солнце вовсю светит, но буквально рядом туман стелется густой-прегустой. И тут же может повалить снег. Для биатлонистов это вообще караул.
- Словом, со снегом проблем не будет?
- Не должно. Мы жили в коттеджных посёлках европейского уровня. На одну гору нас возили на больших снегоходах в столовую, на другую - на стадион. Гостиницы сейчас строятся. На мой взгляд, на Олимпиаде 2014 года спортсмены ни в чём не будут нуждаться.
- Спортсмены-то не будут нуждаться, а вот зрители… Во время показа лыжных гонок все обратили внимание на отсутствие болельщиков по трассе и на полупустой стадион. Была информация, что билеты больше трех тысяч рублей стоили. Но только ли в этом причина?
- Идёт отладка работ системы безопасности. На Олимпийских играх она будет очень серьёзной. Очень много было полицейских, проверяли всё подряд и постоянно требовали предъявить аккредитацию. Видимо, у многих с ней возникли проблемы. Нам рассказали, что группа болельщиков из Сибири не смогла попасть на стадион из-за отсутствия аккредитации. К сожалению, они не знали, что вопрос с аккредитацией можно было решить по Интернету - заблаговременно подать заявку.
- Кроме соревнований, что запомнилось от поездки в предолимпийский Сочи?
- (Со вздохом.) Да некогда было особо-то отвлекаться. Работа, работа и ещё раз работа. Однажды только выскочили в Адлере на море посмотреть, однако погода была плохая. В Сочи дождь лил… Только на церемонии закрытия немного расслабились. В шикарной гостинице «Гранд-отель» посмотрели хороший концерт. Очень впечатлила олимпийская деревня. Единственное, что не понравилось: все гостиницы с иностранными названиями. А почему бы им не дать русские имена? Весь мир приедет в гости к нам. Ну и пусть иностранцы селятся в «Москве», а не в «Меркьюри».
- На каких ещё соревнованиях рассчитываете поработать в этом сезоне?
- Приглашали в Тюмень на Кубок мира по биатлону. Но у меня много работы в Барнауле. Слава богу, заместитель председателя АКС «Динамо» Алексей Алексеевич Минин идёт навстречу, отпускает на важные соревнования.
- Судьям тоже надо быть в хорошей спортивной форме…
- Немножко катаюсь на лыжах в выходные. Но большого желания регулярно тренироваться не испытываю. Наверное, набегалась в своё время.
Верю в Кузюкову
- Велики ли шансы наших земляков попасть на зимние Игры?
- У меня все надежды на Ольгу Кузюкову. У неё есть все необходимые качества, и самое главное - характер. Общалась с её тренером. Он уважительно так сказал: «Это «овчарка»!". Спортивная злость - необходимое качество для настоящих лидеров. Впечатление такое, что, если надо, они разорвут соперницу в клочья. Помню, в какие гляделки лидеры моей поры с конкурентками играли, морально уничтожали (с улыбкой). У меня такого не было и, может, поэтому до главных вершин не дошла.
- Как нынешнее поколение сборной выглядит на фоне конкурентов?
- Женский состав у норвежек в Сочи прилетел не такой сильный, как мужской. Юстина Ковальчик из Польши была не в форме. Она даже призналась: мол, только здесь поняла, что она такой же человек, как все. Даже железный Петер Нортуг признал сложность сочинских трасс.
- Что подсказывает опыт спортсменки: родные стены нам помогут?
- Всё в ногах спортсмена! Готовиться нужно очень серьёзно. У мужчин спринтерская команда тренируется отдельно от дистанционщиков. Но спринты что показали? Дистанционщики выигрывали - Яппаров и Вылегжанин! Они проделывают очень большие объёмы. Спринтеры работают меньше, вроде как большие объёмы им ни к чему. Но сочинские этапы показали: спринтерам тоже надо уметь терпеть. Петухов был вообще никакой. Он сам по себе крупный, тяжёлый, и на таких трассах ему пришлось вдвойне труднее.
Моё личное мнение: лыжники должны быть универсалами. Я не понимаю мотивы разделения на спринтеров и дистанционщиков. А мы как раньше выступали? Конечно, таких спринтов не было, но небольшие дистанции - особенно в конце сезона - постоянно бегали.
- На что наши сборники, по-вашему, могут рассчитывать на олимпийских стартах?
- У меня больше надежд на мужчин. Сложно сказать, почему у женщин сейчас дела идут не очень удачно. После плеяды Вяльбе, Лазутиной, Гаврилюк, Даниловой, которым в мире долгое время не было равных, наступил спад. Тренеры говорят, что просто нет талантов такого калибра, как раньше. Однако наши прежние «звёзды» были не только талантливы, они ещё и очень много пахали. Сейчас в женской сборной нет явного лидера. Где-то одна выстрелит, где-то другая. Но забойщика нет.
Считаю, надо поднимать лыжный спорт по всей России, а не только в нескольких богатых регионах, вроде Тюмени, которая просто скупает всех мало-мальски талантливых спортсменов. Надо воспитывать тренерские кадры. У нас на Алтае с квалифицированными тренерами-лыжниками сейчас негусто. Недавняя смерть Сергея Зорина усугубила ситуацию. Девчонки, которые у него занимались, попали в сложную ситуацию. Особенно это касается Ярославы Черданцевой.
Звёздность и скромность
- Приходилось слышать, что многих молодых спортсменов и спортсменок (да и не только молодых, как показывают последние события с нашими сборниками) портит погоня за длинным рублём. Из параллельного зачёта они пытаются выжать максимум возможного. Как в «12 стульях» Ильфа и Петрова: «Утром - деньги, вечером - стулья». Но «стулья» часто получаются кривыми.
- После Сочи беседовала с одним специалистом. На его взгляд, одна из проблем в том, что у нас очень поспешно начинают раздувать звёзд. Девочка ничего выдающегося не сделала, а о ней уже пишут большие материалы в гламурные издания, устраивают фотосессии, называют знаменитой.
Ну вот Юлия Чекалёва заняла второе место в гонке на сочинском этапе Кубка мира. Многие сильные соперницы отсутствовали, вроде бы скромнее надо быть, но Юля начинает выдавать на всю страну и мир: всё плохо, трасса неважная, прокатчики безобразные… Да со всей России приехали три десятка прокатчиков! Мальчишки работали как проклятые. Но вы же видели по телевизору, какой был сильнейший снегопад. Скромнее надо быть.
В моё время, когда в сборной начинался новый сезон, великий наш тренер Александр Алексеевич Грушин говорил: «Забудьте про регалии и медали. Старты покажут, кто есть кто». И действительно, великие лыжницы не звездили на каждом углу, а вкалывали. А ныне главный интерес у многих - где больше платят, где дадут квартиру побольше? Бегают из одного региона в другой. Забывают про своих тренеров, малую родину…
- Наша беседа проходит в интересный день - остался ровно год до старта Олимпиады. Чувствуете волнение?
- Очень сильное. Мы так волновались на этапе Кубка мира - даже сна не было нормального! Не дай Бог что-то не так сделать… Хотелось бы верить, что Олимпиаду мы проведём на самом высоком уровне.
Сергей ЗЮЗИН, специальный корреспондент «Российской газеты» в Барнауле,
«Алтайский спорт», 14.02.2013.