Данила Походяев: «Приглашение в сборную стало настоящим шоком»
Самый ценный игрок первенства России среди юношей 2001 года рождения рассказал официальному сайту РФБ о жизни вдали от дома в 17 лет, о борьбе с московскими соблазнами и о том, как можно круто изменить свою судьбу, сменив бильярдное сукно на баскетбольный паркет.
- Титул MVP стал для вас неожиданностью?
- Полной! Финал у меня совсем не получился (10 очков, броски с игры - 4 из 12, трёхочковые - 1 из 6, штрафные - 1 из 3, 6 подборов и 1 перехват. - Прим. Russiabasket.ru). Но вообще я по ходу турнира набирал обороты, старался помогать команде, как мог. Работал только на максимуме. Не ждал, что стану лучшим игроком. Для нас главной задачей было победить. В Пермь мы ехали только за первым местом, никакой другой результат даже не рассматривали.
- По турниру Москва-2 «прошлась катком». А особенно впечатляюще команда выглядела в полуфинале против Московской области-2 - 105:38! Тяжело после такого разгрома настроиться на финал? Как в подобной ситуации не почувствовать золотые медали на шее раньше времени?
- Да, насчёт «катка» вы верно заметили. Мы как будто не замечали соперников. А в полуфинале ещё и кураж поймали. У нас получалось практически всё, а у соперников - ничего. Но всё-таки понимали, что в финале против Краснодарского края легко не будет. Ребята провели сложнейший полуфинал против Химок (68:65), и мотивация на финал у них была запредельная. Но и мы серьёзно подготовились.
- В Москве-2 вас не назовёшь явным лидером. Титул MVP вам присудили, пожалуй, не за выдающуюся статистику, а скорее за стабильность. Согласны?
- Даже не знаю. Играл, не думая ни о чём, кроме командного золота. Тем более, что я ещё ни разу не был чемпионом России. Что касается стабильности - тут всё просто. Команда помогала - я забивал.
- Вы, как и многие ваши партнёры по команде, начинали это первенство России в Москве-1, а заканчивали в Москве-2. Как так получилось?
- Мы приехали с Москвой-1 на аолуфинальный этап, начали играть. И только после трёх матчей нам сказали, что у одного из наших игроков что-то не так с документами. Записали нам в этих матчах по 0:20. Две оставшиеся встречи мы крупно выиграли, но для выхода в финальный этап этого не хватило. Зато туда попала Москва-2. В итоге мы поехали в Пермь под другим названием. Та же команда с тем же тренером, но как Москва-2.
- Вы как игрок ЦСКА с самого начала могли играть за Москву-2, потому что в региональном отборе ваша команда заняла второе место после «Тринты» Александра Антипова. Но вас взяли в Москву-1. Как усиление?
- Да, всё верно. Лично для меня нет никакого значения, за какую команду играть - первую или вторую. Это всё равно сборная Москвы. Тем более, что со многими ребятами я знаком по выступлениям за сборную U-16. И с тренером тоже.
- По стилю Антипов отличается от других тренеров?
- Наверное, больше внимания уделяет дисциплине, требует ответственнее играть в защите. Взгляды у него современные, он следит за развитием баскетбола в мире, подмечает что-то новое. А вообще требования у всех тренеров примерно одинаковые.
- Вы затронули тему сборной U-16. И здесь нам никак не обойтись без неприятных воспоминаний. Что же такого случилось прошлым летом в Подгорице, где наша команда вместо борьбы за 1−8-е места заняла последнюю, 16-ю строчку и вылетела в дивизион «Б»?
- В 1/8 финала мы вышли на Латвию - и думали, что повезло, потому что нам могла достаться и Испания. Латышам мы дважды проиграли в ходе подготовки к турниру и на этот матч выходили с запредельной мотивацией - доказать, что это была ошибка. Наверное, по настрою это была наша лучшая игра на турнире. Вели в счёте весь матч, но в конце поддались эмоциям (Виктор Лахин после забитого мяча получил технический фол. — Прим. Russiabasket.ru) и позволили соперникам перевести встречу в овертайм, где им повезло больше.
- Но после этого, чтобы занять 16-е место, нужно было проиграть ещё три встречи подряд. Что произошло?
- Мы никак не могли отойти от поражения в 1/8 финала. Уже на следующий день был матч со Словенией за 9−16-е места, и его мы проиграли без шансов (54:78).
- А после этого - ключевой поединок против Швеции за место в дивизионе «A». И его сборная России проиграла почти так же, как и Латвии: вела весь матч и уступила в овертайме.
- Не знаю, что тогда случилось. Может, где-то сыграла свою роль психология. У нас сильная сборная ребят 2002 года рождения, и мы понимали, что они через год должны выступить в дивизионе «A». Но сохранить для них это место у нас не получилось. Что тут скажешь…
- Вообще насколько тяжело в 16 лет выходить на площадку с надписью «Россия» на груди, с флагом на форме и гимном на арене перед игрой? Это не давит?
- Нет. Наоборот, это здорово, когда ты играешь не только за себя и своих партнёров, а за страну, за Родину. Не думаю, что именно это сказалось. Мы в любом случае должны были выходить в восьмёрку. Ребятам из других команд ведь тоже всего по 16 лет.
- Говорят, что в этом возрасте особенно чувствуется разница между Россией и европейскими сборными. Вы успели это ощутить?
- Некоторые ребята физически сильнее, играют «на спокойствии». Понимают свои сильные стороны и используют их. Мне в этом смысле больше всего запомнился матч с французами в группе. Они очень мощные физически, у них есть два-три созидателя, через которых строится вся игра. И они показывали довольно взрослый баскетбол, высокий не по годам игровой интеллект. Мы к этому оказались не готовы. А Франция в итоге и стала чемпионом Европы.
- Вернёмся к главной теме - вашему золоту. Вы в Москве проводите только первый сезон. Как вам в ЦСКА после родного Барнаула?
- Поначалу тяжело было. И из-за того, что пришлось привыкать к жизни вдали от семьи, в городе, где никого не знаю. И из-за интенсивности тренировок, которые не сравнятся с тем, что было дома. Уставал после них очень. Где-то игра не удавалась, я переживал из-за этого. Но потихоньку прошёл месяц, потом другой - и постепенно нашёл ритм, привык. Сейчас, когда уже полгода позади, спокойно ко всему отношусь. Конечно, скучаю по дому, по родителям, но и они тоже понимают, что здесь я лучше вырасту как игрок.
- Тяжело в 17 лет жить в Москве вдали от родителей и не поддаваться многочисленным столичным соблазнам?
- Да на это особо нет времени. Так на тренировках устаю, что лучше посплю, чем пойду куда-то. Просто нужно понимать, зачем я приехал в ЦСКА. А я приехал работать и прогрессировать как баскетболист.
- Как вы вообще прошли путь от маленького мальчика с Алтая до игрока сборной России U-16?
- Вообще-то лет до 13−14 я не думал, что стану баскетболистом. С семилетнего возраста занимался бильярдом - и довольно серьезно: участвовал в первенствах России. А потом в какой-то момент мой школьный учитель физкультуры Александр Николаевич Асадчев убедил меня, что с таким ростом мне лучше играть в баскетбол. Я попробовал - и мне понравилось. Мы съездили школой в детский лагерь «Орлёнок», там парни играли в стритбол, и я в конце концов сказал: «Всё, бильярдом заниматься не хочу, надоело. Хочу играть в баскетбол». Пошёл в ДЮСШ «Победа» в Барнауле, позанимался там пару месяцев - и уже поехал на первый турнир, «Кубок Сергея Белова» в Томске. Хотя в тот момент практически ничего не умел. Потом играл в первенстве России, в том числе против ЦСКА. И, видимо, к тому моменту уже что-то показывал. На первом же финальном турнире в Севастополе меня заметили и после этого пригласили в сборную. Для меня это был настоящий шок! Заниматься ведь начал совсем недавно.
- Играть в системе ЦСКА - это давление или мотивация?
- Конечно, конкуренция здесь высокая. Но она стимулирует. Есть ребята, которые лучше тебя. Но ты постоянно хочешь превзойти их, доказать тренеру, что достоин большего. Поначалу тяжеловато, потому что кто-то играет здесь уже давно и чувствует себя как дома. И я сразу осознал, что будет трудно. Вообще не представлял, как смогу здесь закрепиться. Но сейчас понимаю, что достоин этого.
Russiabasket.ru, 20.03.2018