Максимальные обороты. Алтайская федерация автоспорта в этом году вышла на новый уровень

Максимальные обороты. Алтайская федерация автоспорта в этом году вышла на новый уровень Максимальные обороты. Алтайская федерация автоспорта в этом году вышла на новый уровень

В прошлые годы Алтайская федерация автоспорта День автомобилиста традиционно отмечала зрелищным джип-спринтом. Этой осенью соревнований не будет из-за пандемии. Тем не менее нашим автоспортсменам и без этого есть чем гордиться и хвастаться.

Приятное послевкусие

Летом Алтайская федерация автоспорта вышла на новый уровень (АФАС). То, что наши организаторы и судьи способны проводить турниры российского уровня, было ясно давно. А в июле без сучка и задоринки прошли два этапа ралли «Шёлковый путь», крупнейшего международного события. Как это удалось и что будет дальше, рассказал председатель АФАС Александр Чернюк.

— Саша, соревнований в День автомобилиста нет из-за пандемии?

— Да. Эти мероприятия больше были нацелены на зрителей, на них собиралось по две-три тысячи человек. Сейчас такую аудиторию собирать нельзя, а какой смысл без этого. Мы закрыли летний сезон чемпионатом Сибири по трофи-рейдам в Тягуне. Они тоже прошли без зрителей, к сожалению.

— Есть ощущение, что в этом году АФАС вышла на новый уровень, во всяком случае, имиджевый. Автомобильные соревнования посетил губернатор Виктор Томенко, ты был рядом с ним и объяснял нюансы мероприятия.

— Если я правильно помню, глава региона посетил соревнования, проводимые АФАС или при нашем участии, впервые. До этого были только заместители, прямого общение с губернатором не было ни разу. Мне сложно судить, на какой уровень мы вышли. Мы просто делаем своё дело, кто-то помогает, кто-то завидует. С ралли «Шёлковый путь» мы справились на 100%, есть приятное послевкусие, хорошие отзывы.

— Второй спецучасток по территории края правда был неожиданным?

— Это была ещё одна головная боль, с которой мы тоже справились. Перед вторым этапом прогрейдировали трассу, чтобы увеличить скорость. После первого этапа на Алтае пилот команды «КамАЗ-Мастер», многократный победитель ралли Дмитрий Сотников отметил, что может добавить, но страшно: на неровной дороге машина становится неуправляемой, а вокруг все-таки зрители. Мы исправили недочёты, чтобы пилоты не ограничивали себя. Скорости на самом деле выросли, было где разгуляться. Тем более борьба на последнем этапе шла между Сотниковым и Вязовичем, их разделяло совсем немного. Любая ошибка могла стоить победы. Все задействованные службы справились прекрасно. Я до последнего ждал, что у нас может быть провал в каком-то аспекте, но всё прошло отлично.

— Не было возможности для разнообразия отправить пилотов не из Рассказихи в Акутиху, а в обратном направлении и организовать в Барнауле закрытие и награждение?

— Нет, тогда бы всю roadbook (схема маршрута, по которой ориентируются пилоты и штурманы. — Прим. авт.) надо было переписывать заново. А все церемонии должны проводиться на территории бивуака, для него всё было подготовлено на Ае.

— Главный вопрос: что дальше?

— 2022-й год пока под вопросом. Ковидные ограничения сохраняются, страны закрыты. Исходя из этого, организаторы и будут прокладывать маршрут. Не готов сказать, пройдёт ли он через Алтайский край снова. Хотя всё руководство ралли отметило, что у нас был один из лучших этапов за всю историю «Шёлкового пути».

Три направления

— Трассу Рассказиха — Акутиха можно использовать под внутренние нужды АФАС?

— Ралли в нашем регионе не развито: нет ни автомобилей, ни спортсменов. Всё нужно начинать с нуля, что в нынешних условиях особо сложно. Лучше поддерживать и развивать направления, которые у нас хорошо представлены — это дрэг-рейсинг, автокросс и трофи. Ещё в крае сильное ретро-направление, есть дрифт, но он в начальной стадии.

— В каком из направлений больше успехов?

— Дрэг-рейсинг — наша локомотивная дисциплина, есть победы на Кубках и чемпионатах страны. Руководитель направления Андрей Ан — профессионал своего дела. Эти автогонки и зрителям понятнее всего: всё на глазах, все это видели в фильмах — дым из-под колес, горящая резина, девушки. Автокросс у нас остался с советских времен, корни оттуда. Трофи — тоже наша традиционная российская дисциплина, всем понятная. Поехать на рыбалку или охоту и не забуксовать — как это? Отсюда и вышли соревнования. Здесь тоже есть неплохие достижения: Павел Витман на Кубке России был пятым, Денис Бабич седьмым.

— Ты сам выходец из трофи-рейдов. В роли председателя АФАС удаётся находить баланс между дисциплинами?

— Кто-то считает, что да, кто-то нет. Как частное лицо Александр Чернюк я могу участвовать в соревнованиях по трофи и спонсировать их на частные средства, а как руководитель федерации ровен и честен со всеми: условия должны для всех быть одинаковыми.

— Автокросс — дисциплина с большими традициями, но сейчас, по сути, он остался только в Рубцовске.

— Спортсмены есть не только там, и результаты тоже есть. Алексей Пустовалов из Бийска стал мастером спорта. Но трасса, на которой можно проводить соревнования, осталась только в селе Бобково Рубцовского района. Автокросс всегда был делом семейным, дети приходили по стопам отцов. Но сейчас есть молодые пилоты, которые начали заниматься сами по себе.

Сложность автокросса ещё в том, что машина для него должна быть обязательно подготовлена. В дрэг-рейсинге или трофи-рейде можно участвовать и на гражданском автомобиле, есть соответствующие классы. В кроссе же обязателен каркас безопасности, так как без переворотов там не обойтись. Не все, кто хотел бы заниматься, могут позволить себе собрать машину для кросса.

— Одно время проблемой были нелегальные гонки. Удалось с ними справиться?

— Не до конца. Главная проблема нелегальных гонок — безопасность. Официальные соревнования согласованы, там присутствует полиция, медики и другие экстренные службы. На нелегальных ничего нет. При этом, не дай бог случись что, достанется и им, и нам. Организаторы таких гонок зачастую думают только о шоу, а любая красота и веселье в любой момент могут стать страшными и опасными. Автомобиль — источник повышенной опасности, об этом нельзя забывать.

При этом я не сторонник того, чтобы просто всё, что не по нормам, взять и закрыть. Лучше сделать так, чтобы проводили по всем правилам. Не буду скрывать, что это сложно. Те же шлемы на джиперских соревнованиях некоторые участники поначалу принимали с боем, не понимали, что для их же блага. Но сейчас все в них. Вообще, соревнования делятся на три категории — нелегальные, официальные, неофициальные (то есть всё согласовано, но они не внесены в календарный план). Последние два вида нас устраивают, а с первыми нужно сделать так, чтобы они перешли в любую из этих категорий.

Ярослав МАХНАЧЁВ (фото автора),

«Вечерний Барнаул», 29.10.2021.

Кстати

Когда материал готовился к печати, стало известно, что барнаулец Сергей Мудрик на автомобиле Chaser Toyota выиграл Кубок России по дрэг-рейсингу (ещё один наш земляк Олег Крохин - шестой. — Прим «АС»). Как сообщает сайт компании BMS Engineering, на последнем этапе соревнований в Грозном дождливая погода не позволила участникам полноценно провести даже квалификационные заезды, но для команды BMS Racing, чьим пилотом является Сергей Мудрик, потеря четвёртого этапа уже не имела значения, потому что три этапа из четырёх команда выиграла. Три первых места обеспечили Сергею Мудрику и команде BMS недостижимый для соперников отрыв по очкам и убедительную победу в RDRC в классе FSB (7.6 секунды). По информации официального комитета соревнований, на одном из этапов Кубка России Сергей Мудрик показал лучшее время сезона и установил личный рекорд - 7,601 секунды при скорости на финише 289 км/ч.