Павел Витман: «Принять участие в таком серьезном соревновании - это уже почти победа для всех нас!»

Фото из личного архива Павла Витмана Фото из личного архива Павла Витмана

Заключительное соревнование автоспортсменов сезона-2019 в дисциплине «трофи-рейды” состоялось 26−30 сентября в окрестностях поселка Старая Малукса Кировского района Ленинградской области. По итогам прошедшей гонки в зачетах ТР1, ТР2 и «Абсолютный” были определены чемпионы по трофи-рейдам России, а так же обладатели Кубка России.

Благодаря пресс-центру Комитета по трофи-рейдам Российской федерации автоспорта мы получили комментарий Павла Витмана (а скорее даже его дневник) капитана одного из барнаульских экипажей, принявшего участие в этом экстремальном соревновании.

То, что мы поедем на Кубок России мы знали еще в том году, когда принимали участие в Кубке России 2018 года.

Тогда у нас не было никакого понимания: как готовиться, что за формат у гонки - оказалось, что 4 дня соревноваться надо! Но мы поучаствовали, посмотрели, прикинули что к чему, и подготовились к участию в КР 2019 посерьезнее: собрали команду из 33 человек - кроме спортсменов у нас есть и механики, и завхозы и даже повар.

Машина у нас была в принципе готова, но некоторые тонкости почему-то становятся видны только при непосредственной борьбе с другими конкурентами вживую, - в интернете смотреть оказалось не очень информативно, так что все, что мы вживую увидели -в том году - собрали, приготовились и приехали!

Готовили машины в течение года - подвеску дорабатывали, более скоростную ее сделали, модернизировали лебедки, моторы, но не было возможности тестировать автомобили в полноценном режиме. Трофи-рейды на местном уровне нашего края соревнования похожие, но грунты разные, ковровые болота отличаются. Так что нам сложно было выставить настройки подходящие без опыта.

В первый же боевой день началась адаптация: мы не могли определиться, как проходить трасссу - ехать на лебедке, тянуться с трапиками, или потихоньку объезжать болота по краю, в общем, привыкали, срабатывались со штурманом.

На второй день - на ДСУ особых трудностей не было: разве что я немного «перегорел” на старте. До этого мы с кавказцами на Ниве (видимо, имеется ввиду экипаж из Черкесска), придумали план, но задуманное не вышло. Они - ребята горячие, непростые, ну и мы ударять в грязь лицом не хотели - ехали с ними на грани, вышел небольшой «конфликт” на трассе - контактная борьба, но в итоге нас можно сказать, что слили. Машина не пострадала и мы были готовы к третьему дню соревнования.

На третий день к нам наконец пришло понимание, как же вообще проходить трассу - поняли, что где-то можно болота объезжать, где-то проходить напрямую, где-то даже ускоряться. Ехали стабильно, нигде не буксовали, не застревали, но у остальных почему-то получалось быстрее. Хотя и участники были матерые, все шустро делали. Мы догоняли соперников на болоте, а на скоростных отрезках не могли составить конкуренцию, хотя все технические возможности для этого в нашем автомобиле есть. Это все опять же потому, что, у тех, кто знаком с этими трассами, настройки автомобиля более тонко выставлены.

Третий день мы финишировали - уложились в норматив, поняли, что вышли на пятую позицию - и приободрились! И машина цела, и поняли,

что можем все-таки что-то показать, - механики взялись за настройки, а нам удалось немного отдохнуть перед заключительным днем. И все было здорово, поехали поинтереснее: четвертый день начинался с подъема, там мы испытали на себе прессинг конкурентов - было видно, что они все амбициозно настроены, наш пыл немножко на этом фоне поугас, не смогли заехать в створ с лидерами, поэтому у нас преследование небольшое получилось. Правда, через 3 км был трудный участок с чернягой, там мы всех нагнали, даже две-три машины обошли по пути к болоту. А вот ковровые болота друг другу рознь - где-то слегка красное, но вообще не едущееся, а буквально через два метра едешь - и уже достаточно плотно, можно быстрее двигаться. Мы только во время гонки поняли, как проходить эти северные болота - лучше зигзагами ехать, перетягиваться, но не тянуться лебедкой. Пока адаптировались - потеряли время, так что в норматив не уложились на 20 минут, в тройку лидеров не зашли. Но ничего, шансы были. Думаю, это наша общекомандная проблема - не научились мы еще ездить по такой трассе. Но выводы сделаны, поняли к чему стремиться и над чем работать. На следующий Кубок мы уже точно знаем, что приедем, это 100%. Машину мы доработаем, донастроим и будет все здорово.

К тому же команда у нас отличная, с хорошими возможностями, и есть Бориха, спонсор, который нам помогает. Все-таки расстояние в 4000 км - достаточно дорогостоящая поездка выходит, а ввиду такого спонсора, который выделяет бюджет на перевозку техники - огромный плюс в нашем случае. Так что мы еще больше готовы стараться.

Огромную поддержку нам дает Алексей Кутовенко (пилот экипаж № 19, на Suzuki Jimni из Бердска Новосибирской обл.), он тоже принимал участие в Кубке. Алексей имеет непосредственное отношение к Борихинскому пивзаводу, благоадря его поддержке у нас есть возможность взять с собой в дальнюю дорогу вообще все, что только хочется - бани, мойки, запчасти - три фуры привезли вещи и технику для нашей команды в базовый лагерь. Мы прекрасно понимаем, что многие спортсмены из удаленных от столицы регионов страны хотели бы принять участие в здешних гонках, но далеко не у всех есть такая возможность и такая поддержка. Так что мы невероятны благодарны Алексею Кутовенко, за то, что он верит в нас и всячески поддерживает.

Как проходит жизнь в лагере? У каждого из членов команды есть своя зона ответственности и функционал: пилоты и штурманы, понятно, преодолевают трассу, но чтобы мы могли спокойно гонять, есть повар, задача которого накормить всю нашу веселую компанию. Каждую машину на гонке обслуживает свой механик, есть завхоз, который следит, чтоб у всех было достаточно топлива, привозит воду, топит баню, есть руководитель команды - Армен, он и наш тренер и адвокат одновременно, берет на себя все административные дела, ведет диалоги с судьями.

Нам было очень интересно понаблюдать за жизнью уже опытных, кто как живет, что с собой берут, какие механики, к чему готовы - и мы тоже теперь понимаем, что стоит с собой везти, а что проще уже здесь приобрести - тонкости изучили. К тому же общались с другими спортсменами: у меня много было вопросов - для чего вы вот так делаете, какие нюансы при подготовке автомобиля мне стоит еще учесть? И бывалые делились опытом, и в свою очередь тоже меня спрашивали, что мне помогает, я рассказывал о своих наработках, подходящих для борьбы на трассе своего родного региона.

Какие трудности были? В первую очередь режим соревнования: четыре дня гонки подряд дают о себе знать, надо быть постоянно готовым к каждому дню, как к старту в первый день. После финиша спецучастка не расслабиться - надо обслужить автомобиль, помыть, простучать, донастроить, все проверить, самому себя в порядок привести. Ну и время организму тоже требуется перестроиться при смене часовых поясов - так-то у нас + 4 часа разница к московскому времени, по которому проводилась гонка. Лимит времени на прохождение спецучастка заставляет нервничать, сама гонка в несколько дней подряд по ритму сложная, выматывающая, расстояния такие преодолевать для нас тоже диковато. То есть сам по себе формат Кубка России по трофи-рейдам требует понимания, готовности внутренней к тому, что ты должен выходить на старт и приходить к финишу четыре дня подряд, как в первый день, при этом важно распределять время четко, не пропускать приемы пищи, отдыхать, высыпаться, чтоб были силы на все. И это не так уж легко, как может показаться на первый взгляд.

Какие ставили задачи на Кубок? Конечно, хотели навязать борьбу соперникам, себя показать, что мы можем. Что-то получилось, что-то нет, но опять же - все приходит с опытом, который мы точно обогатили на соревновании 2019 года.

Ну и результата мы все-таки добились - попали в 5-ку сильнейших спортсменов дисциплины трофи-рейды страны, я считаю - это уровень!

Сокомандники тоже пытались проявить себя максимально ярко. Принять участие в таком серьезном соревновании - это уже почти победа для всех нас!

Отчет о соревнованиях читайте по этой ссылке.